- Transport on Line -

А.Окороков

Лондон. Аэропорт Хитроу. Рядом автовокзал. Четыре часа езды на комфортабельном
традиционном двухэтажном автобусе и вы в Плимуте. Этот старинный город
хорошо известен морским историкам. Именно отсюда уходила "Золотая
Лань" Френсиса Дрейка в свои пиратские набеги. От одного из причалов
Плимута начинали свое путешествие корабли, экипажи которых внесли значительный
вклад в изучение и колонизацию Америки.

Город и по сей день сохранил дух романтики моря. Узкие улочки, небольшие
разноцветные дома, тесно прижавшиеся друг к другу в центральной части,
как бы подтверждают представления о старом английском городе-порте, вычитанные
у писателей-маринистов.

Общее впечатление портят лишь 2 огромных современных здания, высящихся
в деловой части города. На вопрос: "Как же англичане, столь ревностно
относящиеся к своим традициям и славящиеся консерватизмом допустили их
строительство?" - местный таксист пожал плечами. Ответил: "Это
не наша вина, это наша беда". Позже, посмотрев Лондон, я перестал
удивляться и задавать этот вопрос. Целостность и гармоничность исторического
центра столицы "разрезали" современные здания-аквариумы из стекла
и стали, нелепо соединяющие старинные дома.

Но вернемся в Плимут. Этот город был основан в ХП в., и до ХIX века
играл важное стратегическое значение. С 1914 г. он объединяет 3 города:
Плимут, Сонхаус и Девонпорт. Главенствующая роль морского порта определила
возведение вокруг Плимута крепостей - фортов. Один из них - Форт-Бовизанд,
располагающийся примерно в 5 км. от города, был заложен в начале XIX века
и фактически без перестройки сохранился до наших дней.

В корпусах Форта и проходил 25-ый симпозиум по подводной археологии.
В стенах этого мрачноватого, но гостеприимного укрепления собралось более
70 специалистов их Англии, Германии, Турции, США, Сингапура, Австралии,
Голландии и других стран.

Программа симпозиума была довольно плотной - 3 дня, с 9.00 до 19.00,
и по девять докладов в день. Вечером это международное братство "перетекало"
в бар, где и продолжало свое знакомство и общение, мигрируя от столика
к столику, с удовольствием угощая друг друга пивом.

Большинство участников знакомы давно: или работали когда-то вместе,
или встречались на предыдущих конференциях, или переписывались. Увидев
старого приятеля дружески обнимались, кого-то похлопывали по заметно выступающему
под свитером животу, шутя, что наконец-то государство стало достаточно
финансировать подводных археологов. Эта проблема действительно интернациональна
и является актуальной для ученых всех стран, проводящих подводные изыскания.
В связи с этим доклад Дориана Болла из Сингапура вызвал наибольшие споры.
"Классические" археологи скрестили шпаги с археологами-бизнесменами,
пытающимися получить средства на дальнейшие научные исследования за счет
продажи археологических находок на аукционе.

Имя Дориана Болла в кругу подводных археологов хорошо известно. Под
его руководством в 1993 г. был найден корабль "Диана", затонувший
в 1817 г. в Малаккском заливе с грузом китайского фарфора.

Заключив с правительством, в чьих территориальных водах покоились останки
"Дианы" договор, группа Болла в течение нескольких лет проводила
исследования места крушения. Полученные результаты превзошли все ожидания.
Даже Болл, хорошо изучивший корабль по архивным материалам, был поражен.

Рассказывая о своих работах на симпозиуме, Дориан попытался словами
описать красоту обнаруженных находок. Наконец, махнул рукой и, со словами:
"Смотрите сами", включил проектор. Перед изумленными археологами,
видевшими за время своих работ не один затонувший корабль и не одну уникальную
находку, промелькнули кадры с поистине сказочными богатствами.

