- Transport on Line -

Как подчеркнул вице—губернатор С.—Петербурга Сергей Васильев, рост грузооборота
в порту чрезвычайно важен для экономики города. Коллективу приходится работать
в непростых, жестких условиях конкурентной борьбы за грузопотоки. Это требует
от каждого работника порта полной самоотдачи, глубоких и четких расчетов
на перспективу.

Министр путей сообщения РФ Анатолий Зайцев в свою очередь заявил, что
у портовиков и железнодорожников одна цель - увеличение объема грузоперевозок
через российские морские порты.

Для этого необходимо совершенствовать организационную структуру деятельности
всех транспортных ведомств. В качестве положительного примера со стороны
МГТС Анатолий Зайцев привел создание Центров фирменного транспортного обслуживания,
один из которых успешно действует в Санкт-Петербурге. Главное преимущество
— уже на начальной стадии оформления договорных отношений клиент знает,
во что ему обойдется весь комплекс транспортных услуг. И особенно важно,
что на всем пути прохождения груза клиент может получить информацию о нем
и в случае необходимости внести коррективы.

Не будем забывать, что у железнодорожников, таможенников, портовиков
единая цель — обеспечить качественную и своевременную обработку груза в
приемлемых и конкурентоспособных ценах. Вот почему мы всегда готовы к самому
тесному сотрудничеству со всеми участниками грузопотока.

Выступление министра продолжил начальник Главного Управления фирменного
транспортного обслуживания МПС Борис Лапидус:

- Мы работаем на транспортном рынке не только как конкуренты автомобильного,
трубопроводного, водного транспорта, но и как их коллеги в решении всего
комплекса грузоперевозок. Что же касается морских портов, то они - наши
лучшие партнеры. К сожалению, сегодня у нас скопилось немало нерешенных
проблем, которые не дают возможности работать в полную силу, составить
серьезную конкуренцию зарубежным транспортникам.

Мы не можем при убыточности общих результатов производственной деятельности
давать скидки на тарифы. К тому же не знаем, каковы финансовые итоги работы
других участников процесса грузоперевозок. Надеемся, что нынешняя конференция
позволит дать толчок развитию рыночных структур, рыночных отношений на
транспорте.

Необходимо учитывать также тот факт, что хотим мы этого или нет, но
основным видом грузоперевозок в ближайшие годы останутся сырьевые ресурсы
страны.

Маркетинговые исследования и в России и за рубежом показали, что нельзя
считать тарифы причиной всех бед. Отечественного и иностранного потребителя
транспортных услуг не устраивают ненадежность сроков исполнения заказа,
неуверенность в юридических гарантиях по сохранности грузов, их финансовое
обеспечение. Наше Главное Управление включает в себя 19 центров, работающих
на каждой железной дороге, входящей в структуру Министерства. И уже сегодня
мы можем гарантировать вам, портовикам, единые экономические критерии оказываемых
службами МПС услуг в любом порту России. Договор, допустим, заключенный
в Архангельске, будет обязателен и в Находке и т.д.

Мы работаем над документами по совершенствованию правовой базы, меняем
технологию грузоперевозок с целью перейти на принципиально новые взаимоотношения
с потребительским рынком транспортных услуг, в основе которых лежит максимальное
удовлетворение всех запросов клиента. Аналитические исследования позволили
выделить четыре критерия, призванные стать основой всего грузопотока страны:
доступность, оперативность, комплексность, надежность.

И как бы ни показалось это преувеличением, но мы, в МПС, убеждены: при
реализации этих критериев всеми участниками транспортного комплекса через
два—три года у нас не будет проблем с поиском груза. Более того, мы с вами
будем обсуждать, как переадресовать наши грузы на балтийские порты.

Начальник Управления Росмор-флота Анатолий Шутка основное внимание уделил
обеспечению увеличения объема грузоперевозок через российские порты:

— Пожелания и рекомендации, вырабатываемые на данной конференции, станут
тем ориентиром, на основе которого будет построена вся производственная
деятельность подразделений Росморфлота. Они вырабатывались совместно с
нашими партнерами из МПС, без тесного сотрудничества с которыми невозможно
достичь успеха.

Участникам конференции необходимо обратить внимание и на проблему защиты
грузовой базы российских портов.

Серьезным препятствием в работе портовиков сегодня является отсутствие
единого координирующего органа и тех условий, при которых грузовладельцы
отдавали бы приоритет отечественным транспортникам.

Серьезно обостряется проблема ухода российских грузов в зарубежные порты.
Об этом шел серьезный разговор на Комиссии по оперативным вопросам. Защитить
интересы отечественных грузоперевозчиков призвано, в частности, предложение
об отмене льгот для тех, кто отправляет российские внешнеторговые грузы
через иностранные порты. На это же нацелены и предложения по снижению таможенных
пошлин, отмене НДС, изменению налоговой политики.

