- Transport on Line -

Александр Терехов кандидат экономических наук зам.директора Института
микроэкономики РФ

Ирина Афонина старший научный сотрудник Института микроэкономики
РФ

Мировой опыт создания свободных экономических зон (СЭЗ) свидетельствует
о том, что это один из эффективных способов привлечения инвестиций, катализатор
развития внешнеэкономических связей и экономики региона, в котором размещается
СЭЗ, а также страны в целом. Наиболее яркими примерами эффективного функционирования
таких зон являются СЭЗ "Масан" в Южной Корее, Шэньчжэнь и Шанхай
в Китае, а также первая в мире СЭЗ - Шэннон в Ирландии. При этом, как показала
практика, эффективность функционирования этих зон полностью зависит от
степени продуманности политики их формирования и последовательности ее
реализации.

В нашей стране идея создания свободных экономических зон стала активно
обсуждаться в 1988-1989 годах под влиянием их успешного развития в Китае,
и в 1990 году было принято первое решение о создании свободной экономической
зоны "Находка", а затем в период с мая по октябрь 1991 года были
созданы еще двенадцать СЭЗ.

Однако, как это бывало неоднократно в нашей стране, зарубежный опыт,
перенесенный без должного осмысления на почву российской экономики, ни
к чему хорошему не привел. Большинство из созданных СЭЗ оказались нежизнеспособными,
а те из них, которые все-таки выжили, как, например, "Находка",
"Янтарь" функционируют на уровне эффективности, весьма далеком
от уровня мировых аналогов.

Неудача первого опыта создания СЭЗ в нашей стране объясняется прежде
всего неподготовленностью нормативно-правовой базы и излишней политизированностью
экономических решений. Вместе с тем, несмотря на незначительность результатов
от уже созданных СЭЗ, шло накопление опыта и более глубокое теоретическое
осмысление проблемы. Это, в частности, позволило в настоящее время вновь
к ней вернуться именно с позиций формирования соответствующих четких нормативно-правовых
основ.

Основополагающим моментом формирования указанной нормативной базы должно
стать принятие закона "О свободных экономических зонах", который
в настоящее время проходит традиционно длительную процедуру его принятия
в Государственной Думе. Этот закон так или иначе расставит точки над "i"
в ряде вопросов, связанных с созданием и функционированием СЭЗ, и прежде
всего внесет единообразие в понятие "Свободная экономическая зона"
и определит общие контуры процессов их создания и функционирования.

Не останавливаясь подробно на достоинствах и недостатках того проекта
закона, который находится сейчас на рассмотрении в Думе, подчеркнем лишь
два момента, которые присутствуют в нем и останутся в любой иной редакции,
которая будет окончательно принята Думой.

Первый момент состоит в том, что процессу создания СЭЗ должна предшествовать
разработка глубокого технико-экономического обоснования необходимости ее
создания, включая и проект ее развития.

Второй момент, непосредственно вытекающий из первого, заключается в
том, что необходимость создания СЭЗ прежде всего должна определяться на
основе оценки эффективности ее функционирования.

Оба вышеуказанных момента при всей своей непреложности и значимости
не имеют в настоящее время сколько-нибудь глубокой методической проработки,
хотя теоретический задел и практическая потребность в них имеются. Последнее
обстоятельство позволяет, не дожидаясь окончательного принятия закона "О
свободных экономических зонах", уже сейчас приступить к разработке
методических материалов, обеспечивающих его эффективную реализацию.

Вышеприведенные соображения побудили нас в этом и ряде следующих номеров
журнала дать серию материалов, направленных на формирование методических
основ создания и функционирования СЭЗ, в первую очередь связанных с двумя
упомянутыми ранее факторами их жизнедеятельности - обоснованностью создания
СЭЗ и эффективностью их функционирования.

В этом номере на обсуждение читателей выносятся "Требования к составлению
технико-экономического обоснования создания свободной экономической зоны
(СЭЗ)". Указанный материал предлагается рассматривать как проект одноименного
документа, который после рассмотрения, согласования и утверждения соответствующими
инстанциями мог бы стать руководством для разработчиков технико-экономических
обоснований необходимости и возможности создания конкретных свободных экономических
зон.

