- Transport on Line -

Зинаида Кузнецова кандидат экономических наук ИМЭПИ РАН

Правительство ЧР, проводя в целом жесткую бюджетную и денежно-финансовую
политику с целью смягчения социальных последствий перехода к рынку и обеспечения
социальной базы реформ на начальном этапе реализовало широкий комплекс
мер по социальной защите населения, включая механизм увязки социальных
доходов с ростом стоимости жизни. В Чехословакии, единственной из всех
посткоммунистических стран, наряду с экономическим сценарием был разработан
и социальный сценарий реформы, хотя уровень социальных гарантий на старте
реформы был значительно выше, чем в других восточноевропейских странах,
и сопоставим с экономически развитыми странами с рыночной экономикой. На
начальном этапе реформы в ЧСФР была реализована самая "дорогая"
за весь послевоенный период в финансовом отношении социальная программа.

По мере стабилизации экономического развития производилась определенная
коррекция некоторых социальных выплат, компенсировавших рост стоимости
жизни на начальном этапе либерализации цен, в сторону их снижения или отмены.
При этом правительство исходило из общественного консенсуса, достигнутого
в результате трехстороннего соглашения между правительством, работодателями
и профсоюзами.

В ходе трансформации экономики правительство вносило "рыночные"
коррективы в первоначальный сценарий социальной реформы, постепенно отходя
от традиционного понимания государственной социальной политики как вспомогательного
социально-политического механизма экономической реформы к социальной политике,
адекватной рыночной экономике.

В настоящее время концепция социальной политики принципиальным образом
меняется. С 1996 г. в ЧР в полном объеме вступает в силу Закон о государственной
социальной поддержке, который является очередным шагом на пути создания
современной системы социальной защиты, отвечающей условиям и потребностям
демократического государства с рыночной экономикой, в которой гражданин
- не пассивный объект патерналистской опеки, а активный субъект, имеющий
конституционное право на государственную помощь в сложной социальной ситуации.
Новая концепция социальной политики означает переход к адресной системе
предоставления пособий по социальной защите, в основе которой лежит прожиточный
минимум.

Правовая база системы социальной защиты опирается на Закон о прожиточном
минимуме (1991 г.), которым прожиточный минимум определен как общественно
признанная граница доходов гражданина или семьи и гарантируется право каждого
лица, испытывающего материальную нужду, на помощь со стороны государства
для обеспечения первоочередных потребностей. Оценка материального положения
гражданина для определения уровня его бедности, а значит, предоставления
социальных пособий опирается на Закон о социально нуждающихся (1991 г.).

В законе о прожиточном минимуме устанавливаются суммы, необходимые для
обеспечения питания и других первичных потребностей, дифференцированные
в зависимости от возраста и состояния здоровья; суммы, необходимые для
обеспечения первоочередных затрат на семью, дифференцированные в зависимости
от количество лиц в семье, и виды доходов, которые являются решающими для
оценки уровня бедности. Закон предусматривает повышение величины прожиточного
минимума, если стоимость жизни семей с низкими доходами возрастет минимум
на 10%. При этом законом оговаривается, что повышение должно быть проведено
таким образом, чтобы вес сумм прожиточного минимума для отдельных типов
семей в расчете на члена семьи по отношению к средним денежным доходам
в расчете на душу населения за последний год был сохранен. В Чехии исходят
из того, что использование прожиточного минимума в целях социальной защиты
населения не должно ограничивать дифференциацию доходов, подрывать стимулы,
инициативу к повышению производительности труда. Поэтому при повышении
уровня прожиточного минимума исходят из необходимости поддержания обеспечения
определенных соотношений между прожиточным минимумом, с одной стороны,
и средней заработной плате и средним денежным доходом населения, с другой.
Прожиточный минимум является не только критерием для расчета величин социальных
пособий в соответствии с законом о социально нуждающихся, но и основой
для установления других пособий, производных от прожиточного минимума,
в частности, социальных пенсий, которые являются единственным источником
дохода, минимальной заработной платы и т.п.