Стопки великолепно сохранившихся тарелок, блюд, чашек. Целые сервизы
с тончайшими сюжетными рисунками, выполненными в традиционной китайской
манере. Монеты, бутылки, коробочки для чая, детали корабля и его оснастки
- это лишь часть предметов, которыми группа Болла обогатила Историю. Всего
более тысячи находок, наглядно свидетельствующих о таланте китайских мастеров
и упорстве и любознательности современных подводных археологов.

Вечером, разговорившись с Дорианом, я узнал, как он начинал разыскивать
"Диану".

Эта эпопея началась еще в 1979 г., когда Болл первый раз спустился с
аквалангом под воду. Увиденное на дне морском настолько поразило, что он
со всей своей кипучей энергией окунулся в подводную археологию. Постепенно,
участвуя в разных экспедициях п накапливая опыт, Болл превратился из любителя-археолога
в мастера.

Решающим моментом его биографии стал переезд в Сингапур. Это были еще
малознакомые для историков воды и, по словам Дориана, он уже не смог спокойно
сидеть в офисе.

Несколько лет архивных поисков и ... удача.

Однако, нахождение ценного груза "Дианы", оцененного более
чем в 4 млн.долларов, принесло не только удовлетворение, но и новые проблемы.
Местные власти, учуяв значительную добычу, потребовали пересмотреть ранее
заключенный договор и увеличить часть их прибыли. Дориан подал на ненасытных
чиновников в суд. Трудно сказать, во сколько ему обойдутся судебные издержки,
но Дориан надеется выиграть процесс. "В конечном счете "Диана"
не последний корабль на моем счету", - заявил он прощаясь.

Не менее интересным был и доклад молодого турецкого археолога Харуна
Осцдаса. Являясь сотрудником известного и единственного в мире Бодрумского
музея подводной археологии при Техасском Университете. Его основателями
стали такие известные ученые, как Джордж Басс, Михаэль Катцев, Фредирик
ван Дурник.

Сейчас этому Музею-Центру принадлежит научно-исследовательское судно
"Виразон", сконструированное специально для нужд подводной археологии.
Экспозиция музея, располагающаяся в одной из древних крепостей, насчитывает
тысячи предметов: крупнейшую коллекцию амфор, монет. Специалисты реставрационных
мастерских музея принимали участие в работах над останками древнейших кораблей,
затонувших в восточной части Средиземноморья (в Турции и на Кипре). В некоторых
исследованиях принимал участие и Харун Осцдас.

После окончания симпозиума его ожидала двухгодичная стажировка в США
- в Институт морской археологии. По установившейся там традиции он, кроме
своей основной научной работы, должен будет пройти практику в Порт-Ройале
- пиратском городе, затопленном в результате землетрясения в 1692 г.. Возможны
поездки в Доминиканскую республику, Мехико, Панаму, Италию, где уже на
протяжении нескольких лет работают международные группы подводных археологов.

На симпозиуме Харун рассказал о своих последних исследованиях - об амфорах
- популярнейших в древности сосудах для перевозки вина и зерна.

Казалось бы, что могут поведать людям ХХ века эти прототипы современных
бутылок и бочонков. Многое. Скрупулезнейшие обмеры, выполненные использованием
современной электроники, раскрывают перед историками малоизвестные сведения
о конструкции судов, их водоизмещении, торговых маршрутах, технологических
процессах в древности и т.п.. Даже при реконструкции в натуральную величину
"Киренейского" корабля, затонувшего у острова Кипр в IУ в. до
н.э. и моделировании его маршрута, основной проблемой стали амфоры. Ведущие
греческие гончары нашего времени так и не смогли сделать точных копий метровой
высоты сосудов. Они не выдерживали испытаний и разбивались А эти "мелочи"
важны, т.к. данные о повседневной жизни людей, живших сотни и тысячи лет
назад позволяют специалистам собрать, как из мозаики, общую картину Истории.

Обмен опытом на подобных симпозиумах, которые проводятся в Бовизанде
ежегодно, помогают поддерживать человеческую способность исследовать новые
области, рисковать и показывать, что любопытство и самоотверженность могут
привести к важным открытиям.