Потребность в такого рода документе у специалистов, занимающихся вопросами
создания СЭЗ, по-видимому не может вызывать сомнений, так как наличие технико-экономического
обоснования является первейшим условием для постановки вопроса о СЭЗ на
любом уровне. Вместе с тем, сколь-нибудь четкого представления о том, что
должно содержать ТЭО на создание СЭЗ, ни в официальных нормативных актах,
ни в иных неофициальных публикациях пока не дается, и поэтому, настоящую
публикацию следует считать первым шагом к устранению указанного пробела.

Проект документа, публикуемый далее, подготовлен авторами данной публикации.
Содействие в подготовке представленного материала оказали зав.лабораторией
экономики природопользования Котоврасова М.И., Васильев Л.Н. и зав.лабораторией
внешнеэкономических связей Международного НИИ проблем управления Дубровский
К.И.

Технико-экономическое обоснование создания свободной экономической зоны
должно включать в себя следующие разделы.

I. Постановка проблемы и цели создания свободной экономической зоны.

II. Предпосылки для создания СЭЗ.

III. Обоснование отвода земель под СЭЗ и характеристика выделенной территории.

IY. Перспективы и программа развития СЭЗ.

Y. Ресурсы, необходимые для создания СЭЗ.

YI. Механизм функционирования СЭЗ.

YII. Организационные мероприятия по созданию и функционированию СЭЗ.

YIII. Оценка эффективности создания СЭЗ.

В первом разделе должны быть:

- даны комментарии о проблеме создания конкретной СЭЗ, (кем поставлена,
где обсуждалась, какие решения уже приняты);

- определены предполагаемые основные направления ее развития;

- сформулирована основная цель создания СЭЗ, с конкретизацией задач,
связанных с реализацией основных направлений развития СЭЗ.

Как основная цель, так и конкретные задачи должны быть увязаны с традиционными
целями создания СЭЗ: повышением научного-технического потенциала, использованием
зарубежного хозяйственного опыта, созданием новых рабочих мест, повышением
квалификации местных кадров и т.п.

Во раздел II должна быть представлена информация, необходимая и достаточная
для того, чтобы показать наличие в регионе (области, республике, городе
и т.п.), на территории которого предполагается создание СЭЗ, условий для
реализации указанных выше задач.

В соответствии с этим второй раздел, прежде всего, должен содержать
экономическую характеристику региона, отражающую не только состояние экономики
региона, но и тенденции ее изменения в ближайшей перспективе.

Наибольший акцент следует сделать на тех экономических характеристиках,
которые могут рассматриваться как положительные предпосылки для создания
свободной экономической зоны в регионе. В соответствии с общим представлением
о СЭЗ к таким характеристикам относятся:

- наличие в регионе значительного экспортного потенциала;

- наличие и уровень освоения природных богатств;

- благоприятное географическое положение для внешнеэкономической деятельности;

- уровень развития транспортной сети (железнодорожные и автотранспортные
магистрали, аэропорты, трубопроводы и т.п.);

- опыт работы на международном уровне;

- обеспеченность квалифицированными кадрами и достаточное их количество.

Помимо перечисленных характеристик в разделе необходимо также отразить
те негативные тенденции развития экономики региона, преодолению которых
может способствовать введение специального экономического (и/или таможенного)
режима на территории предполагаемой СЭЗ.

В качестве дополнительных предпосылок для создания СЭЗ в разделе должны
быть представлены оценки социальной и экологической ситуации региона, его
геополитическое значение, исторические традиции, особенности географического
положения и иные факторы, которые могут рассматриваться в качестве предпосылок
для создания СЭЗ в данном регионе.

В разделе III должны быть представлены:

- данные о размерах и границах территории, выделенной под СЭЗ (с приложением
плана местности);

- характеристика территории, выделенной под СЭЗ;

- обоснование выбора данной территории.

Характеристика выделенной под СЭЗ территории должна содержать:

- географические характеристики;

- экономические характеристики;

- характеристики социального развития и инфраструктуры.

Географические характеристики должны включать описание рельефа и ландшафта,
выбранной территории, а также данные о наличии на ней водных объектов,
полезных ископаемых, флоры и фауны.

