- Transport on Line -

Владимир Граевский

Условия хозяйствования в сфере повышенного финансово-коммерческого риска
на всех уровнях управления обуславливают использование щирокого спектра
аналитических инструментов, направленных на диагностирование достигнутого
состояния и оценку тенденций и перспектив развития, на возможную минимизацию
рисков.

Практика, при которой " ...вначале действуют, потом анализируют..."1),
уступает место практике проведения всесторонних аналитических работ, которые
предшествуют принятию и реализации управленческих решений. Интенсивное
развитие получают сейчас направления анализа, сфокусированные на исследовании
качества хозяйственной деятельности макро- и микроэкономических объектов,
на экспертную оценку целесообразности вложения в них финансовых средств.
Это подтверждается примерами теоретического и практического становления
аудита, анализа хозяйственной практики, инвестиционной привлекательности
объектов материально-вещественного производства. Все большее значение придается
экономическому мониторингу.

В то же время пока не получила должного развития организационная диагностика
на основе анализа хода и результатов развития различных систем управления
и их элементов. Причина - в недостаточном уровне проработанности многих
аспектов анализа и в отсутствии эффективного для этого инструментария.
Потребности практики заставляют управленцев искать различные подходы к
проведению анализа такого рода. Занесение юридических лиц в Госреестр,
присвоение им идентификационных номеров, введение дополнительных статистических
кодов КОПФ и ОКФ, апробация новой формы федерального государственного статистического
наблюдения2), - эти и другие меры, разработанные на государственном уровне,
могут служить наглядной иллюстрацией поисков в указанном направлении.

Одним из важнейших предметов анализа хода и результатов развития систем
хозяйственного управления является основное звено, преобразившееся в последние
годы за счет создания новых крупных, средних и малых предприятий различных
организационно-правовых форм, трансформации существовавших объектов; изменения
управленческих и функциональных взаимосвязей. Современное основное звено
- весьма динамичная система.

Новые экономические условия инициируют активные интеграционные процессы.
В целях самосохранения производственные объекты (особенно легкой промышленности)
преобразуются в производственно-коммерческие фирмы, при заводах появляются
торговые дома, сеть официальных дилеров. Широко практикуется повышение
устойчивости предприятий и фирм за счет развития представительств и филиалов
в регионах. Выделяются в самостоятельные юридические лица бывшие цеха и
участки предприятий. Наряду с этим поочередно и постепенно уходят из экономического
пространства товарно-сырьевые биржи, инвестиционные фонды, коммерческие
банки, не выдержавшие конкуренции, идет непрестанная "чехарда"
объектов мелкорозничной торговли. Нарабатывается практика выживания объектов
основного звена в "нестабильный" период, в том числе структурными
мерами: созданием теми же соучредителями фирм-дублеров для распределения
капитала не в одну "корзину", организацией дочерних фирм в регионах,
регистрацией офшорных компаний и т.д. Все эти процессы пока находятся вне
поля деятельности аналитиков, и оценка их не осуществляется. И если анализ
систем управления более высокого уровня в силу объективной необходимости
экономии бюджетных средств, в какой-то мере уже применяется на практике,
то в основном звене, и особенно в его негосударственной составляющей, анализом
систем управления практически не занимаются. Это объясняется двумя причинами.
Для "внешних" аналитиков, существующих на полном самообеспечении,
объекты основного звена особого интереса не представляют (крутитесь, мол,
как умеете), а для самих объектов - такой анализ (при всей очевидной его
важности) оттесняется на задний план более горячими, жизненно важными производственно-финансовыми,
сбытовыми, снабженческими и другими проблемами, спорадически возникающими
"форс-мажорными" условиями и т.п. Внешний, "сторонний"
анализ хода и результатов развития систем управления объектов основного
звена будет вскоре, тем не менее, востребован в процессе отладки механизма
госрегулирования и его оптимизации в складывающихся условиях хозяйствования.
Проблема - в создании правовых основ проведения такого анализа без вмешательства
чиновников в ход экономических процессов, имеющих объективный характер.

"Самоанализ", проводимый как собственными хозяйствующими силами,
так и специалистами научных учреждений, консалтинговых структур, независимыми
экспертами в настоящее время имеет широкую правовую базу (Гражданский кодекс
РФ, законы, постановления Правительства), и его становление как в теоретическом,
так и в практическом плане обусловлено объективной потребностью систем
управления основного звена в эффективном саморазвитии. Анализ как инструмент
организационной диагностики важен и на стадии разработки бизнес-планов,
и в процессе текущего хозяйственно-финансового функционирования объектов.

