- Transport on Line -

Валерий КОВАЛЕВ, первый заместитель министра путей сообщения Российской
Федерации

Российская транспортная система обладает огромным экспортным потенциалом,
являясь важной составной частью международной торговли товарами и услугами
между странами Европы и Азиатско—Тихоокеанского региона (АТР).

Географическое положение России обусловливает особую роль отечественных
железных дорог как связующего звена между транспортными системами Европы
и Азии. Это создает хорошие предпосылки для привлечения транзитного грузопотока
и увеличения валютных поступлений.

Важная роль в транзитных перевозках грузов принадлежит Транссибирской
магистрали, технические возможности которой, по данным Всемирной ассоциации
экспортно-производящих зон, позволяют освоить до 30% контейнерного потока
на Европу из стран АТР, то есть почти 1 млн. контейнеров в год.

Однако сложности переходного периода в экономике России, усиление конкуренции
со стороны морских перевозчиков и появление новых альтернативных Транссибирской
магистрали сухопутных маршрутов вызвали снижение объемов перевозок грузов
в международном сообщении через территорию России.

В частности, объемы перевозок грузов международного транзита в контейнерах
на Транссибирском направлении сократились со 138,5 тыс. единиц в 1981 г.
до 22,0 тыс.единиц в 1996 г. Соответственно снизились и валютные поступления
в бюджет.

Дальнейшее снижение перевозок по Транссибирской магистрали может привести
к обособлению восточных регионов страны от ее европейской части, снижению
занятости и миграции трудовых ресурсов из регионов Сибири и Дальнего Востока,
ускоренному старению основных производственных фондов.

Существующая транспортная инфраструктура Транссибирской магистрали позволяет
иметь хорошие предпосылки для увеличения перевозочной работы и привлечения
новых грузопотоков.

Сложившиеся тенденции торгово—экономических взаимоотношений между странами
Европы и Азиатско—Тихоокеанского региона свидетельствуют о потенциальной
возможности значительного увеличения (в 4—5 раз против 1996 г.) объемов
транзитных перевозок в контейнерах по Транссибирской магистрали.

Однако этот поток ориентирован на конкурентные направления, минуя территорию
России.

В современных условиях новая Трансазиатская железная дорога становится
серьезным конкурентом Транссибирской магистрали, и российские железные
дороги могут понести значительные убытки за счет переключения перевозок
на новое сообщение.

В последнее время со стороны Казахстана и Китая в связи с открытием
для международного сообщения пограничного перехода Дружба — Алашанькоу
ведется активная пропаганда нового евро-азиатского направления к китайским
портам на Тихом океане.

Разрабатывается новый транспортный коридор, который начинается в порту
Ляныонган в Китае, далее следует через пограничный переход Дружба в Казахстане,
Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан и заканчивается в порту Поти (Грузия).
С использованием морского участка Поти—Ил ьичевск направление выходит на
Украину и далее на европейские страны, минуя территорию России.

С этим коридором увязывается вновь построенная железнодорожная линия
Теджен — Сарахс — Мешхед (Туркменистан. Иран), которая открывает выход
к порту Бендер-Аббас в Персидском заливе и через Турцию в Европу.

Основными причинами, снижающими конкурентоспособность перевозок грузов
через Транссибирскую магистраль, являются: • отсутствие должной координации
действий российских морских, железнодорожных и автотранспортных перевозчиков,
портов, экспедиторов:

• отсутствие единого налогообложения и единой тарифной политики участников
перевозок грузов международного транзита и грузов, следующих в страны СНГ,
что приводит к отклонению потока транзитных грузов на другие страны в обход
России;

• неконкурентоспособность действующей сквозной ставки в связи с появлением
альтернативных тарифов на перевозку из стран АТР в Европу. Неравномерное
распределение сквозной ставки между участниками транзитных перевозок, включая
порты;

• взимаемые таможенные сборы и налоги, не применяемые в мировой практике;

• длительные простои контейнеров из—за таможенных и пограничных процедур
в портах;

• недостаточность существующей нормативной базы в обеспечении перевозок
грузов международного транзита с участием различных видов транспорта;

• отсутствие института операторов смешанной перевозки и надежных страховых
компаний грузов международного гринзита на всем пути следования;

• недостаточная развитость инфраструктуры и информационного обеспечения
для организации комбинированных перевозок.

Решить проблемы привлечения дополнительных объемов грузов международного
транзита на Транссибирскую магистраль и российские морские порты на Дальнем
Востоке возможно без значительных капитальных вложений из бюджета страны.

