- Transport on Line -

Д. ПАНКИН, Председатель Правления Санкт-Петербургского Банка Реконструкции
и Развития

Конкуренция предъявляет новые требования к работе крупных портовых комплексов.
Главной становится не только модернизация существующей инфраструктуры и
техническое перевооружение, но и создание новых механизмов инвестиционной
деятельности, в том числе современных систем финансового управления проектами.
Каким образом можно привлечь столь необходимые для развития портов инвестиции
и организовать их управление?

- Стабилизация экономики, снижение темпов инфляции и доходности финансовых
инструментов повышают интерес инвесторов к проектам реального сектора.
Однако существуют общепринятые международные форматы подготовки, а также
правила и процедуры работы с инвестиционными проектами, которых придерживаются
не только зарубежные, но и отечественные институциональные инвесторы. Любые
отступления от формата или процедур приводят к длительным задержкам' в
реализации даже очевидных проектов, что имеет место на практике в последние
годы. Что имею в виду?

Прежде всего необходим собственно инвестиционный проект, подготовленный,
как правило, на стадии ТЭО в вышеупомянутом формате. Существует расхожее
мнение, что инвестиционный кризис обусловлен наличием достаточного количества
инвестиционных проектов и отсутствием денежных средств для их реализации.
На самом деле на рынке почти полностью отсутствуют достаточно проработанные
и подготовленные проекты и устойчиво растет интерес инвесторов к участию
в реальных проектах.

На банки у нас смотрят как на практически единственных инвесторов, хотя
ресурсы отечественных банков ограничены и не могут быть основным источником
инвестиций. За рубежом основным инвестором являются не банки, а страховые
компании и взаимные фонды. Очевидной функцией банков в инвестиционном процессе
в настоящее время является роль посредника, организующего реализацию проекта
путем согласования интересов и обеспечения выполнения требований всех его
участников. Правда, для этого банк должен располагать профессиональными
специалистами в области проектного финансирования. Что касается нашего
банка, мы стараемся быть не только посредником, но и участником инвестиционного
процесса, предлагаем нашим клиентам широкий набор услуг по доработке финансово-экономического
раздела ТЭО, разработке и реализации схем финансирования проекта, а также
по организации управления проектом на основе современных методов: бюджетирования,
финансового мониторинга и вариантного анализа. Разработать грамотное ТЭО
может и консалтинговая фирма, но только банк совместно с оператором проекта
может осуществить управление проектом. Это взаимовыгодное сотрудничество,
потребность в котором в ближайшем будущем ожидает резкий рост в связи с
практически полным отсутствием специалистов по финансовому менеджменту
на подавляющем числе потенциальных операторов проектов. Словом, по известному
выражению: «Банк не может управлять производством, но может помочь сделать
это производство управляемым».

Таким образом, банк может оказать весь комплекс услуг, необходимых оператору
проекта, в том числе и управление проектом. Но только для тех проектов,
которые, по нашему мнению, возможно реализовать в настоящее время или в
ближайшем будущем. Кроме того, желательно, чтобы проект отвечал нашим инвестиционным
приоритетам. Это значимые проекты городской инфраструктуры, а также в области
транспорта, связи и энергетики. В этих областях мы уже имеем реальный опыт
подготовки и организации финансирования. Стоимость услуг у нас на порядок
ниже, чем у иностранных консалтинговых фирм. Причем соответствие международному
формату и качеству гарантируем.

Знаю, многих сейчас волнует надежность банков, особенно при выборе финансового
партнера для долгосрочного сотрудничества. Финансовое состояние нашего
банка стабильное, собственные средства покрывают все обязательства. Банк
является финансовым агентом Правительства Санкт-Петербурга по размещению
городских облигационных займов и регулярно проходит аудит международной
компании «Прайс Уотерхаус». Основными акционерами СПБРР являются Администрация
Санкт-Петербурга, ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» и ОАО «Петербургская
телефонная сеть». Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга г-на Яковлева
№ 463—Р от 26.05.97 создан Наблюдательный комитет по координации взаимодействия
Администрации Санкт-Петербурга и СПБРР, в состав которого вошли вице—губернаторы
Санкт-Петербурга. Председатель Наблюдательного комитета — Губернатор Санкт-Петербурга
В. Яковлев.