- Transport on Line -

Евгений КОЛМОГОРОВ, генеральный директор Центральной расчетной
вексельной палаты

Хотя формально ЦРВП была создана в ноябре 1996 года, реальная работа
по решению задач, поставленных учредителями (т.е. Ассоциацией по развитию
межрегионального взаимодействия) в целях лучшего выполнения бюджетов, началась
лишь после предыдущего собрания ассоциации в Иванове в марте этого года.

Была решена проблема авалирования векселей ЦРВП. В настоящий момент
существуют соглашения об авалировании с Промстрой-банком России, Мосбизнесбанком,
Промбизнесбанком, подготовлено соглашение с Инкомбанком.

За это время была организована и проведена поставка сложных и азотных
минеральных удобрений в Ивановскую и Тверскую области. Готовится поставка
сельскохозяйственной техники в Тульскую область. Подготовлена и предложена
программа кредитного финансирования районных бюджетов за счет средств областных
налогоплательщиков, вернее, неплательщиков в Московской области. При этом
в каждой из осуществленных и планируемых Вексельной палатой программ, финансовых
схем, просто операций во главу угла ставились и ставятся интересы регионов,
с которыми взаимодействует ЦРВП. Так, если речь идет о кредите (вернее,
о ссуде), направленном на финансирование весенних полевых работ, то его
стоимость была фактически в два раза ниже стоимости средств из государственного
Фонда льготного кредитования.В случае организации поставки в область сельскохозяйственной
техники, удобрений или иных крайне необходимых товаров ЦРВП пытается снизить
до необходимого минимума в 20-30 процентов затраты бюджета "живыми"
деньгами, проводя для этого работу по построению максимально эффективных
схем взыскания задолженности с хронических должников региональных бюджетов
(Тверской вагоностроительный завод, Тулауголь, Мострансгаз и др.).

Таким образом, уже сегодня можно констатировать (фактически через три
месяца после начала реальной работы), что Вексельная палата ассоциации
"Центральная Россия" состоялась и деятельность ее набирает обороты.

В первую очередь мы планируем развить существующие наработки, например
поставку сельхозтехники и минеральных удобрений широкой номенклатуры. Для
их развития мы бы хотели уже сейчас получить информацию о необходимой номенклатуре,
количестве и сроках поставок минеральных удобрений и сельхозтехники до
конца 1997 на 1998 год. Это должно привести к еще большему снижению стоимости
ссуд и использованию расчетного векселя на территории тех областей, у которых
есть к этому интерес (хотелось бы видеть в их числе все области, входящие
в ассоциацию). Имея такого рода информацию, мы сделаем все возможное для
обеспечения четкой и своевременной поставки удобрений и с помощью ваших
областных финансовых органов предложим наиболее благоприятный механизм
оплаты этих поставок.

В самое ближайшее время ЦРВП предполагает начать реализацию принципиально
новых и, как представляется, весьма интересных для областей программ.

1. Предоставление товарного кредита администрациям областей, в первую
очередь товаров, необходимых для АПК. При этом погашение кредита возможно
векселями ЦРВП, полученными областью за поставки продовольствия для нужд
спецпотребителей.

2. Вовлечение в схемы взаимозачетов предприятий и организаций, расположенных
в разных регионах, с тем чтобы администрации соответствующих регионов получали
за счет хронических, а часто и просто безнадежных неплательщиков налогов
не только необходимые для них товары, но и "живые" деньги. Предполагается,
что в данном случае будут использоваться уже самым детальным образом разработанные
Координационным центром программы, имеющие информационно-математическое
обоснование и включающие предприятия и организации различных регионов России.

3. Предоставление товарных кредитов администрациям областей за счет
задолженности стран СНГ АО "Газпром" в виде поставок из этих
стран необходимой регионам продукции.

Остановлюсь на сложностях, с которыми Вексельная палата сталкивается
в своей деятельности. Они делятся на сложности объективного и субъективного
характера.

Наибольшей объективной сложностью является то, что федеральным законом
"О переводном и простом векселе" субъектам Российской Федерации
и всем муниципальным образованиям запрещено поручаться по векселям. На
наличие этого закона ссылаются специалисты финансовых органов практически
всех администраций, когда подвергают сомнению предложения ЦРВП об организации
расчетов в регионах с использованием наших векселей. Однако в результате
работы, проведенной сотрудниками ЦРВП совместно со специалистами Института
экономики РАН и с привлечением высококвалифицированных юристов, был разработан
ряд схем использования вексельного обращения для снижения задолженности
налогоплательщиков перед бюджетами различных уровней (за исключением федерального).
Дело в том, что закон запрещает обязываться по векселям, то есть их выпускать,
авалировать и индоссировать.

Однако ни в этом законе, ни в каком-либо ином не запрещается принимать
векселя от налогоплательщиков. Следовательно, проблема заключается в том,
чтобы принятый вексель ЦРВП передать, не поставив на нем индоссамента,
и таким образом не обязаться по нему. Нами разработан ряд схем, которые
позволяют это сделать, и таким образом использовать весьма удобную форму
- вексель для решения проблем выполнения бюджетов, не нарушая федеральный
закон, целью которого, на мой взгляд, является не столько повышение бюджетной
дисциплины, сколько ограничение свободы регионов, администраций (и повышение
руководящей и направляющей роли Центра) в решении своих проблем экономического
свойства.

Субъективные сложности в массе своей связаны & тем, что ваши предложения
не находят понимания у федеральных властей. Так, несмотря на вашу поддержку
(решение, принятое в Иванове), на поддержку, оказанную Агропромышленным
союзом, не удалось добиться осуществления действительно льготного, беспроцентного
кредитования АПК. Не удалось даже провести ограниченный эксперимент. Нет
уверенности и в том, что удастся осуществить предложенную нами программу
финансирования закупок продовольствия для нужд спецпотребителей, хотя специалисты
Минсельхозпрода и Минэкономики и выразили заинтересованность в ней.

Другая проблема заключается в том, что в ряде регионов нет достаточной
степени доверия к Расчетной вексельной палате как к структуре, созданной
со вашему решению и призванной действовать абсолютно прозрачно исключительно
в ваших же интересах. На мой взгляд, без наличия полного понимания этого
и соответственно содействия нашей работе крайне затруднено быстрое и полное
решение задач, поставленных перед Вексельной патлатой ассоциации "Центральная
Россия".