В соответствии с поручением первого заместителя Председателя Правительства
Российской Федерации Б.Е.Немцова на совещании в г. Красноярске 22 апреля
1997 года Министерством путей сообщения Российской Федерации совместно
с Министерством транспорта Российской Федерации в мае 1997 года разработана
Концепция государственной политики поддержки транзитных перевозок по Транссибир-

Цель Концепции. Поддержка транзитных перевозок по Транссибирской магистрали,
создание условий для использования имеющегося потенциала российских транспортных
систем и решения социально—экономических проблем Сибири и Дальнего Востока.
Пути реализации Концепции:

1. Снижение ставок тарифов и сборов на перевозку и переработку транзитных
грузов и контейнеров.

2. Проведение маркетинговых исследований сравнительных условий перевозок
грузов в контейнерах морским транспортом и по Транссибирской магистрали.

3. Упрощение и ускорение контрольно-оформительских процедур.

4. Привлечение для перевозок транзитных грузов преимущественно российских
судоходных компаний.

5. Конкурсный отбор экспедиторов, способных обеспечить транзитное прохождение
грузов на всем пути следования.

6. Гарантии сохранности транзитных грузов.

7. Увеличение скорости прохождения транзитных грузов в портах и на станциях.

8. Ускорение продвижения транзитных грузов по железным дорогам.

9. Для привлечения транзитных грузов и грузов в контейнерах на Транссибирскую
магистраль и развития свободной экономической зоны г. Находка органам местного
самоуправления предложено снизить местные налоги участникам перевозок по
Транссибирской магистрали.

Концепция рассматривалась 23.05.1997 года на Межведомственной комиссии
по вопросам повышения конкурентоспособности российских предприятий и организаций
транспорта, где получила одобрение. Комиссией рекомендовано назначить головными
организациями по выполнению Концепции МПС России и Минтранс России. На
совещании у первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации
Б.Е.Немцова 4 июня 1997 г. Концепция была в основном одобрена, для ее реализации
и доработки создана рабочая комиссия под председательством министра путей
сообщения Российской Федерации.

Первое заседание рабочей комиссии состоялось в июне 1997 г. в г. Владивостоке,
где был выработан и утвержден первым заместителем Председателя Правительства
Российской Федерации Б.Е.Немцовым «План совместных действий министерств,
ведомств и транспортных организаций по реализации протокола совещания в
Правительстве Российской Федерации о развитии перевозок транзитных грузов
по Транссибирской магистрали», в котором намечены конкретные шаги по реализации
Концепции государственной поддержки транзитных перевозок по Транссибирской
магистрали.

Благодаря поддержке Правительства Российской Федерации мы находим должное
понимание и поддержку со стороны Государственного таможенного комитета.
Министерства финансов и Государственной налоговой службы Российской Федерации
по вопросам:

- отмены сбора за таможенное оформление транзитных грузов на портовых
и пограничных железнодорожных переходах;

- упрощения порядка декларирования грузов, следующих транзитом по территории
России, имея в виду отмену предоставления счета—фактуры, внесения депозита
за подакцизные товары;

- взыскания налога на добавленную стоимость с прибыли, полученной железными
дорогами, морскими торговыми портами и судоходными компаниями за перевозку
экспортно—импортных грузов в страны СНГ через территорию России и в обратном
направлении.

Министерство путей сообщения в отличие, например, от автомобильных перевозчиков
является государственным предприятием, которое согласно Уставу железных
дорог несет полную ответственность перед грузополучателем или грузоотправителем
за сохранность перевозимого груза, правильную и своевременную его доставку.
Согласно действующим положениям переадресовка груза может производиться
только на станции отправления или назначения и никогда в пути следования.

В связи с этим сообщаем, что все экспортно-импортные и транзитные грузы
перевозятся через официальных экспедиторов, которые в кратчайшие сроки
обеспечат необходимые документы по стоимости перевозки груза от отправителя
до получателя, где бы они ни находились. Документы будут достаточны как
для определения ущерба грузоотправителю, так и для определения таможенных
сборов. Это снимает требование таможенных органов о предоставлении товаросопроводительных
документов и в целом снижает вероятность хищений транзитных грузов, так
как в этом случае и МПС может принять меры к исключению записей о наименовании
грузов, оставив только его код.

Выступая гарантом перед таможенными органами, МПС России в состоянии
установить дополнительный контроль за перевозками транзитных подакцизных
грузов в России.

Предусмотренный таможенный сбор в размере 14 долларов США предполагается
за таможенное оформление. На самом деле это таможенный сбор за транзит,
а за таможенное оформление наша клиентура оплачивает работу декларантов.
Кроме того, необходимо отметить, что МПС и его экспедиторы обязались оплачивать
максимальный сбор, чтобы не предъявлять на транзит товаросопроводительные
документы, так как в положении об этом сборе сказано, что он равняется
0,1%, но не свыше 14 долларов.

По нашему мнению, если поставленные в Концепции перед ГТК и ГНС России
вопросы будут решены, то уже к концу текущего года можно ожидать рост объемов
перевозок грузов по Транссибирской магистрали на 20—25%, что, в свою очередь,
позволит ускорить решение социально—экономических проблем Сибири и Дальнего
Востока.