Закон о прожиточном минимуме, таким образом, устанавливает общественно
признаваемую границу материальной обеспеченности. С этого момента проблемами
гражданина должна заниматься система социального обеспечения. Согласно
Закону о социально нуждающихся (1991 г.) гражданин признается социально
нуждающимся, если его доход не достигает прожиточного минимума, определенного
специальным законом, и он не может увеличить этот доход в связи со своим
возрастом, состоянием здоровья или по другим уважительным причинам путем
собственных усилий, в частности собственным трудом.

Если состояние здоровья гражданина требует в соответствии с рекомендациями
соответствующего государственного органа здравоохранения дополнительных
расходов на диетическое питание, сумма, необходимая для обеспечения питания
и прочих основных потребностей гражданина, определенная специальным законом,
при решении вопроса о признании данного гражднина социально нуждающимся
увеличивается на 500 крон в месяц.

Гражданин, доходы которого превышают уровень прожиточного минимума с
учетом его общих социальных и материальных (имущественных) обстоятельств,
признается социально нуждающимся, если затраты, необходимые для обеспечения
его питания и прочих основных личных потребностей, а также необходимые
затраты на ведение домашнего хозяйства, обоснованно являются более высокими
и данный гражданин не может в силу объективных обстоятельств возместить
данные расходы путем собственных усилий.

Гражданин не может быть признан социально нуждающимся в том случае,
когда его доход не достигает сумм прожиточного минимума, однако общие социальные
и имущественные обстоятельства таковы, что могут полностью гарантировать
ему в достаточном объеме питания и удовлетворение основных личных потребностей,
а также обеспечение необходимых затрат на ведение домашнего хозяйства,
причем от данного гражданина справедливо можно требовать обеспечения указанных
затрат путем собственных усилий: в то же время от гражданина нельзя требовать
продажи или сдачи внаем недвижимости, которую он обычно использует для
постоянного проживания.

Если доход трудоспособного гражданина не достигает уровня прожиточного
минимума вследствие того, что он не находится в трудовых или иных подобных
отношениях или не занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью,
обеспечивающей ему доход, он не может быть признан социально нуждающимся,
если он не зарегистрирован как лицо, ищущее работу.

Гражданину, который признан социально нуждающимся, предоставляется однократное
или ежемесячное денежное или материальное пособие для обеспечения питания
и прочих основных личных потребностей, а также для возмещения необходимых
расходов на ведение домашнего хозяйства или при необходимости повышенных
расходов, связанных с диетическим питанием, в размере разницы между его
доходом и суммой прожиточного минимума.

Ребенку, не имеющему собственных источников дохода, который признан
социально нуждающимся и по отношению к которому воспитатель (опекун) не
несет обязанностей по материальному содержанию, предоставляется пособие
на содержание на уровне прожиточного минимума, необходимое для обеспечения
питания и прочих основных личных потребностей в соответствии с Законом
о прожиточном минимуме.

Если сумма алиментов определена решением суда, пособие на содержание
предоставляется ребенку на уровне суммы алиментов, определенной судом.
Eсли сумма алиментов определена решением суда на уровне ниже прожиточного
минимума, причем ребенок остается социально нуждающимся, ему предоставляется
пособие на содержание, обеспечивающее ему доход до уровня прожиточного
минимума.

Если родители или иные лица, которым ребенок передан на воспитание на
основании решения соответствующего органа, не используют полученные денежные
пособия в интересах ребенка, ему предоставляется вместо денежного пособия
пособие в материальной форме.

Гражданину, который оказался социально нуждающимся вследствие постоянного
ухода в течение целого дня за близким лицом, которое является преимущественно
или полностью беспомощнм, или находится в возрасте старше 80 лет, выплачивается
денежное пособие. Пособие выплачивается также гражданину, который постоянно
ухаживает за несостоящим с ним в родственных связях лицом, при условии,
что они ведут совместное домашнее хозяйство.

