- Transport on Line -
Дмитрий Васильев
Тех кораблей теперь давно уж нет... В.Азаров
В сознании пожалуй любого, даже самого "сухопутного" человека
при слове "флот" возникают образы величественного моря, загорелых
моряков и изящных кораблей. Из этого ряда символов для восприятия многих
людей наиболее информативным, эмоциональным является последний, как для
моряков, так и для тех, кто никогда не видел моря, корабль стал олицетворением
мечты, романтики и дальних странствий. Выдающиеся русские художники-маринисты
И.К.Айвазовский, А.П.Боголюбов, А.К.Беггров и другие запечатлели на многочисленных
картинах и рисунках облики столь отличных друг от друга судов переломного
для кораблестроения XIX века. К сожалению, в то время эти произведения
были малодоступны для широкой публики и редко тиражировались. Ситуация
решительно изменилась с изобретением фотографии и особенно - с появлением
в конце века сравнительно небольших фотокамер. С этого времени и до сего
дня фотографирование стало воистину массовым увлечением. Снимки кораблей
и сюжетов из морской жизни охотно стали печатать в популярных, общедоступных
журналах, книгах, справочниках. Такие изображения приносили огромную пользу
самому флоту, привлекая к нему внимание и предопределяя жизненный путь
многих молодых людей. Вот, например, что писал в своих воспоминаниях "На
"Орле" в Цусиме" корабельный инженер В.П.Костенко: "Первым
моим детским увлечением стали корабли Русского флота. Их фотографии регулярно
появлялись на страницах "Нивы". С восьмилетнего возраста моим
любимым кораблем стал крейсер "Память Азова", вступивший в строй
в 1886 г.<...>. Перейдя в 7-й класс <...> я уже окончательно
решил избрать дорогу инженера-кораблестроителя и после окончания гимназии
держать <...> экзамен в Кронштадтское Морское Инженерное Училище
<...>. "Многие моряки, кораблестроители, историки и просто любители
истории флота, чье первое знакомство с любимым делом началось именно с
увлечения "портретами" кораблей, могли бы сказать подобное. Можно
с уверенностью сказать, что первым, кто пробудил и развил в гимназисте
В.Костенко любовь к флоту, был Н.Н.Апостоли, морской офицер и основоположник
морской фотографии в России.
Николай Николаевич Апостоли родился 1 мая 1861 г. в Николаеве, в 1884
г. окончил Морской кадетский корпус, в Российском Императорском флоте дослужился
до контр-адмиральского чина. После революции он работал в различных флотских
учреждениях, преподавал, затем в 1930 г. ушел на пенсию и после тяжелой
болезни умер в Ленинграде в 1937 г.
Еще в юношеские годы мичман Апостопи увлекся фотографией, любовь к которой
пронес через всю жизнь. Два слившихся в его душе увлечения - корабли и
фотографии - предопределили выбор объектов для съемки. В результате в период
с 90-х годов минувшего века по 1907 г. была создана уникальная коллекция
фотоснимков боевых, вспомогательных, учебных судов, императорских яхт -
почти всего русского флота того периода. Снимки Н. Н. Апостоли с самого
начала отличались высоким качеством, четкостью и воспроизведением мельчайших
деталей, что обеспечивалось лично им сконструированными фотоаппаратами
и объективами, привлекали внимание редкой выразительностью и необычностью
ракурсов. Мастерство Николая Николаевича было отмечено Серебряной медалью
на выставке Российского Технического Общества и Первой премией на Международном
конкурсе английской фирмы "Ильфорд". Как высококвалифицированный
художник-фотограф Апостоли представил образцы своих работ в Санкт-Петербургскую
Императорскую Академию Художеств и был там зарегистрирован. С тех пор подлинные
фотографии мастера украшал соответствующий штамп. Стоит отметить, что Академия
зарегистрировала и другого страстного фотолюбителя - императора Николая
II. В оставшемся после него фотоархиве есть сделанные рукой государя интересные
снимки русских и иностранных военных кораблей и яхт.
Сотни великолепных фотографий Н.Н.Апостоли с самого начала составили
основу иллюстративного материала многих справочников, пособий, книг и альбомов,
посвященных отечественному флоту. Для широкой публики имя Апостоли связано
с изданной им в 1902- 1907 гг. серией почтовых открыток с изображениями
кораблей. Свыше двухсот открыток было сделано им со своих фотографий. При
этом надо учесть, что с его негативов печатались открытки и другими издателями,
в том числе в Германии. Благодаря этой серии мы можем увидеть прекрасные
неретушированные изображения кораблей и судов русского флота, давно уже
сгинувших в огне войн и переворотов - здесь первые наши броненосные батареи
"Первенец", "Не тронь меня" и броненосцы русско-японской
войны, паруснопаровые клиперы "Вестник", "Крейсер"
и внушительные четырехтрубные крейсеры "Россия" и "Громобой",
первый в мире минный заградитель "Буг" и изящные яхты, под всеми
парусами летящие по пенным гребням. Большие тиражи делают несложной покупку
этих открыток даже по прошествии девяти десятков пет.
