- Transport on Line - hiltunen.htm

Внешнеэкономическая информация

 Общеэкономическая информация

Официальную версию состояния экономики в цифрах представил глава Госкомстата
Юрий Юрков. По его словам, спад производства в этом году наблюдается даже
в тех отраслях, которые в 1995 году именовались "точками роста",
- это цветная и черная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность.
За 11 месяцев 1996 года общий спад производства составил 5%. На 3% замедлилось
падение товарооборота, оно составило 4%. По сравнению с прошлым годом уровень
жизни населения не снизился. Реальные денежные доходы не изменились. Номинальная
заработная плата выросла на 31%, выплаченная - на 28%. Потребление товаров
и услуг осталось на уровне 1995 года. Как полагает г-н Юрков, это стало
возможным за счет "резкого замедления" роста цен: в прошлом году
ежемесячно цены повышались в среднем на 7,2%, а в 1996 году - на 1,6%.
Индекс потребительских цен, зафиксированный в 1995 году на уровне 231%,
составил в нынешнем году 122%. По его словам, в декабре рост цен оказался
ниже ожидаемого: 1,2% по сравнению с предполагавшимися 2% роста.  ("Сегодня",
24.12.96, "Госкомстат РФ подвел итоги  социально-экономического развития
России за 1966 год")

Каждое третье предприятие в России использует бартерные операции при
взаиморасчетах. 98,9% поступлений, получаемых от реализации государственных
ценных бумаг, идут на погашение прежних обязательств. Эти данные привел
президент ТПП РФ Станислав Смирнов. По его словам, в ряде отраслей, в частности,
в металлургии, до 80% металла, идущего на внутреннее потребление, реализуется
путем натурального обмена со смежниками и поставщиками угля, электроэнергии,
материалов. Государство должно принять все меры к тому, чтобы восстановить
доверие инвесторов и рядовых россиян к обязательствам государства, институтам
фондового рынка и банковским структурам.  ("Финансовые новости",
19.12.96)

 Внешнеэкономическая информация

Проект торгового соглашения с транснациональной алмазной корпорацией
 De Beers  проходит сейчас тщательную правовую и экономическую проверку,
после чего будет представлен правительству и президенту РФ. Об этом сообщил
пресс-секретарь Президента Сергей Ястржембский. Затем будет принято решение
по данному вопросу, сказал он, подчеркнув, что нельзя считать российское
правительство и, в частности,  Минфин РФ  противниками соглашения с компанией
De Beers. В готовящемся проекте, отметил Сергей Ястржембский, "основные,
базовые показатели будут сохранены".  ("Финансовые новости",
20.12.96, "Проект торгового соглашения  с De Beers проходит правовую
и экономическую   экспертизу")

 Европейская комиссия  решила увеличить  квоты на ввоз текстильных изделий
из России  в страны ЕС. Переговоры между ЕС и Россией о заключении нового
соглашения о торговле текстилем пока продолжаются. Но, как сообщил представитель
исполнительного органа ЕС, действие нынешнего соглашения, срок которого
истекает 31 декабря, решено продлить до апреля будущего года. Кроме того,
ЕС снимает количественные ограничения на импорт из России пяти видов верхней
одежды. На остальные текстильные изделия квоты увеличиваются на 15%. Эти
меры носят односторонний характер и не требуют какого-либо ответа с российской
стороны. По словам представителя Еврокомиссии, они являются временными,
но ЕС продолжает стремиться к заключению с Россией долгосрочного соглашения,
которое позволило бы постепенно снять все квоты на экспорт российского
текстиля в страны Союза.  ("Финансовые новости", 20.12.96")