Денежное пособие выплачивается также родителям (или при необходимости
иному лицу, которое обеспечивает уход, заменяющий родительский), если они
станут социально нуждающимися вследствие ухода за ребенком с длительными
тяжелыми нарушениями здоровья, требующим специального ухода, и не помешенным
в учреждение для детей с такими заболеваниями с недельным или круглосуточным
пребыванием.

При решении вопроса о том, являются ли эти граждане социально нуждающимися,
не рассматривается вопрос, могут ли они увеличить свой доход путем собственных
усилий, а также имеет или не имеет по отношению к ним супруг (супруга)
обязанности по содержанию.

Этим гражданам выплачивается ежемесячное денежное пособие в сумме до
размера социальной пенсии, являющейся единственным источником дохода для
одинокого гражданина, увеличенной на государственное компенсационное пособие,
если он ухаживает за одним лицом. Если он ухаживает за двумя или более
лицами, ему выплачивается денежное пособие до уровня суммы социальной пенсии,
являющейся единственным источником дохода для супружеской пары.

В 1991 г. ЧСФР присоединилась к международному соглашению о минимальной
норме социального обеспечения (за исключением статей, касающихся пособия
по безработице и пособий по производственному травматизму) Конфедерации
МОТ. Ратифицировав это соглашение, ЧСФР приняла на себя все вытекающие
из него обязательства. Соглашение о минимальной норме социального обеспечения
касается пособий на лечение, оплаты по больничному листу, пенсионных пособий,
пособий на детей, пенсий по инвалидности и других социальных пособий.

На основании прожиточного минимума определяются все минимальные выплаты:
минимальная пенсия, являющаяся единственным источником дохода, минимальное
пособие по безработице, устанавливающееся на уровне прожиточного минимума;
размер чистой минимальной заработной платы должен быть примерно на 10%
больше. При этом в правительственных заявлениях подчеркивается, что необходимо
соблюсти такие пропорции между отдельными видами доходов, чтобы доходы
по труду не утратили своего стимулирующего характера, а социальные доходы
сохранились на приемлемом уровне как с точки зрения стоимости жизни, так
и с точки зрения возможностей государства.

Новая концепция системы социальной защиты населения

Новая концепция социальной защиты в ЧР предполагает создание дифференцированного
комплекса инструментов, призванных адресно, оперативно и эффективно решать
сложные социальные ситуации. В основе новой концепции лежит следующий принцип:
уровень жизни каждого отдельного лица и семьи определяется в первую очередь
доходами по труду, перераспределение социальных средств не должно ослабить
этот механизм. Социальные доходы не должны деформировать, а лишь целенаправленно
корректировать социальное расслоение общества.

В новой концепции структура социальной политики представлена тремя относительно
самостоятельными системами.

Система социального страхования решает все варианты социальной ситуации,
связанные с потерей заработка: старость, болезнь, инвалидность, уход за
больным членом семьи или потеря кормильца. Социальное страхование позволяет
заранее подготовиться к этим социальным ситуациям путем откладывания части
финансовых средств для решения возможных проблем в будущем, что позволит
сохранить (хотя и относительно) привычный жизненный стандарт.

Значительные изменения претерпела система финансирования социального
обеспечения. Закон о страховых взносах на социальное обеспечение и отчислениях
на государственную политику занятости (1992 г.) упорядочил страховые тарифы
взносов на социальное обеспечение, которое включает страховой взнос на
пенсионное обеспечение и медицинское страхование, а также отчисления на
государственную политику занятоти. Плательщиками страховых взносов являются
работодатели, работники и лица, самостоятельно занимающиеся предпринимательской
деятельностью.

Страховые взносы на социальное обеспечение и отчисления на государственную
политику занятости являются доходом государственного бюджета Чешской Республики.
Социальные партнеры правительства в лице работодателей и профсоюзов контролируют
использование страховых взносов. Генеральным соглашением на 1993 г. правительству
вменялось в обязанность целевое использование средств, полученных от работников
и работодателей в качестве страховых взносов на социальное обеспечение
и на государственную политику занятости, которые учитываются в бюджете
на специальных субсчетах. Ежеквартально правительство обязано информировать
социальных партнеров об использовании этих средств.