Кроме того, необходимо учитывать все то положительное, что есть за рубежом.
Например, в некоторых странах порты вообще не облагаются никакими налогами
и даже получают дотации от государства.

Совершенствование сервисных услуг — еще одно из направлений деятельности
портовиков наряду с более тесным сотрудничеством с работниками таможенных
служб.

Что же касается единого координирующего Центра, то необходимо, на наш
взгляд, создать в МПС межведомственную комиссию, в которую вошли бы представители
Росморфлота, Минэкономики и, может быть, крупные грузовладельцы.

Только совместная работа даст положительные результаты в защите портовиков,
наращивании объемов грузоперевозок, улучшении деятельности в целом работы
морской портовой системы страны.

Заместитель начальника отдела технологии таможенного контроля и развития
инфраструктуры Севере—Западного таможенного управления ГГК РФ Елена Тимофеева
обратила внимание участников конференции на необходимость взаимодействия
всех участников грузоперевозок: транспортников, портовиков, таможенных
брокеров, владельцев складов временного хранения и т.д.

По ее мнению, это позволит более полно учитывать интересы всех занятых
в одном деле сторон.

Для реализации комплексного подхода мы основываемся на информационных
технологиях, поскольку в основном работаем с документами. И ускорение документальной
обработки грузов (в чем заинтересованы все стороны) зависит, напомню, от
срока и качества приходящей в комитет документации. Поэтому наша служба
крайне заинтересована в том, чтобы информация о прибывающих грузах поступала
несколько раньше. Тогда появится возможность ее предварительной обработки
и, в определенной степени, позволит готовить решение по выпуску грузов.
Тех, например, что можно «отдать» без каких—либо дополнительных проверок.

Так, в прошитом году у нас было заключено с морпортом С.-Петербург совместное
соглашение по научно—техническому сотрудничеству в части информационных
обменов.

Из решения девятой Конференции Ассоциации морских торговых портов:

Просить Росморфлот подготовить и представить в Правительство РФ обоснованные
предложения к проекту постановления Правительства РФ «О повышении конкурентоспособности
российских перевозчиков на рынках транспортных услуг» по загрузке и повышению
конкурентоспособности портов по следующим направлениям: разработка нормативных
актов; формирование рынка транспортных услуг; развитие транспортной инфраструктуры;
о взимании НДС при перевалке импортных грузов.

НТК Ассоциации продолжить работу по организации применения сквозного
тарифа при перевозках внешнеторговых грузов, перегружаемых через российские
порты, с учетом готовности Центра Фирменного Транспортного Обслуживания
МПС РФ к совместной работе.

НТК Ассоциации продолжить методическое руководство по разработке введения
в портах новой

системы регулирования тарифов на ПРР. Считать переход на новую систему
регулирования тарифов на ПРР неотложной задачей каждого порта. Одобрить
и продолжить работу по выполнению решения рабочего комитета НТК Ассоциации
по экономическим и социальным вопросам от 10—11.10.96 по новой системе
регулирования тарифов.

По вопросу проекта Закона «О морских портах»:

Одобрить структуру и основные положения Закона «О морских портах Российской
Федерации», разработанные рабочим комитетом по коммерческо—правовым вопросам
и Союзморниипроектом во исполнение решения Совета директоров Ассоциации
от 28—30 мая 1996 г.

Принять к сведению заверение Союзморниипроекта, что до окончания текущего
года институт подготовит на основе согласованной структуры и основных положений
и с учетом замечаний и предложений портов и представит проект Закона на
рассмотрение в рабочий комитет НТК Ассоциации по коммерческо—правовым вопросам.

Членам Ассоциации оказать поддержку подготавливаемого Закона путем долевого
финансирования его дальнейшей разработки. Считать Закон первоочередной
разработкой из числа финансируемых членами Ассоциации.

Одобрить деятельность рабочего комитета по коммерческо—правовым вопросам
по проектам КТМ и другим нормативным актам.

Обратиться в Правительство РФ с просьбой ускорить разработку с учетом
предложений Ассоциации и введение в действие законов: КТМ РФ, «О морских
портах Российской Федерации», «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках»,
«О транспортно—экспедиционной деятельности» в Российской Федерации.

Обратиться к заместителю министра Минтранса РФ Левому В.Д. с просьбой
организовать работу всех заинтересованных инстанций по дальнейшей разработке
КТМ и Закона о морских портах в составе специальной рабочей группы, включающей
представителей Росморфлота, Союзморниипроекта, Ассоциации морских торговых
портов.