23 декабря вступило в силу соглашение между правительствами  России
 и  США  о порядке выдачи виз-разрешений на поставку пальто российского
производства в США. Российские фабрики  "Вымпел" ,  "Чайка" ,
 "Кировский швейник" ,  "Липчанка" ,  "Калужанка" ,
 "Франт"  готовы поставлять в США ежегодно до 800 тыс. пальто.
Однако, соглашение предусматривает максимум 612 тыс. Соглашение заключено
на 4 года и предусматривает ежегодный прирост поставок на 2%. Мониторинг
поставок будет осуществлять МВЭС с участием Минпрома с 1 января 1997 года.
"Пальтовое" соглашение между правительствами РФ и США вступило
в силу одновременно с отменой  Комиссией Евросоюза (КЕС)  квот на пять
категорий экспорта текстиля из России в страны ЕС. Как заявили в МВЭС,
эта отмена является "по сути фикцией и носит чисто декларативный характер",
поскольку эти виды текстильных изделий практически не поставляются российскими
экспортерами на рынки Евросоюза. В настоящее время экспорт российского
текстиля в ЕС ограничен квотой 140 млн.долл., тогда как в Россию из Евросоюза
завозится текстильных изделий на сумму 750 млн.долл. 20 декабря КЕС приняла
решение продлить в одностороннем порядке до апреля 1997 года действие соглашения
между РФ и ЕС о торговле текстилем, срок которого истек на днях. Как отметили
в МВЭС, "одностороннее продление утратившего силу соглашения на деле
означает, что КЕС ввела автономные количественные ограничения на наиболее
чувствительные товары российского текстильного экспорта, к которым относятся
хлопчато-бумажные ткани и пряжа, тканые материалы из синтетического волокна,
столовое и банное белье, льняные ткани". "Именно эти изделия
являются основой экспортных поставок текстиля из РФ в ЕС", - указали
в МВЭС. Что же касается текстильных товаров, ограничения на поставки которых
отменила КЕС, то они составляют мизерный процент в общем объеме экспорта
российского текстиля на рынки Евросоюза. К ним, в частности, относятся
юбки, платья, спортивные костюмы.  ("Сегодня", 26.12.96, "Власти
США против экспансии  женских пальто made in Russia")

Первый замминистра топлива и энергетики России Виктор Отт опроверг мнение
о том, что иракская нефть может вытеснить российскую со средиземноморских
рынков. По словам г-на Отта, объемы возобновившегося иракского нефтяного
экспорта "не могут составить реальной конкуренции" российским
компаниям. В свою очередь представитель одной из российских компаний, заключивших
с Багдадом контракт в рамках соглашения "нефть за продовольствие",
сообщил, что российские предприятия, импортирующие  нефть из Ирака , "соблюдают
условие "непересечения" иракского и российского экспортных потоков"
и "могут гарантировать, что нефть, закупаемая у Ирака, не будет поступать
к постоянным импортерам российской нефти".  Россия  не только "убеждена
в необходимости" продления срока действия резолюции Совета Безопасности,
разрешающей Ираку гуманитарный экспорт, но и выступает за увеличение иракской
нефтяной квоты. Уже сейчас спрос на иракскую нефть значительно превышает
санкционированные объемы продаж. Нефтеперерабатывающие заводы многих стран
технологически привязаны именно к иракским сортам. Поэтому, несмотря на
то, что квота исчерпана, зарубежные фирмы продолжают вести переговоры в
расчете на продление резолюции. Так, например, румынские компании планируют
закупать у  Ирака от 100 до 150 тыс. баррелей в сутки, причем в течение
не шести, как российские, а трех месяцев. Следует отметить, что надежды
 России  принять участие в поставках продовольствия в  Ирак , по всей видимости,
не оправдались. Багдад, оценивающий свои потребности в 1,2 млн.т продовольствия,
недавно закупил 100 тыс.т французской пшеницы, 80 тыс.т зерна рассчитывает
продать Ираку  Аргентина .  Россия  же довольствуется лишь гуманитарными
поставками. Имеется, правда, российское предложение принять участие в восстановлении
иракских электростанций с оплатой работ из ооновской квоты, но иракского
ответа пока нет.  ("Сегодня", 26.12.96,  "Москва выступает
за увеличение иракской нефтяной квоты")