Трудовое соглашение предусматривает обязательное участие в медицинском
страховании вне зависимости от того, идет ли речь о работе постоянной,
временной, основной или по совместительству, за исключением одноразовой
работы продолжительностью не более 7 календарных дней или работы, оплата
за которую не превышает 400 крон в месяц.

Районное управление социального обеспечения может наложить начисления
к страховому тарифу взноса, установленному для организаций и работодателей,
если производственное оборудование и его эксплуатация не соответствует
медицинским требованиям и может нанести ущерб здоровью работников. Размер
начислений к страховому тарифу взноса может достигать до 50% по отношению
к начисленной оплате труда по всем основаниям.

Предусмотрены определенные налоговые льготы для работодателей, создающих
новые рабочие места. Службы занятости предоставляют работодателям из средств,
выделенных на активную политику занятости, субсидии на социальное и медицинское
страхование тех граждан, которые заняты на общественно полезных работах.

В настоящее время в ЧР подготовлен проект новой редакции Закона о занятости,
принятого в 1991 г. Главные направления государственной политики занятости
сосредоточены на четырех программах:

1. Помощь лицам, решившим занятся предпринимательской деятельностью
или создающим рабочие места.

2. Создание временных рабочих мест (общественные полезные работы).

3. Стимулирование занятости молодежи.

4. Программы переквалификации.

Закон о поддержке мелкого и среднего предпринимательства (1992 г.) предусматривает
в законодательном порядке широкие кредитные и налоговые льготы для начинающих
предпринимателей. Так, от уплаты подоходного налога на период двух сроков
налогообложения освобождается предприниматель, инвестирующий средства,
в том числе в создание новых рабочих мест, в районах с наиболее высоким
уровнем безработицы. Средства, полученные от кредитных и налоговых льгот,
должны быть использованы исключительно на расширение материально-технической
базы.

В перспективе предполагается полностью отделить от государственного
бюджета фонд социального страхования, составной частью которого будут счета
пенсионного и медицинского страхования. Государство также будет делать
в фонд ежемесячные взносы по установленным правилам и в строго оговоренных
суммах за неработающих лиц, получающих родительское пособие на детей, за
граждан, находящихся на действительной военной службе, за лиц, получающих
пособие по безработице.

Взносы, возмещаемые из государственного бюджета, будут использоваться
для упорядочения социальных пенсий, являющихся единственным источником
доходов и установленных на уровне прожиточного минимума, для индексации
пенсий, для выплаты пенсии лицам, проживающим за границей.

Коренным образом была изменена и система финансирования здравоохранения.
За основу организации здравоохранения в ЧР была взята система классического
обязательного медицинского страхования, принятая, в частности, в Германии.
Новая модель медицинского обслуживания представляет собой широкую программу
демонополизации, децентрализации и разгосударствления. Все расходы на медицнскую
помощь покрываются из доходов фонда медицинского страхования, государственного
бюджета и местных бюджетов.

C 1.01.1993 г. вступил в силу Закон о страховых взносах на всеобщее
медицинское страхование, который определяет размер страхового взноса на
медицинское страхование, способ его взимания, учет плательщиков и страховых
взносов, образование специального счета медицинского страхования, функции
контроля. Согласно ранее принятому Чешским национальным советом Закону
о всеобщем медицинском страховании (1991 г.) плательщиками страховых взносов
медицинского страхования являются страхователи, работодатели и государство.

