- Transport on Line -

...Им овладело беспокойство... Сами прекрасно знаете, как человек чувствует
себя перед поездкой - все еще вроде здесь, но, с другой стороны, вроде
уже и нет. Когда, например, смотришь на часы и думаешь, что в это время
завтра ты уже будешь совсем в другом месте, будешь лететь или ехать или
даже, быть может, плыть. На душе тоска какая-то, смешанная одновременно
с предвкушением путешествия. Однако, все это, видимо, к данному перемещению
тела в пространстве относится весьма относительно. Потому что это, с одной
стороны, - путешествие между двумя странами, а с другой - вроде бы прозаическая
поездка из Москвы, скажем, в Курск.

Разговор идет о поездке из Швеции в Финляндию на корабле (или в обратном
порядке, кому как нравится). Ни паспорта не надо, ни визы, нет никакого
таможенного контроля, все упрощено до предела (и так уже полвека). Корабль
(или паром, как принято у местных его называть) отходит в 6 вечера. Собственно
говоря, существуют две компании - Viking Line и Sylvia Line, первая чуть
дешевле, вторая чуть, соответственно, дороже. Такой людской круговорот
по морю из одной страны в другую составляет маленькую, но обязательную
часть жизни скандинавов, что-то типа поездки чартером на Майорку или в
Грецию, которую хочешь - не хочешь, но сделаешь, то ли просто от тоски,
то ли потому, что знакомые затащат.

Каждый это все должен испытать и пережить хоть раз в жизни, это часть
неповторимого нордического experience (переживания). Тем не менее, лодка
отбывает в 6 вечера и первые пару часов идет по "шхерам", но
не норвежским, со скалами, крутыми обрывами и т.д., как иногда может сложиться
мнение, а по узким проливам между островами самых различных размеров с
красными домиками дачного типа и причалами для лодок. Шхеры со шведской
стороны гораздо более впечатляют, чем с финской, чем шведы, конечно, невероятно
горды.

Корабль бесшумно скользит по невидимому узкому коридору, ограниченному
по бокам мигающими маяками и низкими, экологически чистыми тучами сверху,
проплывая в кажущейся, на первый взгляд, даже опасной близости от островов.
Надо сказать, что в Скандинавии существует понятие так называемого allemans
ratt, т.е. права всеобщего пользования природными красотами - можно взять
лодку и, причалив к любому острову, где только не написано privat, грилить
мясо, загорать, собирать грибы и ягоды и вообще насладиться коротким, хотя
и малоснежным скандинавским летом.

Однако, возвращаясь к плаванию: мало кто из пассажиров любуется красотами
пейзажей. О нет! Время покупок! В магазине tax free уже выстроилась очередь
за "бухлом", как в славные советские времена. Стоят студенты
в одинаковых комбинезонах, увешанных значками, пенсионеры, безработные,
люди, едущие компанией, и одиночки. Кого здесь только нет - однажды ваш
покорный слуга присутствовал даже на чем-то вроде плавучего слета финских
фашистов, где наряду со стереотипными бритоголовыми типажами в татуировках
был и местный фюрер - человек с гитлеровскими усиками с сыном-тинэйджером,
который объяснял всем желающим очевидные и бесспорные преимущества белого
строя. В другой раз ваш слуга встретил "финскую швейцарку" из
Женевы - абсолютно фантастический гибрид нашего времени, дитя брака финна
и француженки, которая ехала к бабушке в далекую северную деревню, свободно
общаясь на совершенно для меня лично марсианском языке финно-романской
группы.

В 94-м, когда в Финляндии безработица дошла до 20 процентов, лодки были
забиты молодежью, у которой не было никакого шанса и никаких денег ни на
что, кроме этой поездки за 24 часами беспамятства в морском зазеркалье.

А тем временем в бутике покупается все что угодно, лишь бы это что-то
было жидким и годным для наливания в стакан. Дальше люди расходятся по
своим каютам (у кого они есть, потому что можно ехать и без кабины, где-то
за 24 доллара в одну сторону), пьют и, чтобы придать этому занятию видимость
интеллектуальности, играют в карты, "вручную" или на покерном
автомате, нажатие кнопки которого так сильно напоминает звук облупливаемого
крутого яйца.

Пьют серьезно, пьют, чтобы забыть всю эту зашоренную скандинавскую реальность.
Вообще, неясно, кто пьет больше - русские или скандинавы (в самой Швеции
на полном серьезе идет вот уже много лет дебат чуть ли не на политическом
уровне о том, можно ли веселиться без алкоголя - и ответ пока еще не найден).
Видимо, общее умозаключение можно сформулировать таким образом, что русские
пьют более жестко и целеустремленно, а скандинавы - так, больше по простоте
душевной. Разница, видимо, в тех реальностях, от которых те и другие бегут,
а эти реальности, как известно, весьма различны.

Потом начинаются поиски приключений - можно пойти послушать dance band
(для старшего поколения), или румынского барда с обязательным шотландским
именем, исполняющим что-то из Pink Floyd или Led Zep, посмотреть после
этого шоу какой-нибудь русской или в крайнем случае болгарской группы современного
танца имени песни и пляски, пойти в диско, где после многих литров выпитого
люди, наконец, более или менее раскрепостились. Веселье идет полным ходом,
люди, наконец, общаются в рамках, заметно деформированных алкоголем. Танцы
под "АББА" (которая в период своего активного творчества на родине
не была популярна по причине легендарной шведской зависти) и Ace of Base
и Dr. Alban (которые, однако, весьма популярны). После закрытия диско новые
друзья не могут расстаться и, верные многовековой традиции собираться у
киоска hot dogов, стоят и что-то еще в меру личного опьянения обсуждают
(хотя самого киоска на лодке, конечно же, нет, но если сделают, то он,
без сомнения, будет популярнейшим местом).

В основном на корабле путешествуют местные, летом много только что вышедших
из колледжа американцев в клетчатых шортах с огромными рюкзаками и открытыми
оклахомскими лицами, которые искренне изумляются, когда все, к кому они
только ни подходят, сразу начинают говорить с ними по-английски. Из интересных
персонажей существует целая категория иностранцев, проживающих в Скандинавии,
которые плавают на лодке исключительно за сексом. Сцены похищения светлой,
хотя и сильно опьяненной Европы каким-нибудь темным мавром, вынырнувшим
из лифта, схватившим первую попавшуюся и тащащим ее в каюту где-то после
двух ночи, редкостью не являются.

Но утро неизбежно настает, вне зависимости от того, как бы мы ни хотели,
чтобы ночь длилась вечно. Дедушки, бабушки и дети под музыку финских "Песняров"
идут в буфет. Спирт-туристы выползают в tax free, работающий до минуты
открытия дверей лодки на выход, и закупают ящиками пиво, которые они потом
аккуратно грузят на раскладные тележки и заботливо пристегивают, создавая
своеобразные вавилонские башни на колесном ходу. Корабль приходит в 9 утра
по местному времени. Кому надо - те выходят в город. Молодежь на лодке
спит. Большинство не покидает судно, а отсыпается целый день, чтобы проснуться
опять к открытию tax free бутика на обратном пути домой. Многие шведы путешествовали
много раз в Хельсинки, но ни разу так и не ступили на славную землю - прародительницу
детанта в суровые годы застоя и холодной войны.

Закинув сумку на плечо, я выхожу в Хельсинки. Ничего не изменилось с
тех пор, как я был здесь в последний раз. Да и что здесь может измениться?
Постоянство - залог успеха, это широко известно. Идет легкий снег, видимость
достаточная, нормальная летная погода. Славно, значит, можно пройтись до
центра...