 Регулирование ВЭД

На рабочем уровне подготовлен проект заявления правительства и  Центробанка
России  о среднесрочной стратегии и экономической политике на 1997 год,
согласованный Москвой и Вашингтоном. Ключом к "экономической политике,
предусмотренной в рамках программы расширенного финансирования" оказывается
присоединение к  ВТО . Достижение этой цели напрямую связывается с превращением
рубля в конвертируемую валюту. А это значит, что последнее слово в приеме
России в ВТО  МВФ  оставляет за собой. Под огнем критики МВФ оказываются
те решения правительства, которые составляют предмет его особой гордости.
В Вашингтоне, например, не скрывают раздражения по поводу указа Бориса
Ельцина от 18 августа 1996 года, которым валютный контроль был распространен
на товарообменные операции. Однако, это не значит, что МВФ против валютного
контроля. Но он последовательно возражает против какого бы то ни было лицензирования
экспорта. А указ предоставляет  МВЭС  право выдавать  лицензии на экспорт
 в рамках бартера, если с самого начала ясно, что от экспорта до импорта
пройдет больше заветных 180 дней. Выход предлагается такой: до 30 июня
1997 года "полномочия по мониторингу бартерных сделок" должны
быть переданы от

 МВЭС Центробанку . Строго говоря, такой поворот укладывается в схему
валютного контроля, так как по закону "О валютном регулировании и
валютном контроле" органов валютного контроля в России два: Центробанк
и правительство (а не МВЭС). В одном ряду с корректировкой президентского
указа в продиктованном МВФ проекте заявления правительства и ЦБ об экономической
политике в 1997 году стоят правительственное постановление, предусматривающее
введение квот на импорт этилового спирта и водки в 1997 году, и проекты
аналогичных документов, посвященных появлению ввозных квот на сахар и текстиль.
Здесь позиция  МВФ  последовательна и непреклонна. Выбор в поисках компенсации
квотам у правительства невелик. Можно, например, ввести специальные защитные
пошлины, которые уплачиваются сверх обычных. Однако, в правительстве склоняются
к другому варианту. По неофициальной информации из  Минэкономики , готовится
введение института  специмпортеров , то есть отбор организаций, получающих
исключительное право ввозить в Россию импортный алкоголь.  МВФ  вряд ли
согласится на замену квот специмпортерами - и то и другое представляет
собой нетарифные ограничения внешнеэкономической деятельности. Так что
специмпортеров может постичь та же участь, что и квоты. Главный же антиквотный
урок в том, что правительству придется строить новые редуты для защиты
внутренних производителей от импорта.  ("Коммерсантъ-DAILY",
26.12.96, "Это абсурд, но мы   это делаем")

 Таможенная информация

Таможенные органы с 1 января 1997 года не будут пропускать на территорию
России водку и спирт без наличия лицензий и квот, сообщила замначальника
управления косвенного налогообложения ГТК РФ Елена Цветкова.  ГТК  принял
это решение несмотря на то, что реальный процесс выдачи лицензий и квот
на ввоз этой продукции еще не начался, и в январе никто не будет иметь
право на импорт водки и спирта. Организация процесса реализации квот, вводимых
Россией, поручена межправительственной комиссии, председателем которой
является первый замминистра внешних экономических связей Иван Горбачев.
Но до сих пор комиссия не распределила квоты по биржам и не назначила стартовую
цену. Между тем, согласно постановлению российского правительства, информация
о начале торгов должна быть опубликована за месяц до начала аукционов.
 Импортные лицензии на ввоз водки и спирта , поставки которых в Россию
с 1 января 1997 года ограничиваются 10 млн. и 1 млн. декалитров соответственно
должны выдаваться  МВЭС РФ  на основании результатов биржевых аукционов.
По словам г-жи Цветковой, все импортеры подлежащей квотированию продукции
были заранее предупреждены об этой мере. По приобретенным ими ранее акцизным
маркам они могут ввезти товар на территорию России только до 1 января 1997
года. После этого срока, даже при наличии марок, водка и спирт через границу
пропущена не будет, подчеркнула г-жа Цветкова.  ГТК РФ  прекратил в декабре
продажу акцизных марок на водку и спирт.  ("Финансовые новости",
20.12.96, "Таможенные органы с 1 января 1997 г.   не будут пропускать
на территорию России водку и спирт без наличия  лицензий и квот")