Непосредственно из государственного бюджета выплачиваются страховые
взносы за следующие социально уязвымые категории населения: находящихся
на иждивении детей, пенсионеров, получателей родительского пособия, женщин
в отпуске по беременности и родам, безработных, получателей социальных
пособий в соответствии с нормами Закона о социально нуждающихся, и за некоторые
другие категории граждан. Тариф страховых взносов на медицинское страхование
установлен в размере 13,5%: 4,5% возмещается самим работником, 9% - его
работодателем. Страховые взносы на медицинское страхование лиц, занимающихся
самостоятельной предпринимательской деятельностью, начисляются с суммы,
составляющей не менее 45% доходов от предпринимательства в соответствии
с Законом о налогообложении доходов (1993 г.) за вычетом эксплуатационных
расходов.

Фонд всеобщего медицинского страхования имеет свой собственный счет,
гарантом платежеспособности фонда выступает государство. Однако эти гарантии
предоставляются только в форме займов или дотаций, по исчерпании этих возможностей
- за счет использования резервов или повышения тарифов страховых взносов.

Трансформация чешского здравоохранения преследовала три важнейшие цели:
повысить ответственность граждан за свое здоровье; перевести систему финансирования
из государственного бюджета на страховую медицину; провести приватизацию
медицинских учреждений.

В процессе приватизации медицинских учреждений менялся способ финансирования
здравоохранения, снижалась доля государства в пользу альтернативных источников
финансирования. Система многоцелевого финансирования еще полностью не сформировалась,
доля прямого участия пациента весьма невелика, а выбранная система страхования
с сетью медицинских страховых компаний - весьма дорогостоящая, о чем свидетельствует
и весьма значительный рост расходов на здравоохранение: с 5,33% в 1991
г. до 7,11% в 1994 г. В настоящее время 70-80% амбулаторной медицинской
помощи оказывается в рамках частной медицинской практики. В стране действует
примерно 27 медицинских страховых обществ.

Система государственной социальной поддержки семьи. Закон о государственной
социальной поддержке (1995 г.) свел более чем 70 видов различных пособий
по социальной защите к девяти и значительно сузил круг их получателей.
Все пособия системе государственной социальной поддержки являются чисто
государственными и предоставляются из государственного бюджета. Право на
государственые пособия по социальной поддержке имеют все лица, постоянно
проживающие не территории ЧР.

Критерием определения размера пособий государственной социальной поддержки
и уровня доходов семьи, дающих право на адресные пособия, является прожиточный
минимум. Согласно Закону величина прожиточного минимума будет пересматриваться
при повышении розничных цен на 5%. При пересмотре сумм прожиточного минимума
автоматически повышаются и размеры пособий по государственной оциальной
поддержке.

В основе системы социальной поддержки лежит принцип перераспределения
средств между бездетными семьями и семьями с детьми, а также между высокодоходными
и низкодоходными группами населения. Этому перераспределению соответствуют
два основных вида пособий. В первом случае речь идет об универсальном праве
на получение помощи (за рубежом это решение называют горизонтальным), которое
является перераспределением от бездетных семей к семьям с детьми. Сюда
относятся пособие на детей, семейное пособие, единовременное пособие при
рождении ребенка, пособие семье гражданина, выполняющего обязательную воинскую
повинность, опекунское пособие, ритуальное пособие.

Вторым типом являются пособия, установленные на основе тестирования
общей фактической денежной ситуации семьи. Это решение называют вертикальным.
По мере роста доходов семьи размер пособий снижается. К этой группе относятся:
пособия на детей, социальное пособие, жилищные субсидии, дотация на транспортные
расходы. Этот тип пособий ориентирован в основном на семьи, которые по
уровню своих доходов находятся выше черты прожиточного минимума. При этом
не исследуется имущественное положение семей, а также возможности повышения
их доходов. В то же время социальное положение семей дифференцировано и
строго оговорено.

Вся конструкция системы пособий государственной социальной поддержки
является производной от прожиточного минимума. Уровень доходов конкретной
семьи, претендующей на государственное пособие, оценивается индивидуально
по отношению к прожиточному минимуму этой семьи. Тем самым обеспечивается
сопоставимость уровня жизни семей различной структуры. Доход семьи по отношению
к прожиточному минимуму детерминирует уровень поддержки государства, по
мере роста доходов семьи масштаб и уровень поддержки снижаются.

