- Transport on Line -

А.БЕРКОВИЧ

Конечно, для Лондона, с его узкими улицами и бесконечными очередями
машин, велосипед не самый безопасный вид транспорта. Поэтому его не столь
уж часто увидишь среди уличного потока, разве что в Сити, где на велосипедах
развозят срочную почту -- быстрее получается, чем на машине или мотоцикле.
Но чуть подальше от центра, где движение полегче, его предпочитают все
больше горожан.

Собственно первый патент на велосипед выдан в Лондоне в 1818 году. Деннис
Джонсон подхватил французскую идею, и вскоре его металлическая версия деревянной
французской машины стала завоевывать сердца молодых англичан. На тех, причудливых
и одновременно элегантных конструкциях, английский джентльмен при цилиндре
вызывал восхищение у дам, да и сам велосипед скорее выглядел предметом
аттракциона, чем средством передвижения.

Инженеры соревновались в создании новых моделей, и уже к 1890 году велосипед
был вполне конструктивно похож на изделие конца XX века. А с появлением
новых материалов -- уже в наше время -- конструкторы начали реализовывать
новые идеи. Mountain bike, своеобразный вездеход на человеческой тяге,
стремительно ворвался в нашу жизнь и завоевал рынок. Это уже настоящая
машина, сделанная на высочайшем техническом уровне, -- есть на что посмотреть.
Поэтому на ежегодную
выставку-продажу в лондонском Нэшнл-холле не сразу и войдешь -- очередь
за билетами.

Внутри, на обширном пространстве, стоят, висят и лежат сотни машин,
которые назвать прозаично велосипедом язык не поворачивается. Сияющие всеми
красками радуги, сделанные из суперсовременных легких сплавов, они более
походят на скульптуры, чем на приспособления для езды. Зубастый протектор
шин предназначен, похоже, исключительно для поездок по ледникам или, как
минимум, по абсолютному бездорожью. Покупаются эти модели охотно и в большом
количестве городскими жителями, которые используют их прозаично на ровном
асфальтовом пространстве, хотя в уме, конечно, держат, что, при случае,
могут поехать напрямую через Альпы, например. Тут же на галерее, опоясывающей
зал, оборудована велодорожка с препятствиями и трамплинчиками, где каждый
может попробовать понравившуюся модель или посмотреть, на что способен
велосипед под управлением мастера -- молодые, спортивные ребята вытворяют
такие цирковые чудеса, что позавидуешь. Ну, и подогретые всем этим красочным
велошоу многие покупают велосипеды-- благо на выставке скидка 10-15 процентов.
А цены нешуточные -- от 150 до 3-4 тысяч фунтов.