Завод  "Кристалл" , один из крупнейших производителей в России
водочной продукции, уличен в проведении фиктивного экспорта, сообщил начальник
управления по борьбе с таможенными правонарушениями   ГТК РФ  Михаил Ванин.
По его словам, проверка внешнеэкономической деятельности завода показала,
что часто продукция, заявленная как идущая на экспорт, границу не пересекает.
Так, уже выявлен фиктивный экспортный контракт на сумму в 5 млн.долл.  ("Финансовые
новости", 20.12.96,  "Завод "Кристалл" уличен в проведении
фиктивного экспорта")

Планируемые меры по увеличению уровня налогообложения импортных товаров
приведут не к повышению собираемости налогов, а к увеличению контрабанды.
Об этом заявила замначальника управления косвенного налогообложения ГТК
РФ Елена Цветкова. В настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении
пакет законодательных актов, предполагающий внесение изменений в законы
о налогах и акцизах. В частности, это касается унификации ставок акцизов
на товары, производимые в России, и ввозимые на территорию страны, что
является одним из требований ВТО, членом которой Россия намерена стать.
В настоящее время существуют различные ставки, формулы и схемы для расчета
налогов. По словам Елены Цветковой, предлагается при расчете акцизов при
ввозе товаров применять формулу, действующую внутри страны, так называемый
обратный процент. Однако, отметила г-жа Цветкова, в налогооблагаемую базу
по акцизам предполагается включить сумму ввозной таможенной пошлины и даже
таможенных сборов за оформление. Например, если сейчас совокупный таможенный
платеж на 1 литр водки составляет 6,8 ЭКЮ, то по новой формуле он возрастет
до 23 ЭКЮ, т.е. будет в 23 раза выше таможенной стоимости. Но если в случае
с водкой можно говорить о защите российского производителя от наплыва импорта,
то в случае с товарами, которые в России не производятся или производятся
в недостаточном количестве, ситуация еще более серьезная, отметила представитель
ГТК. В частности, по коньяку произойдет увеличение со 188% от таможенной
стоимости до 273%, по виски - с 104% до 220%. Мы прекрасно понимаем, отметила
г-жа Цветкова, что мы будем иметь значительный рост контрабанды. Сейчас,
по данным ГТК, только 30-40% ввозимой контрабандной продукции, в основном,
это алкоголь, табачные изделия, автомобили и бытовая техника, удается задержать.
Кроме того, 45% находящейся в реализации алкогольной продукции в России
фальсифицирована.  ("Финансовые новости", 20.12.96, "Планируемое
увеличение  налогообложения импорта приведет к увеличению контрабанды")

 Иностранные кредиты и внешние долги

Как сообщил замминистра финансов Михаил Касьянов, правительство РФ достигло
принципиального соглашения по основным условиям реструктуризации незастрахованной
коммерческой  задолженности бывшего СССР , составляющей около 5 млрд.долл.
Условия реструктуризации были согласованы с 12 национальными группами фирм
кредиторов бывшего СССР, среди которых  Австрия ,  Бельгия ,  Великобритания ,
 Германия ,  Голландия ,  Дания ,  Италия ,  Фин-  ляндия ,  Франция ,
 Швейцария ,  Швеция   и  Япония . "После достижения этого соглашения
можно говорить о том, что  Россия  нормализовала свои отношения со всеми
основными кредиторами бывшего СССР", - отметил Михаил Касьянов. Он
подчеркнул, что урегулирование долговых проблем наряду с выходом РФ на
международные рынки капитала с собственными ценными бумагами (евробондами)
"являлось важнейшими задачами правительства на текущий год".
Замминистра финансов также заявил, что Минфин удовлетворен "очень
хорошей реакцией рынка на дебютный выпуск российских евробондов".
При этом он отметил, что в ближайшее время будет объявлен план правительства
РФ по заимствованиям на международных финансовых рынках в 1997 году.  ("Независимая
газета", 26.12.96,  "Соглашение по реструктуризации задолженности")