В массиве этих объектов особо выделяются малые предприятия (МП), доля
которых в валовом внутреннем продукте 1996 г. составит, по оценкам, около
200-240 трлн.руб., и их количество в ближайшее время должно увеличиться
до 2-2,5 млн.единиц.3) Необходимость обеспечения устойчивого функционирования
МП в производственной, инновационной и других сферах экономики предполагает
развитие анализа МП на всех стадиях их жизненного цикла. Эти четко выраженные
стадии (периоды) подразделяются на: рождение организации, "детство"
(как период несоразмерного роста, когда из-за неопытности и некомпетентности
управления терпит крах около 90% МП), "юность" (с переходом от
интуитивного управления к простейшим формам планирования), "зрелость"
(с ростом влияния в системе управления опытных администраторов, с заменой
способных специалистов послушными и при возникновении иллюзии о сверхустойчивости),
"старение" (при увеличении влияния бюрократии в системе управления,
отторжении новых идей), "возрождение" (самообновление системы
управления новой командой)4).

На каждой из этих стадий требуется вдумчивое аналитическое исследование
всех процессов, происходящих в ходе развития систем управления МП, факторов,
их обуславливающих.

Анализ систем управления, хода и условий развития МП следует проводить:

- при создании МП любой организационно-правовой формы и вида собственности;

- в начале функционирования МП, в течение первого года его работы;

- на стадии относительно устойчивого функционирования, отлаженной производственно-хозяйственной
деятельности;

- при уходе МП с экономического пространства, связанного с ликвидацией,
реорганизацией, банкротством, крахом из-за возникших форс-мажорных обстоятельств.

Анализ на "стартовой" стадии - по логике целесообразно проводить
под эгидой структур Регистрационной палаты. Он должен содействовать изменению
сложившейся тенденции, когда: "... Значительное число прошедших регистрацию
предприятий либо не приступают к хозяйственной деятельности, либо вскоре
ликвидируются..."5) Для этого аналитической экспертной оценке могут
подлежать экономические, организационные, социальные и технико-технологические
факторы создания МП.6) В числе изучаемых вопросов обязательно должны быть
следующие:

- какого профиля МП, на какие первоначальные средства и с какой целью
создается, так как нередко провозглашенные в уставных документах положения
не соответствуют фактическому состоянию дел?

- каковы перспективы развития МП -, чем подкреплена возможность выполнения
МП своих уставных задач?

- какова степень обеспеченности МП кадрами, помещением, оборудованием,
оргтехникой, оборотными средствами, транспортом и т.д.?

- в какой поддержке на начальном этапе МП нуждается?

Анализируя ход и условия создания МП, можно с одной стороны - поддержать
отдельные предприятия, или затормозить создание сомнительных структур,
в том числе связанных с легализацией "теневых" капиталов. Кроме
того следует контролировать "фирмотворчество", направленное на
уход от налогообложения и предотвращать регистрацию МП, создаваемых для
мошеннической деятельности на товарном и финансовом рынках.

Проводимый в начале функционирования МП анализ должен показать, как
предприятие вписывается в инфраструктуру рынка, нашло ли на нем свою "нишу".
На этом этапе развития МП важно проанализировать структуру управления предприятия,
его функциональные взаимосвязи, проблемы структурного и функционального
характера, затрудняющие управление МП и понижающие эффективность его работы,
а также определить упреждающие меры по нежелательным тенденциям в функционировании
системы управления.

На стадии относительно устойчивой деятельности МП анализу подлежит сложившаяся
уже система управления. Здесь необходимо оценивать согласованность функционирования
всех структурообразующих элементов, взаимоувязку организационной, технико-технологической,
экономической, социальной и иных подсистем. Именно на этом этапе может
получить широкое применение анализ хода и условий развития МП. Это особенно
важно в настоящее время, когда система государственной поддержки МП приобретает
все более целенаправленный характер. Похоже на то, что длительный период
весьма хаотичного функционирования МП в стихии становления новых экономических
отношений, предоставления их самим себе, выживания всеми доступными способами
наконец-то постепенно сменяется стадией реальной заинтересованности государства
в их всестороннем развитии. Это находит отражение в законодательных актах
РФ, в программных документах по развитию экономической реформы. МП сейчас
рассматриваются как неотъемлемая часть новой структуры экономики, как важнейший
источник новых рабочих мест, как наиболее мобильные и адаптированные к
современным условиям структуры. В Указе Президента Российской Федерации
от 4 апреля 1996 года N 491 "О первоочередных мерах государственной
поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" малое
предпринимательство обозначено как "важнейшая сфера российской экономики".