Экономическими характеристиками должн быть охвачен весь перечень предприятий
и иных хозяйствующих объектов, находящихся на данной территории, с указанием
таких данных о каждом из этих объектов, как:

- наименование предприятия-владельца объекта;

- форма предприятия;

- наименование производимой продукции;

- объем производства (в натуральном и стоимостном выражении);

- количество рабочих мест;

- численность уже имеющихся работников;

- средняя заработная плата;

- стоимость основных фондов и их износ;

- прибыль предприятия;

- характеристика технического уровня производств.

В описание социального развития и инфраструктуры территории, выделяемой
под СЭЗ, следует включать перечень всех объектов, образующих эту инфраструктуру.
При этом, объекты инфраструктуры должны быть сгруппированы по следующим
ее элементам:

- социальная инфраструктура (здравоохранение, образование, культура,
жилье и т.п.);

- транспортно-складская инфраструктура (автодороги, железные дороги,
трубопроводы, склады и т.п.);

- ремонтно-вспомогательная инфраструктура (ремонтные базы и мастерские).

По каждому из объектов, включенных в названный перечень, должна быть
представлена:

- характеристика мощности (производительности, пропускной способности);

- стоимость элемента инфраструктуры;

- численность обслуживающего персонала;

- оценка стоимости производимых работ (услуг).

Помимо вышеперечисленных характеристик в том случае, если на территории,
выделенной под СЭЗ, проживает население, в разделе должны быть приведены
данные социально-демографического характера. При этом, как эти данные,
так и все иные характеристики территории, выделенной под СЭЗ, должны быть
предоставлены в той мере, в которой это необходимо для обоснования целесообразности
создания СЭЗ именно на этой территории.

Все вышеперечисленные характеристики должны дать достаточно полное представление
о территории, выделяемой под СЭЗ, и содержать всю необходимую информацию
для обоснования выбора этой территории. Само же обоснование должно заключаться
в сопоставлении целей и задач создания СЭЗ с теми географическими, экономическими,
инфраструктурными условиями, которые имеются на территории, выделенной
для создания зоны. При этом границы территории и включение в эти границы
тех или иных хозяйственных или инфраструктурных объектов должны определяться
в первую очередь степенью их полезности для решения задач СЭЗ, перспективностью
развития предполагаемых резидентов зоны, соблюдением прав собственников
всего имущества, имеющегося на территории, а также условиями географической
целесообразности выделения границ. Помимо сказанного, общим критерием обоснования
выбираемой территории должно служить требование минимизации ее площади.

Раздел IV должен содержать информацию о предполагаемых резидентах зоны
и перспективах их развития, а также общих перспективах развития СЭЗ в целом.
При этом указанные перспективы должны прогнозироваться и оцениваться с
учетом тех преимуществ социально-экономического развития предприятий, которые
возникают в связи с введением особых экономических условий функционирования
СЭЗ, и прежде всего, льготных таможенного и налогового режимов, предоставления
налоговых и иных льготных кредитов.

Основой формирования данного раздела должен служить перечень предполагаемых
резидентов СЭЗ с указанием даты возможной регистрации резидентов и основного
профиля их деятельности.

В перечне необходимо указать следующие данные.

Для резидентов, уже имеющих имущество (объект, сооружение и т.п.), на
территории СЭЗ:

- месторасположение на территории СЭЗ;

- занимаемая площадь;

- стоимость имущества;

- номенклатура и объем уже действующего производства;

- номенклатура и объем нового производства;

- потребность в инвестициях;

- себестоимость производства;

- прибыль.

Указанные данные должны быть представлены в динамике по годам от момента
регистрации предприятия в качестве резидента СЭЗ. Если для развития резидента
требуются инвестиции, то должны быть указаны возможные источники их получения.

Для резидентов, осуществляющих свое развитие на базе нового строительства
в пределах СЭЗ, должны быть представлены данные аналогичные вышеперечисленным,
при условии, если эти данные получены исходя из проектных характеристик.

При этом все данные о номенклатуре и объемах производства должны быть
подкреплены маркетинговыми исследованиями с обоснованием наличия спроса
на соответствующую продукцию (работы, услуги) как на территории СЭЗ, так
и за ее пределами, в том числе и за рубежом.

