- Transport on Line -

Юрий МЕШКОВ

Крупнейшая в мире тусовка воздушных шаров оригинальной формы -- международный
фестиваль в Альбукерке (США, штат Нью-Мексико). Проводится он ежегодно
в октябре и собирает сотни владельцев шаров самых невероятных форм. Чего
здесь только не увидишь: летающие старинные замки и каравеллы, зайцы, медведи
и прочая живность, сотовые телефоны и пивные кружки, мотоциклы и ветряные
мельницы, динозавры, кактусы, автомобильные свечи зажигания, огнетушители,
пакеты со стиральным порошком, порции мороженого... Вот уж где поистине
мир фантазии! Были даже султан и Баба Яга. Представьте себе зрелище, когда
в один прекрасный день весь этот "зверинец" поднимается в небо
и не спеша дрейфует по ветру над головами изумленной толпы!

Три года назад в небо Альбукерке впервые поднялся российский шар необычной
формы. Это была "Желтая подводная лодка", управляемая воздухоплавателем
из Рязани Львом Мавриным.
Участие в создании воздушного шара музыкального центра Стаса Намина подсказало
название и оригинальную форму летательного аппарата, -- напомнив популярную
композицию группы "Битлз".

Рождению каждого шара необычной формы предшествуют инженерные, аэродинамические
расчеты и конструкторский поиск сродни проектированию новой модели самолета
или автомобиля. Вообразите себе, каково добиться устойчивого полета с правильной
ориентацией от шара, скажем, в виде попугая высотой в 59 метров и весом
в 278 килограммов! Именно такой конструкцией удивили участников фестиваля
в 1990 году в Альбукерке американцы.

Фестиваль воздушных шаров -- это не только соревнование, но и праздник
воздухоплавателей, венчающий, впрочем, довольно кропотливую подготовку
к триумфальному пролету на глазах изумленной толпы. Самых же неуемных покорителей
пятого океана влечет романтика иного рода, граничащая с риском и отвагой
первых покорителей Северного полюса. Именно отсюда, с самой макушки нашей
планеты, в апреле нынешнего года была предпринята первая попытка взлететь
на воздушном шаре. Совершили ее российские воздухоплаватели -- Лев Маврин
(1-й пилот), Виктор Благов (2-й пилот) и Сергей Инсаров (член экипажа воздушного
шара).

Организационную и спонсорскую поддержку проекта, получившего название
"Северный полюс -- полюс мира", оказали российская компания "Национальный
страховой альянс", Российская ассоциация участников космических полетов,
Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина и Парашютный спасательный
центр Красного Креста и Красного Полумесяца России.

Первый международный фестиваль воздушных шаров на Северном полюсе проводился
одновременно с международной парашютной экспедицией на макушку Земли, ставшую
уже традиционной. Ежегодно в апреле в парашютной экспедиции участвуют около
100 человек из 20 стран.

Надо признать, первую попытку взлететь на воздушном шаре из географической
точки "Северный полюс" нельзя назвать успешной. Полноценный полет
осуществить, к сожалению,
не удалось из-за неблагоприятных погодных условий (скорость ветра в момент
старта превышала 10-12 м/сек.). Воздушный шар и корзина с тремя пилотами
лишь на мгновение оторвались от арктических льдов, преодолев в общей сложности
около 500 метров от точки старта. Однако этот факт лишь раззадорил воздухоплавателей.
Сразу же после очередного участия в фестивале воздушных шаров в Альбукерке,
куда экипаж отправляется в октябре, Л.Маврин, В.Благов и С.Инсаров приступят
к подготовке новой экспедиции на Северный полюс, которая намечена на апрель
1997 года. Воздухоплавателям предстоит испытать ветряной парус, предложенный
еще в 1895 году шведом Соломоном Августом Андре. Его аэростат "Орел",
оборудованный тремя ветряными парусами, не сумел в конце прошлого века
достичь Северного полюса. (Останки экспедиции Андре были обнаружены летом
1930 года на острове Белый.) Спустя почти столетие россияне попытаются
вернуть к жизни идею ветряных парусов, чтобы осуществить взлет и посадку
в непростых во всех отношениях условиях Северного полюса. Как рассказал
мне Лев Маврин, для того, чтобы безопасно посадить воздушный шар во льдах
Арктики, посадочная площадка должна быть длиной не менее одного километра.

Экспедиция начнется в апреле будущего года в Хатанге, откуда вертолетами
МИ-8 воздухоплавателей и оборудование доставят на подготовленный заранее
ледовый аэродром. Здесь-то и начнется настоящая работа для настоящих мужчин.
Подобный полет, если он состоится, не сравнить ни с участием в престижном
фестивале в Альбукерке, ни с показательными полетами над Багдадом и Аманом,
куда экипаж был специально приглашен правительством.

В апреле 1997 года Лев Маврин и его коллеги намерены поднять воздушный
шар над Северным полюсом на высоту, достаточную для совершения парашютного
прыжка. Такого история полярных экспедиций еще не знала!

Журнал "Вокруг света" в 1997 году планирует рассказать об
участии российского экипажа в октябрьском фестивале в Альбукерке и весенней
экспедиции воздухоплавателей на Северный полюс.

Компания "Национальный страховой альянс", предоставившая свой
воздушный шар для этого проекта, давно участвует в мероприятиях, связанных
с воздухоплаванием.

Шар компании принимал участие в фестивале в Багдаде, в открытом чемпионате
России и т.д.

Кроме того, вместе с "Компанией "Вокруг света" готовятся
различные совместные проекты, связанные с туризмом, путешествиями, розыгрышем
лотереи и, естественно, со страхованием при повышенном риске в экстремальных
условиях.