Размер отдельных пособий будет зависеть от уровня прожиточного минимума
и от выбранных коэффициентов (прожиточный минимум всей семьи, умноженный
на установленный коэффициент, определяет максимальный доход, ниже которого
будет выплачиваться пособие), которые будут использоваться как для определения
числа будущих получателей пособий, так и для определения размера пособия.
Коэффициенты не будут строго закреплены законом, с тем чтобы правительство
могло оперативно регулировать их уровень при формировании государственного
бюджета (в 1994 г. на пособия социальной поддержки было выделено 25 млрд.крон,
что составляет 7% государственного бюджета).

При установлении же адресных государственных пособий социальной поддержки
учитываются только доходы семьи, имущественное положение не учитывается.
Все остальные государственные пособия социальной поддержки предоставляются
на год, кроме жилищных и транспортных субсидий, выплачиваемых на три месяца.

О необходимости повышения эффективности функционирования системы социальной
поддержки свидетельствует тот факт, что она затрагивает интересы примерно
60% населения страны, прежде всего семей с детьми. По данным микроценза
за 1992 г., в ЧР 3,8 млн. семей, из них с детьми - 41,9%. На одну семью
в среднем приходится 3,82 человек, в том числе 1,68 несовершеннолетних
детей. Анализ структуры семей выявил сокращение числа многодетных семей,
на которых приходится всего 1,4%, семьи с одним ребнком составляют 43,8%.

Именно этот факт используют в качестве аргумента противники введения
адресного способа предоставления пособий по социальной поддержке. Оппоненты
считают, что единственным плюсом адресного способа предоставления детских
пособий является снижение затрат на выплату пособий из государственного
бюджета, в то же время минусы весьма значительны: высокие затраты на административный
аппарат; снижение заинтересованности у семей с доходами у черты бедности
к повышению доходов; большие временные затраты на оформление документации
для получения пособий и т.д.

Значительными плюсами универсального способа предоставления детских
пособий, по их мнению, являются: низкие затраты на административный аппарат;
сокращение различий в уровне жизни бездетных семей и семей с детьми; экономия
времени на оформление необходимой документации; получателями пособий являются
все семьи с детьми. Таким образом, все граждане, а не только получатели
адресных пособий, ощущают заботу государства.

Система социальной помощи. Наряду с пенсионным и медицинским страхованием
и системой пособий государственной социальной поддержки необходимо функционирование
третьей ветви социальной политики - системы социальной помощи. В настоящее
время в ЧР подготовлен проект Закона о социальной помощи, в соответствии
с которым предполагается перевести ответственность за обеспечение деятельности
социальных служб на местные региональные органы власти, а также усилить
роль гуманитарных, церковных, гражданских и частных субъектов в предоставлении
социальной помощи (значение последних в общем объеме социальной помощи
в настоящее время весьма незначительно). Для этого в перспективе предполагается
разделить функции органов государственного управления и органов местного
самоуправления, усилив государственный контроль за использованием средств,
выделяемых на социальные цели. При этом преимущество отдается неденежным
формам социальной помощи (питание, одежда, социальное жилье, жилищные субсидии
и кредиты).

Система социальной помощи призвана решать проблему бедности в тех случаях,
когда гражданин не в состоянии ее решить собственными силами, социально
не затребован и не выполняет условий для предоставления государственной
социальной поддержки. Эта система финансируется из государственного бюджета,
местных бюджетов и из средств добровольных организаций. Государство оставляет
в своей компетенции социально-правовую охрану граждан, местные органы самоуправления
будут отвечать за обеспечение основных условий жизни социально нуждающихся
лиц.

Вносятся существенные изменения в ныне действующую систему предоставления
дотаций негосударственным организациям - вместо дотаций "на проекты"
государство будет выделять средства "на конкретного человека",
которому из этих средств предоставляется помощь негосударственным субъектом
только в случае признания государственным органом обоснованности этой помощи.

