- Transport on Line -

Евгений Арсюхин, "Экономика и жизнь" - специально для
журнала "Море"

Заметки с одной из московских выставок

Над Москвой бегут низкие тучи, готовые пролиться холодным апрельским
дождем, а в павильоне выставочного комплекса на Красной Пресне, где проходит
выставка "Лодки, катера и яхты-96" уже как бы наступило лето:
девушки в купальниках раздают рекламные проспекты, плещется вода в бассейне,
лодки, катера и даже одна яхта, приехавшая из далекой Франции, замерли,
готовые к плаванию, и кажется, что лампы под потолком превращаются в горячее
тропическое солнце. Впрочем, присмотревшись, понимаешь, что погода в лодочно-круизном
бизнесе отнюдь не тропически-идиллическая, а скорее полярная, в том смысле,
что температура деловой активности колеблется возле нуля. Оно и понятно:
глобальный кризис, поразивший российскую экономику, не сделал исключения
и для индустрии отдыха и развлечений.

На застой в делах жалуются все: и менеджеры торговых российских компаний,
в хороших пиджаках, с непременным сотовым телефоном в кармане, и робкие
инженеры с предприятий "оборонки", и рафинированные сотрудники
небольших иностранных фирм, работающие в России третий день и выучившие
по-русски третье слово. Но все ли жалуются искренно?

В центре павильона бросается в глаза огромный стенд одной российской
фирмы, имени которой я не назову, поскольку этого не захотел ее директор.
Узнав, что я журналист, он наотрез отказался беседовать: "Не хочу
светиться". Похоже, фирма действительно не нуждается в рекламе - покупатели
только что в очередь не выстроились. Менеджер поведал, что его фирма занимается
реализацией на территории России лодок, снегоходов и соответствующего снаряжения.
Лодки - простенькие, начиная от надувных, безо всяких там буржуйских наворотов,
цены - демократические, в среднем около десяти тысяч зеленых.

Только что трое сибиряков купили по снегоходу - охотиться будут, - говорит
менеджер, - Состоятельные россияне - вот наша основная клиентура.

Может, именно здесь и кроется причина нелюбви к "двигателю торговли"?
Ибо социальная физиономия "состоятельного россиянина" хорошо
известна.

Процветающий павильон торговой фирмы отделяют от павильона АО "Центральное
конструкторское бюро "Лазурит" (Нижний Новгород) всего пара десятков
метров, а словно попадаешь в другой мир. Ведущий конструктор Леонид Пономарев
одиноко сидит среди макетов экскурсионных подводных лодок, ни одна из которых,
как выясняется, не существует в металле. "Лазурит" - оборонное
предприятие, выпускающее атомные подводные лодки. Г-н Пономарев признает,
что первые шаги конверсии оказались для завода не очень удачными:

Мы не можем построить ни одной лодки, даже запустить механизм сертификации
проекта, потому что не уверены, что на лодки найдется покупатель. Мы рассчитываем
привлечь внимание отелей, расположенных на берегах теплых морей: становится
модным катать туристов на субмаринах, показывая им подводный мир. Однако,
интереса к нам пока не проявляют.

Нижегородские конструкторы предлагают несколько проектов подводных лодок:
от рассчитанных на два-три человека и полчаса плавания до своеобразного
подводного "микроавтобуса", способного брать на борт пару десятков
любителей острых ощущений и катать их несколько часов. Однако, отношение
к русским подлодкам настороженное, поскольку недавно северодвинский "ящик"
сбыл за кордон несколько судов, но все они с позором вернулись на родину
- оказались некачественными. Г-н Пономарев уверяет, что его предприятие
учло горький опыт северян, но черное дело сделано - имидж "русских
бракоделов" сформировался, и разрушить его может только массированная
рекламная компания, на которую денег у нижегородцев нет. Предприятие попало
в типичный для отечественных производителей порочный круг : пока нет клиента,
нет денег, но чтобы его привлечь, нужны деньги.

Как ни парадоксально, ошибка нижегородцев в том, что они пытаются торговать
своей продукцией. Буквально в трех метрах от них некое отечественное предприятие
успешно продает морские радиостанции, системы навигации, локаторы - словом,
приборы, которые не позволят вам потеряться в море. Почему я опять не назвал
фирму, написал "некая" ? Менеджер велел. Намекнув, что его контора
то ли оборонная, то ли отпочковавшаяся от органов безопасности, он заявил,
что все упоминания в прессе должны быть согласованы с руководством. А радиостанции
- пожалуйста, берите. Я на радостях набрал проспектов, думал - вот, отечественный
товар, плоды конверсии. Увы. Конечно, потребителю все равно, сделана его
радиостанция в Питере или в Детройте - главное в берег не врезаться. Но
лично мне за державу обидно. Может, и менеджеру тоже, вот и скрывает имя
своего "ящика", превратившегося в торговый дом.