Вполне естественно, что флот привлекал внимание и других фотографов.
Так в дореволюционных журналах часто можно было встретить работы знаменитого
петербуржца К.Буллы. Отражая жизнь столицы империи, он часто снимал визиты
иностранных кораблей и высокопоставленных лиц, закладки и спуски кораблей
на заводах Петербурга, морские парады на Неве. Им же сделаны и полтора
десятка фотографий броненосцев и крейсеров II Тихоокеанской эскадры во
время Высочайшего смотра в Ревеле, перед уходом на Дальний Восток.
Морская тема привлекла и петербургского фотографа, поставщика Его Императорского
Величества А.Динесса. Участвуя в Этнографической экспедиции Императорской
Академии Наук, он сделал немало великолепных снимков, рассказывающих о
жизни Эскадры Тихого океана и строительстве военноморской базы в Порт-Артуре.
Не менее известен ревельский фотограф Е.Иванов, оставивший нам целую галерею
фотографий кораблей возрождавшегося после поражения в русско- японской
войне Балтийского флота. Характерной для него была съемка кораблей лагом.
Он наладил производство высококачественных корабельных открыток, точное
количество которых неизвестно. Последние открытки его серии печатались
уже в 20-е годы со штампом "Русский Зарубежный Архив". Фотооткрытки
с изображениями кораблей Российского флота также выпускались большим количеством
издательств в России и заграницей. Из иностранных фотографов в нашей стране
наиболее известны Гейзер и М.Бар. Все русские суда, направлявшиеся на Дальний
Восток и находившиеся в плавании по Средиземному морю часто заходили в
Алжир, где они тут же снимались местным фотографом Гейзером, уже через
час предлагавшим их экипажам готовые фотооткрытки. На еще более широкую
ногу было поставлено дело у тулонского фотографа и издателя Мариуса Бара.
Он выпустил более 50 открыток с русскими кораблями, отпечатанных с его
негативов. В настоящее время его потомки переиздают старые открытки (к
сожалению, допуская ошибки в подписях) и издают новые, запечатлевая на
них наш современный флот.
Отдельная малоизвестная тема в корабельной фотографии - заводские альбомы.
Они создавались в период строительства кораблей 1-го и 2-го рангов и отражали
помесячное продвижение их постройки. Один экземпляр альбома оставался на
заводе, а остальные делались подарочными и подносились почетным гостям
и заказчикам. Именно из такого альбома фирмы "В.Крамп и сыновья"
и приводится иллюстрирующий данную статью снимок крейсера 1-го ранга "Варяг".
Военно-морская история России тесно связана с ее торговым флотом. Здесь
первым освоило фотографирование своих судов и издание открыток правление
Добровольного флота. Благодаря этому акционеры общества могли не только
испытывать чувство патриотизма, но и наглядно видеть, во что вкладываются
их деньги. Почин вскоре подхватили другие судовладельцы, развернувшие массовый
выпуск рекламных открыток с изображением собственных торговых и пассажирских
судов. Известны и любительские, сделанные пассажирами на память о плавании.
Таким образом в дореволюционный период в России вполне сложился и активно
развивался рынок фотографий и открыток на морскую тематику, вполне доступный
для широких слоев населения. В то время типографская открытка стоила 5
- 10 копеек, фотооткрытка - 10 - 20 копеек, а большая подлинная фотография
Н.Н.Апостоли - 3 - 5 рублей.
В истории российской морской фотографии есть страница, известная лишь
коллекционерам - это широкий пласт любительских фотографий жизни флота.
В чудом сохранившихся альбомах, сделанных преимущественно офицерами и гардемаринами,
запечатлены заграничные походы и визиты, учения и повседневная жизнь, друзья
и подчиненные. К началу XX на кораблях получили широкое распространение
фотографические открытки, столь ценимые коллекционерами в наше время. Практически
на всех броненосцах и крейсерах имелись фотографы, благодаря которым каждый
матрос мог в письмо на родину вложить изображение своего корабля. Часто
на оборотах таких открыток ставились штампы: "Издание судовой лавочки
..." или "Кают-компания ...". На прошедших почту открытках
встречаются гордые подписи: "Это мой корабль!", "Я плаваю
на этом судне!". Особенно это увлечение распространилось в годы Первой
мировой войны. Объектив фиксировал все: трудную службу и новых друзей,
корабли на стоянках и в походах, обстрелы ими вражеского берега, торпедные
стрельбы и минные постановки. На других снимках матросы толпятся вокруг
борцов на палубе, грузят уголь и снаряды, командир снимает пробу пищи,
офицеры слушают музыку в кают-компании. Постепенно в руках коллекционера
собираются редкие по своей выразительности подборки открыток из жизни одного
корабля. Благодаря им мы можем представить себе мир, стоящий на гране великих
потрясений.