 Федеральное объединение немецкой промышленности  и  Восточный комитет
 германской экономики  достигли с Минфином РФ договоренности о рамочном
соглашении о погашении  долгов бывшего СССР  немецким фирмам, возникших
по необеспеченным государственными гарантиями торговым сделкам. Эта договоренность
была достигнута по итогам двухдневных переговоров с российской делегацией
в Лондоне и должна быть еще утверждена правительством РФ. Федеральное объединение
немецкой промышленности и Восточный комитет германской экономики представляют
интересы примерно 500 фирм ФРГ, претензии которых к России оцениваются
приблизительно в 800 млн. марок. Согласно достигнутой договоренности, подлежащие
погашению с начала 90-х годов долговые обязательства бывшего СССР должны
быть значительно отсрочены. Под эти долги будут выданы векселя  "Внешэкономбанка" ,
подкрепленные патрональным заявлением российского правительства. Четвертая
часть набежавших с 1 января 1992 года процентов по долгам будет выплачена
после выдачи векселей. Остальные проценты приплюсуют к основному долгу,
выплата которого будет отсрочена на 5 лет. Погашение задолженности должно
начаться в 2002 году и завершиться в 2020 году.  ("Финансовые новости",
23.12.96,  "Россия договорилась о погашении коммерческих долгов фирмам
ФРГ")

 Иностранные инвестиции

Испанская компания  "Табакалера"  намерена сделать инвестиции
в российскую табачную промышленность. Их объявленный объем - до 15 млн.долл.
- пока серьезно уступает вложениям других иностранных корпораций. Той же
суммой характеризуются объемы продаж сигарет "Табакалеры" в  России 
за год (около 80 млн. пачек).  ("Финансовые известия", 26.12.96,
"Курящей Россией заинтересовался  новый иностранный инвестор")

 СНГ

Автомобили южнокорейской марки  Daewoo  моделей "Нексия",
"Тико", "Дамас", производимые в  Узбекистане , считаются
товарами узбекского происхождения, и на них распространяются льготы по
уплате таможенных платежей, предусмотренные для стран СНГ, сообщили в ГТК
РФ. В октябре этого года российская торговая фирма  "ЛогоВАЗ" 
объявила о намерении начать продажу в России автомобилей марки Daewoo,
которые собираются в Узбекистане на заводе  "УзДЭУ" . Кроме того,
"ЛогоВАЗ" и "УзДЭУ" готовят к подписанию документы
еще по двум проектам. Первый из них предусматривает совместные инвестиции
в создание на территории  России  сети станций техобслуживания автомобилей.
Второй совместный проект направлен на организацию производств по выпуску
комплектующих, которые сейчас поступают из  Кореи .  ("Финансовые
новости", 20.12.96, "Автомобили Daewoo, производимые  в Узбекистане,
будут ввозиться в Россию в льготном режиме")

Вице-премьер РФ Валерий Серов сообщил, что в 1996 году темпы роста  товарооборота
между Россией и другими странами СНГ  превысили 26% и опередили темпы роста
товарооборота со странами дальнего зарубежья. По его словам, "это
объективный показатель, свидетельствующий, что альтернативы интеграции
нет". По данным г-на Серова, в 1995 году страны СНГ погасили около
500 млрд.руб. своих долгов России, в 1996 году ожидается погашение долга
в размере примерно 1 трлн.руб., а в 1997 году - 1,9-2 трлн.руб.  ("Сегодня",
24.12.96, "Темпы роста товарооборота  между РФ и странами СНГ превысили
26%")

Представители  213 украинских и российских предприятий  подписали соглашение
"О создании транснациональной корпорации по производству и поставкам
труб большого диаметра для нефтегазопроводов  ТНК "Трубтранс" .
С украинской стороны соглашение подписано, в частности, корпорацией  "Единые
энергетические системы" , а с российской -  РАО "Газпром" .
Перед ТНК "Трубтранс" стоит задача к 2000 году довести производство
не уступающих по качеству мировым стандартам труб для строительства нефтепроводов
до 2 млн.т в год. Особое значение для  Украины  в реализации этого проекта
состоит в том, что трубами она рассчитается с  Россией  за природный газ.
В текущем году, по этим расчетам, поставлено труб на 700 млн.долл., а в
следующем планируется поставить в Россию в 2-2,5 раза больше.  ("Финансовые
известия", 26.12.96, "Российские и украинские  предприятия создают
корпорацию по производству труб")

