- Transport on Line -

После праздника Рамадана, когда организуется паломничество в Мекку,
тысячи мусульман в Египте, Индии, на Кавказе, в Ташкенте, в Судане и в
других местах оставляют свои обычные дела и приготовляются к далекому путешествию.
Все эти люди исполняют заповедь своего пророка Магомета, повелевшего каждому
правоверному мусульманину хоть один раз в жизни совершить паломничество
в священный город Мекку. Мекку ежегодно посещают около ста тысяч пилигримов,
приходящих сюда со всех концов света.

Мусульманин, сделавший паломничество в Мекку, получает почтенный титул
"хаджи" -- "пилигрим", титул, дающий человеку право
на уважение всеми единоверцами. По возвращении из Мекки "хаджи"
встречает весь город или селение; каждый стремится прикоснуться своими
губами к его одежде, чтобы тем самым получить хоть частицу той благодати,
которая обильно снизошла на "хаджи" в Мекке.

После длинного и утомительного пути все караваны и путешественники,
прибывающие морем, сходятся в приморском аравийском городе Джедде1, который
является портом Мекки и ее преддверьем. Здесь слышится говор на всех языках,
и на улицах Джедды кишат представители всех народностей мира, исповедующих
ислам.

=

___________________________________________

1 Ныне Джидда -- Прим. ред. 1996 г.

=

Все пилигримы бреют наголо свои головы и надевают особую рубашку --
ирам, так как пророк заповедал, чтобы все мусульмане, богатые и бедные,
являлись в Мекку в одинаковой одежде в знак того, что пред лицом Аллаха
все люди равны. Весь путь в 87 километров от Джедды до Мекки должен быть
пройден ровно в 48 часов. Дорога покрывается пилигримами, глаза которых
направлены к горизонту, за которым скрывается Мекка.

Доступ в Мекку европейцам строго воспрещен и бывали даже несколько случаев
убийств европейцев, желавших во что бы то ни стало проникнуть в святой
город. Некоторые путешественники принимали даже магометанство и в качестве
правоверных совершали путешествие в Мекку, но их принимали за политических
шпионов и немедленно удаляли.

К концу вторых суток путешествия из Джедды впереди показывается Мекка.
Среди пилигримов раздаются радостные восклицания, рыдания и плач. Желанная
цель путешествия близится к концу.

Мекка расположена в центре священной территории, где "воспрещены
все грехи": не позволяется охотиться и убивать каких бы ни было животных,
кроме гяуров, то есть, "неверных". Сам город лежит между оголенных
холмов, в глубине небольшой долины, по которой раньше протекала высохшая
теперь речка Уади. Дома жителей группируются на дне долины. Все улицы города
сходятся к центральной площади, на которой находится мечеть -- Месджид-эль-Гарам.

Эта мечеть представляет собрание низких построек, увенчанных 75 куполами
и несколькими минаретами. Все постройки мечети образуют большой четырехугольник,
внутри которого находится обширный двор, окруженный колоннадой.

Посредине этого квадратного двора возвышается кубическая постройка,
вышиною сажен в шесть, покрытая черной шелковой материей. Это и есть знаменитая
Кааба, или "Куб", -- земное жилище Аллаха.

По направлению к этой Каабе, по заповеди Магомета, каждый правоверный
мусульманин должен обращать лицо свое во время молитвы и пять раз в день
преклоняться перед Аллахом.

По верованию мусульман, ангелы день и ночь летают вокруг Каабы и славят
всемогущего Аллаха, производя своими крыльями колебание материи, покрывающей
Каабу.

Прибыв в Мекку, пилигрим должен прежде всего найти метуафа, который
прислуживает в мечети Гарама при церемониях, вместе с этим он является
переводчиком и проводником. Метуафы набираются из разных народностей, так
что паломники стараются отыскать метуафа-соплеменника, который помогает
им устроиться в святом городе.

Отдохнув от дороги, на другой день рано утром паломники отправляются
под предводительством своего метуафа в мечеть Гарама.

Первой обязанностью паломника является исполнение туафа. Туаф состоит
в том, чтобы обежать босиком и полураздетым семь раз вокруг Каабы, кружась
справа налево и повторяя за метуафом слова молитвы.