Прожиточный минимум и в новой концепции социальной помощи сохраняется
в качестве основного критерия бедности. В то же время более точно будут
определяться нижние и верхние границы социальной помощи, исходя из имущественных
возможностей гражданина, выполнения алиментных обязанностей по отношению
к нему и его усилий по выходу из сложной социальной ситуации. Закон гарантирует
удовлетворение основных жизненный потребностей человека, под которыми подразумевает
обеспечение потребности в жилье, питании, одежде, возможности коммуникации
и информации, гуманитарные потребности. Закон о социальной помощи определяет
круг обстоятельств, при которых будет предоставляться та или иная форма
помощи.

На социальную помощь имеет право и гражданин, который не прилагает никаких
усилий по смягчению или преодолению трудной ситуации или не сотрудничает
с органами социальной опеки при диагностировании его материальной ситуации.
В этом случае ему будет предоставлена минимальная помощь, обеспечивающая
основные жизненные потребности на минимальном уровне (горячая еда один
раз в день и п.).

Человек считается социально нуждающимся, в том случае, если его доход
не достигает установленного законом прожиточного минимума, и он не может
улучшить свое положение по объективным причинам за счет собственных усилий,
под которыми закон понимает работу, реализацию алиментных прав, продажу,
аренду или другое использование собственного имущества. Критерием предоставления
социальной помощи является доход за последний календарный квартал перед
подачей прошения, в исключительных случаях на день подачи. Контроль за
доходами и выполнением условий, дающих право на социальную помощь, будет
проводиться постоянно, минимум раз в год.

Нуждающимся считается и гражданин, доходы которого хотя и превышают
прожиточный минимум, однако, по серьезным причинам (состояние здоровья
и т.п.) его затраты на удовлетворение основных жизненных потребностей выше.
Напротив, материально ненуждающимся считается гражданин, сознательно не
использующий возможность повысить свой доход выше прожиточного минимума,
когда его общее социальное и имущественное положение вполне удовлетворительны
или когда его потребности могут быть обеспечены другим лицом, обязанным
по закону взять его на содержание.

Закон предусматривает следующие формы социальной помощи: социально-правовая
защита, финансовая помощь, предоставление кредитов, различные виды дотаций
и создание жизненных условий на минимальном уровне. Финансовую помощь предоставляет
орган местной власти и негосударственные субъекты; кредит - только государство,
которое обеспечивает социально-правовую охрану. На переходном этапе трансформации
государство оставляет за собой ключевую роль в системе социальной защиты.
В будущем эта роль перейдет полностью к местным органам власти, которым,
впрочем, и сейчас предоставлено право оказывать по своему усмотрению дополнительную
финансовую помощь, однако исключительно из собственных источников.

В перспективе предполагается, что выплата пособий по социальной поддержке
будет финансироваться из государственного бюджета и гарантироваться законом.
Социальная помощь будет финансироваться из негосударственных источников
(прежде всего из местных бюджетов, церковных и гуманитарных организаций)
и предоставляться только адресно. Государственная социальная поддержка
будет увязываться с прожиточным минимумом, при выплате государственных
пособий по социальной поддержке будет учитываться только доход, в то время
как в случае социальной помощи будет учитываться имущественное положение.

Проводимая в настоящее время реформа финансирования социальной сферы
в конечном счете позволит не только оказывать более адресную и эффективную
помощь нуждающимся в ней, но и в перспективе даст значительную экономию
государственных средств.

Введение новой системы социальной защиты требует завершения налоговой
реформы и создания широкой сети социальных учреждений, оснащенных современной
техникой и квалифицированными специалистами.

Новая чешская концепция социальной политики позволяет в принципе реализовать
многовариантную модель, в которой государственное перераспределение будет
направлено на смягчение резких различий в доходах, ведущих к дезинтеграции
общества и усилению социальной напряженности, что могло бы нарушить достигнутый
социальный консенсус в обществе и тем самым затормозить проведение экономических
реформ.