На основе данных развития отдельных резидентов зоны должны быть сформированы
данные, характеризующие общий рост производства в зоне и развитие ее экономики.
А именно:

- общий объем производства;

- стоимость основных фондов;

- фонд заработной платы;

- прибыль;

- объем налоговых поступлений с выделением доли остающейся в распоряжении
СЭЗ, в том числе, в счет налогового кредита;

- общая потребность в инвестициях с распределением по возможным источникам
их получения.

Помимо данных о развитии производства в СЭЗ, в разделе должна быть представлена
и программа развития ее инфраструктуры с указанием конкретных, наиболее
важных объектов, их стоимости, сроков, этапов и источников получения средств
для их создания. Особое внимание на программу развития инфраструктуры должно
обращаться при разработке ТЭО на свободные таможенные зоны, так как именно
этот фактор, наряду с ростом товарной продукции, является определяющим
для перспектив ее развития.

В разделе V должны быть представлены данные, показывающие возможность
обеспечения выявленной при формировании программы развития СЭЗ потребности
в финансовых ресурсах, за счет всех потенциальных источников покрытия этой
потребности. В качестве таких источников должны рассматриваться:

- средства налогового кредита;

- иностранные инвестиции;

- инвестиции российских юридических лиц;

- средства государственной поддержки;

- средства, получаемые от привлечения в зону новых резидентов;

- средства, получаемые в результате создания свободных таможенных и
иных функциональных субзон;

- привлечение средств населения за счет выпуска ценных бумаг;

- другие возможные средства.

Согласование всех возможных источников с потребностями в инвестициях
должно осуществляться на основе разработки соответствующих балансов финансовых
ресурсов, необходимых для создания и развития СЭЗ. При этом такие балансы
должны разрабатываться по отдельным направлениям развития зоны, а при необходимости
даже по конкретным резидентам, в динамике по годам.

В разделе VI должны быть определены те экономические, социальные, экологические
и иные условия функционирования СЭЗ, которые делают ее привлекательной
для инвесторов, это, прежде всего, формирование льготного налогового и
таможенного режимов.

Кроме того, должен быть определен состав и структура налоговых льгот,
предоставляемых предприятиям работающим в СЭЗ по направлениям, а также
примерный размер налогового кредита, который позволяет за счет перераспределения
налогов создать льготные условия для предприятий-резидентов СЭЗ и сформировать
фонд ее развития. При этом данные о размерах налогового кредита и льгот
должны быть согласованы с результатами баланса финансовых ресурсов, выполненных
при подготовке раздела "Ресурсы, необходимые для создания СЭЗ".

В разделе VII должен быть определен набор мероприятий, необходимых для
создания и функционирования СЭЗ.

Начальными организационными мероприятиями, связанными с созданием СЭЗ,
должны служить меры по подготовке соответствующей нормативно-правовой базы,
включающей разработку и утверждение следующих документов.

Положение о свободной экономической зоне.

Положение о предприятии-резиденте свободной экономической зоны.

Положение о Комитете по развитию свободной экономической зоны.

Положение о фонде развития свободной экономической зоны.

Временное положение о налогообложении в СЭЗ.

Положение о налоговом кредите.

Положение о порядке создания на территории свободной экономической зоны
свободных таможенных и иных функциональных зон.

Дальнейший состав организационных мероприятий должен конкретизироваться
исходя из учета специфики, вытекающей из программы развития СЭЗ, представленной
в соответствующем разделе, и тех начальных условий, которые определены
состоянием территории СЭЗ.

В разделе VIII должна быть дана общая оценка эффективности создания
СЭЗ, которая определяется исходя из соотношения между затратами (ресурсами),
направляемыми на становление и развитие СЭЗ, и результатами ее функционирования.
При этом специально оценивается соотношение между затратами, возникающими
вследствие введения особых условий функционирования зоны, и выгодами, получаемыми
от ее создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учетом
условий и порядка компенсации этих затрат.

Общая оценка эффективности создания СЭЗ должна сопровождаться данными
об отдельных видах эффектов, полученных в результате ее создания. Таких
как:

- решение социальных задач (рост заработной платы, улучшение медицинского
обслуживания, новые виды услуг и т.п.);

- создание дополнительных рабочих мест;

- повышение квалификации специалистов, работающих в зоне и т.д.

Помимо этого должны быть представлены данные о сроках окупаемости инвестиций,
а также сроках погашения налогового и других кредитов, используемых для
развития СЭЗ.