В связи с этим в рамках анализа систем управления, хода и условий развития
МП должны получить применение (на основе необходимых теоретических и научно-методических
разработок) следующие направления:

I. Анализ хода и результатов формирования нормативно-правовой базы создания,
функционирования и прекращения деятельности МП. Важно предусмотреть при
этом сочетание упрощенного порядка регистрации МП с предложенными выше
аналитическими "фильтрами", применение которых необходимо на
стадии образования МП.

II. Анализ хода и результатов финансово-кредитной, производственной
и инновационной поддержки МП. Это, само по себе многоаспектное направление,
нуждается в четкой детализации, поскольку и статус, и организационно-правовая
форма МП, и решаемые ими задачи настолько разноплановы, что и меры по поддержке
должны быть сильно дифференцированы. Если одному МП достаточно небольших
кредитных средств для восполнения "оборота", то другому могут
потребоваться и более серьезные инвестиции для отладки производства и поставки
отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.

III. Анализ хода и результатов становления инфраструктуры поддержки
и развития МП. В процессе такого анализа важно установить фонды, агентства
и центры поддержки предпринимательства, демонстрационно-дилерские и выставочные
центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и т.п.

IV. Анализ научно-методического, информационного и кадрового обеспечения
МП. Среди информационного обеспечения особое внимание необходимо обратить
на получение оперативной недорогой информации о надежности партнера, состоянии
рынка консалтинговых услуг (по оценке недвижимости, по составлению бизнес-планов,
по проведению требующихся МП аналитических работ, поиску деловых партнеров
для установления прямых связей, содействию в заключении внешнеэкономических
конрактов, оформлению документации, связанной с коммерческой деятельностью).

V. Анализ создания системы социальной защищенности и безопасности работы
в МП.

На стадии относительно устойчивого функционирования МП важно всесторонне
исследовать организационные и управленческие меры, применяемые МП при преодолении
производственно-финансовых проблем, связанных с малыми объемами продаж,
большими затратами на содержание МП, конкуренцией и трудностями в возврате
задолженностей. По существу такой анализ превращается в оценку выживаемости
объектов в условиях нерентабельности, выдавливания даже самых законопослушных
МП "в тень".

При прекращении функционирования МП тщательному анализу должен подвергаться
банк данных о причинах свертывания его деятельности для упреждения аналогичных
ситуаций.

Таким образом, круг анализируемых проблем весьма широк. В процессе поэтапного
становления анализа систем управления, хода и условий развития МП проведение
аналитических работ можно начать, сконцентрировав внимание на более узком
предмете: на становлении, функционировании и развитии структурной и функциональной
составляющих систем управления МП. При этом должны отслеживаться и анализироваться
параметры оргструктурного и функционального развития систем управления,
влияющие на эффективность их работы. Методы и средства анализа должны быть
достаточно просты, удобны, универсальны и экономичны. На стадии создания
МП и при завершении их функционирования анализ может проводиться экспертами-аналитиками
заинтересованных структур в рамках работ по развитию государственного регулирования
процессами экономического развития, т.е. со "стороны". На других
стадиях развития МП наряду с этим может осуществляться самоанализ силами
управленцев МП.

Развитие аналитических работ в рассматриваемой области позволит МП не
шарахаться в хаосе непросчитанных организационных вариантов, своевременно
выявлять узкие места в функционировании системы управления, оценивать влияние
различных элементов системы управления на результативность работы производственных,
технологических, маркетинговых, снабженческо-сбытовых, вспомогательных
структур и вести четкую линию саморазвития МП.

СНОСКИ:

1) Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. Этические и социально-психологические
основы бизнеса. - ИНФРА-М., М., 1995. C. 6.

2) Утверждено Госкомстатом РФ Постановлением от 7.12.95 г. N 195.

3) "Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства
в Российской Федерации на 1996-1997 гг.".

4) Барченко И. Хозяин. NN 6-7, апрель 1996. С. 3.

5) Бюллетень информации РИА Новости "Приватизация в России",
1996, N 2. C. 52.

6) Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации" от 14.06.95 г. N 88-Ф3.