Вот фотографии 1917 года - толпы матросов на площадях и причалах, шумные
корабельные митинги, хмурые офицеры без погон. Революция... Она тоже нашла
своих фотолетописцев. В Гражданскую войну снимали красные и белые. К сожалению,
эти снимки обычно известны в пересъемке, их встречается очень мало.
Советское время наложило свой отпечаток на развитие корабельной фотографии.
Заметно понизилось качество типографской продукции. В журналах, книгах
и на открытках печатались виды торговых, пассажирских судов и ледоколов.
Изображения же военных кораблей встречались намного реже и обычно в сильно
ретушированном варианте, при этом гораздо чаще можно было встретить качественные
снимки "иностранцев". Единственная серия открыток (примерно 30
штук), которая имела приемлимое качество печати, была выпущена перед Великой
Отечественной войной издательством "Искусство" и называлась "Краснознаменный
Балтийский флот" (с негативов Э.Ханкина и М.Редкина). Мания секретности,
всеобщая подозрительность тридцатых годов привели к репрессиям против коллекционеров.
Категорически запрещалось снимать военные корабли и тем более судостроительные
заводы. Долгие годы любители легально могли снимать только морские парады.
В интересах флота и судостроительной промышленности производились официальные
съемки швартовых и ходовых испытаний кораблей, фиксировались повреждения,
полученные в ходе эксплуатации и боевых действий. До сих пор засекречено
большинство таких фотографий послевоенного периода. Так, фотография тяжелого
авианесущего крейсера "Баку" (ныне "Адмирал Флота Советского
Союза Горшков"), сделанная на ходовых испытаниях, стала известной
лишь потому, что она вручалась участникам его создания в Невском ПКБ. После
войны официально фотографии кораблей выпускались только Центральным Военно-Морским
музеем, причем в конце 50-х годов их поступило в продажу около 20, а в
1989 г. - всего 8. Как и до революции, торговый и пассажирский флот был
довольно широко отражен в рекламных проспектах, открытках и фотографиях.
В шестидесятые годы возродился интерес к истории России, в том числе и
к истории ее флота. В связи с ограниченным доступом к историческим материалам
в государственных архивах, наиболее доступным для "маринистов"
стало именно собирание фотографий кораблей, которое для многих превратилось
в любимое "хобби".
Большую роль в становлении целой плеяды молодых коллекционеров сыграл
Николай Александрович Залесский. За 65 лет коллекционирования он собрал
более 15 тысяч фотографий, открыток и подлинных негативов с изображениями
кораблей и судов, плававших под флагом нашей страны. Это уникальное собрание
он завещал Центральному (ныне Российскому) государственному Архиву Военно-Морского
Флота, где оно сейчас и находится. Занимаясь не только пересъемкой, но
и печатанием высококачественных фотографий, Николай Александрович сделал
огромное дело - поднял планку требовательности к качеству, что учли новые
фотографы-любители. Ими активно переснимались открытки и фотографии из
старых журналов, книг, справочников, частных архивов. В результате сформировался
рынок "корабельной фотографии", где каждый мог найти материалы
по своему интересу. Доступность и дешевизна фотоматериалов делала цены
на них зависимыми только от качества и редкости: от 10 копеек до 1 рубля.
Можно отметить, что до самого последнего времени пользовались особенным
спросом фотографии открыточного формата, удобные для хранения в альбомах.
В это же время интерес к нынешнему состоянию техники привел к резкому всплеску
увлечения современным флотом. Широкое распространение получила любительская
съемка находящихся в строю боевых и вспомогательных кораблей Советского
ВМФ. Их фотографировали везде: на стоянках и в дальних походах, на стрельбах,
на заводах. Разумеется, это не могло пройти мимо внимания "компетентных
органов". В 1980 г. КГБ был арестован ленинградский коллекционер Иванов
и произведены массовые обыски по всему Союзу. Оказалось, что до сих пор
действуют инструкции и постановления 30-х гг., по которым изымались снимки
поврежденных во время войны советских кораблей, материалы по потерям, сведения
о современном флоте. Иванов был осужден, а среди коллекционеров произошел
резкий спад интереса не только к "горячей" теме, но и к коллекционированию
фотографий кораблей вообще. Число любителей резко сократилось, а оставшиеся
ушли в "подполье". Оживление началось в конце 80-х годов, с началом
перемен в нашей стране.
Разговор о современном состоянии данного дела мы планируем продолжить
в следующих номерах журнала.
Фотографии предоставлены Частным военно-историческим архивом, С-П6.