Когда паломники совершили туаф, метуаф подводит их к одному углу Каабы,
где в стене, на высоте человеческого роста, вделан таинственный черный
камень -- аэролит. Мусульмане верят, что этот черный камень был дан архангелом
Гавриилом Измаилу, сыну Авраама и Агари, родоначальнику арабов. Пилигрим
набожно прикладывается к этому камню и верит, что в день Страшного суда
этот камень заговорит и будет называть перед Аллахом всех верных, лобзавших
его чистыми устами. Все эти правоверные, названные камнем, пойдут в рай
и будут награждены вечным блаженством.

В первые времена магометанства последователи пророка обегали Каабу совершенно
голыми, в знак того, что вместе с одеждой они сбросили с себя все грехи
свои. Позднее обязанность раздеваться догола была отменена и теперь предписывается
совершать церемонию лишь полураздетым и босиком.

После туафа пилигримы приступают к совершению второй церемонии -- саи.
Эта церемония состоит в том, что пилигрим должен восемь раз пройти расстояние,
отделяющее портик, называемый Сафа, от другого портика, носящего название
Мерова. Все время ходьбы паломник должен вслед за своим метуафом повторять
молитвы и славословия Аллаху.

После этого метуаф ведет свою группу в одну из четырех часовен мечети.
Здесь бьет из земли священный источник Земзем, брызнувший в пустыне для
Агари и Измаила, когда они блуждали, томимые жаждой. Вода источника Земзем
считается исцеляющей людей от всяких болезней. Ее вывозят в большом количестве
в города Востока, где она высоко ценится богатыми мусульманами.

Исполнение этих церемоний занимает пилигримов с утра до одиннадцати
часов. Жгучее аравийское солнце прерывает на время все церемонии, и каждый
паломник ищет укромный уголок для отдыха. Но как только солнце начинает
клониться к западу и жар уменьшается, жизнь снова закипает в городе и около
мечети начинают собираться толпы богомольцев.

Пилигримы рассаживаются на плитах мечети и ждут призыва муэдзинов, которые
при заходе солнца появляются на балконах четырех минаретов мечети и возвещают
верным о времени молитвы.

Тысячи пилигримов наполняют внутренний двор мечети и по знаку шейхов
совершают вечернюю молитву перед Каабой.

Религиозные церемонии не считаются на этом вполне законченными, и пилигрим
не имеет права принять титул хаджи, если он не сходит помолиться на святую
гору Арафат, находящуюся в семи-восьми часах ходьбы от Мекки. Гора Арафат
представляет собой гранитную скалу, возвышающуюся на 30 сажен над уровнем
окружающей равнины и имеющей несколько километров в окружности при своем
основании. Здесь, по преданию, праотец Адам был научен ангелами молиться
Богу.

В определенный день назначается общая процессия из Мекки на гору Арафат.
Окружающая гору пустыня наполняется шатрами бедуинов, пригнавших с собою
стада баранов и ягнят, чтобы продавать их богомольцам для принесения жертв.

В три часа дня начинается церемония. С вершины горы, стоя на своем верблюде,
кади Мекки говорит проповедь. Все склоны холма покрыты белыми фигурами
людей; через каждые пять минут кади поднимает вверх зеленое знамя, и десятки
тысяч голосов по этому знаку громко восклицают: "лябеик Алла хума
лябеик!" -- "Мы твои слуги, Боже!"

На другой день с утра процессия направляется еще далее по долине Муна.
Дойдя до места, называемого "Брешь Авраамова", процессия останавливается,
и здесь начинается жертвоприношение в память того, что на этом месте некогда
приносил жертву праотец Авраам.

Каждый пилигрим, смотря по состоянию, закалывает одного или несколько
баранов или ягнят. В этот день в долине Муна убивается более 120 тысяч
голов животных. Кровь льется целыми потоками, обагряя песок, тучи коршунов,
не дожидаясь, когда удалятся пилигримы, с карканьем налетают на трупы жертвенных
животных.

После совершения жертвоприношения паломники отправляются в обратный
путь в Мекку. Во время перехода через одно ущелье каждый правоверный бросает
на дно ущелья камень, чем изображается будущее побиение камнями дьявола.

Этим кончается паломничество в Мекку. Теперь каждый паломник называется
"хаджи" и с чувством исполненного долга творит последнюю молитву
перед Каабой.

Начинается отлив пилигримов, организуются снова караваны, и "хаджи",
накупив в Мекке разных подарков для своих родных и знакомых, покидают священный
город.

Мекка снова погружается в обычную жизнь и затихает до будущего прихода
пилигримов.

=

1913