Морская радиостанция нужна тому, у кого есть яхта. Усвоив это, я безо
всякой навигационной аппаратуры вышел на целую кучу фирм, торгующих яхтами.
Фирмы, естественно, западные, и в большинстве своем не производители, а
эксплуататоры (не в классовом, а в техническом смысле - не только торгуют
яхтами, но и сдают их в аренду). Аренда яхты - новый для нас вид туризма.
Представьте себе "нового русского" средней руки. Песок и тенты
ему надоели, денег на свое судно пока нет. Что делать? Арендуй яхту, и
катайся хоть весь отпуск. Поскольку рынок еще не сформировался, то есть
у потребителя нет понятия, что почем, разброс цен просто колоссальный.
От 800 долларов в день, причем плескаться вам придется только у изрядно
надоевших берегов Турции, до 800 долларов в неделю, при гораздо более широкой
географии, включая Полинезию, где из россиян был разве что Миклухо-Маклай.
На удивление, цены не зависят от региона базирования яхты, зато очень сильно
- от типа и сезона. И здесь предложения на все вкусы. Небольшое судно может
быть целиком вашим, на крупный корабль компания посадит свою команду. Вы
можете отдыхать вдвоем, втроем, вдесятером… Думаю, при правильном выборе
фирмы этот вид отдыха доступен даже гражданам среднего достатка, особенно
в мае или в октябре - при условии, что вас не сдует с борта какой-нибудь
Борей или другой осенне-весенний ветер-хулиган. Мой совет: выбирать компанию
международную, а не локальную, ту, которая предложит вам яхты сразу в нескольких
регионах мира. Цены у таких монстров ниже, чем у борющихся за существование
лилипутов. К сожалению, российские турфирмы пока не стали агентами подобных
компаний, так что купить путевки, прочитав объявление в газете "Экстра-М",
нельзя. Но, поскольку фирмы как раз и приехали на выставку, чтобы найти
дилеров, надо полагать, уже в этом сезоне такие предложения появятся. Цены
у дилеров будут выше, но будем надеяться, что турфирмы возьмут на себя
заботу о билетах, визах и трансфере, а за это, согласитесь, можно и заплатить.

Но в России уже есть люди, готовые купить собственную яхту и держать
ее на Средиземном море, оплачивая все эксплуатационные расходы. Чувствуя
это, иностранцы привезли кучу макетов и даже одну натуральную яхту, которая
стала одной из главных достопримечательностей выставки: на нее можно было
подняться, осмотреть каюты, сфотографироваться, наконец. Спектр тут настолько
широк, что нет смысла давать раскладку по ценам и классам: от простых лодок
за десяток-другой тысяч долларов до настоящих мини-кораблей стоимостью
в сотни тысяч.

Продавцы яхт были разочарованы более всех, поскольку покупателей оказалось
меньше, чем они ожидали. Пока и речи нет о том, чтобы такие предметы роскоши
покупали, скажем, российские отели - чтобы катать туристов по Волге или
Черному морю, или крупные турфирмы - для организации собственного круиза
по Байкалу. Нет ни у турфирм, ни у отелей таких денег. Зато они есть в
частных руках, а ориентируясь на миллионеров, которых в России все-таки
единицы, бизнеса не сделаешь. Менеджер одной итальянской фирмы, предлагавшей
дорогие яхты, сделал печальный вывод: - Рынок пока не сформировался, нет
настоящего покупателя. Конечно, наш товар изначально штучный, массовых
партий быть не может. И все-таки мы ожидали, что у такой огромной страны
обнаружиться больший потенциал.

Покидаешь выставку со смешанным чувством. С одной стороны, буйство красок
и праздничная атмосфера создают приподнятое настроение. С другой, понимаешь,
что хотя выставка проходит в Москве, в определенном смысле "мы чужие
на этом празднике жизни". Мы - это российские производители. Приходится
констатировать, что российская промышленность не может предложить почти
ничего конкурентноспособного, а российский рынок - поглотить более-менее
крупную партию западного товара. Причина одна - безденежье. Российские
предприятия, как производственные, так и в сфере обслуживания (туризм,
гостиницы) страдают от отсутствия капитала, необходимого для расширенного
воспроизводства. Деньги, получаемые гостиницами от немногочисленных нынче
туристов, идут на поддержание полупустых комплексов. Турфирмы вообще живут
одним днем.

В среднем комиссия по одному туристу составляет около десятка долларов,
а подавляющее большинство фирм отправляют за рубеж не более десяти человек
в неделю. Удивляешься, как на зарплату хватает! Увеличить комиссию, путь
даже за счет более навороченного сервиса, нельзя: туристов и так мало.
Про крупные заводы, вешающие на глазах, и говорить не приходится. Конечно,
тот же "Лазурит" мог бы выпустить буклет о своей продукции, сделать
адресную рассылку, и дело бы сдвинулось. Но если нет денег даже на буклет,
о чем тут говорить?!

Выставка жила за счет оптовиков, которые, закупив товары, повезут их
в провинцию и предложат розничным магазинам. Так на прилавках наших "Спорттоваров"
появляются более-менее приличные вещи. И люди берут - лодочные моторы,
спортивную обувь и одежду для морских вояжей, чтобы в дождь за грибами
ходить, незаливаемые водой лампочки и может быть даже радиостанции - словом,
мелочь. Прибавьте к ним миллионеров, время от времени дарящих своим девушкам
яхты - вот и весь "позитив" в российской торговле.

Здесь не место говорить о том, что нужно сделать для оздоровления экономической
ситуации. Выставки не могут предлагать решений, они просто показывают мгновенное
состояние рынка. И если в будущем году, на третьей выставке "Лодки,
катера и яхты" я увижу больше радостных лиц за стендами - значит,
мой сегодняшний рассказ оказался слишком пессимистическим. Хотелось бы
в это верить.