Третий по величине долга партнер  РАО "Газпром"  -  Молдавия ,
наконец, решилась частично оплатить российский газ. Парламентарии республики
ратифицировали соглашение пятимесячной давности между правительством Молдавии
и РАО, предусматривающее реструктуризацию задолженности за отправленное
в период с 1994 по 1996 год топливо путем выпуска гособлигаций в размере
140 млн.долл. под 7,5% годовых сроком на 7 лет. На 1 декабря текущего года
весь долг Молдавии превышает 400 млн.долл. Из этой суммы 140 млн.долл.
приходится на государство, 40 млн.долл. - на молдавских агентов, 183 млн.долл.
- на Приднестровье и остаток - на других потребителей. Пока желание платить
по счетам выразило только государство.  ("Сегодня", 26.12.96,
"Расчет за поставки газа облигациями  становится популярным")

 Мировой бизнес и финансы

 Всемирный банк  выделил турецкой компании  "Боташ"  12,5
млн.долл. для изучения технико-экономических характеристик проекта строительства
стратегического  нефтепровода по маршруту Баку - Джейхан . Президент  Азербайджанской
международной операционной компании  (АМОК) Терри Адамс конкретизировал
возможные маршруты. Кроме маршрута Баку - Джейхан, он назвал еще маршруты
 Баку - Новороссийск  и  Баку - Новороссийск - Бургас (Болгария) -  Александропулис
(Греция) . Активность, которую проявляет Запад вкупе с  Турцией ,  Азербайджаном
и  Грузией  в скорейшей реализации проекта нефтепровода Баку - Джейхан
(транспортировать тенгизскую нефть по этому маршруту заинтересован и  Казахстан) ,
менее всего заметна со стороны  "Транснефти"  и других российских
структур в отношении проекта нефтепровода по маршруту Баку - Новороссийск
- Бургас - Александропулис. Вдобавок ко всему  "Транснефть" 
фактически сорвала транспортировку азербайджанской нефти до Новороссийска
- ее могут принять лишь у границ Дагестана в предстоящем феврале и оплатить
каждую тонну по мировым ценам. Параллельные проекты - западный и российский
- для того и существуют, чтобы обезопасить иностранных производителей нефти
на Каспии от возможных и непредвиденных эксцессов. Если на пути большого
бизнеса возникают серьезные преграды, то самое разумное воспользоваться
другой дорогой - безопасной и менее рискованной.  ("Сегодня",
24.12.96, "Часть нефти из Баку в Турцию, похоже,  пойдет по суше")

 Внешэкономбанк  скоро изменит свой статус и трансформируется в акционерное
общество со 100-процентным государственным участием. Об этом заявил председатель
ВЭБ Андрей Костин. При этом глава ВЭБ подчеркнул, что "участие коммерческих
структур в операциях банка исключается". Что касается функций банка,
то, по словам Андрея Костина, "ВЭБ останется генеральным агентом правительства
по управлению внешним долгом, предоставлению иностранных кредитов, но наряду
с этим займется собственной деятельностью, которая позволит ему зарабатывать
дополнительные капиталы". Среди возможных вариантов коммерческой деятельности
он назвал плату за экспертизу инвестиционных проектов, взимание комиссии
за открытие аккредитивов по расчетам в клиринговых валютах. Плюс к этому,
отметил Андрей Костин, "у банка есть собственные средства, которые
за счет их капитализации позволят ВЭБ получать достаточно прибыли для частичного
погашения внешнего долга РФ, что ослабит лежащее на бюджете бремя платежей".
Все эти функции будут зафиксированы в новом уставе банка, разработку которого
завершают  Минфин  и  Центробанк .  ("Коммерсантъ-DAILY", 27.12.96,
 "Внешэкономбанк займется коммерческой деятельностью")

* * * * *

 Поздравляем читателей обзора  с Рождеством и Новым годом!  Желаем счастья,
успехов и благополучия!