- Transport on Line -

Руслан Шафиев экономист гл.специалист ГКАП России

В результате проведения в 1991-1995 гг. государственной политики по
стимулированию конкуренции и демонополизации экономики наметились позитивные
тенденции в преодолении монополизма российской экономики. Однако, общая
экономическая ситуация в этот период характеризовалась огромным ростом
инфляции, падением производства и увеличением внешней задолженности (до
130 млрд.долл.).

Вдвое снизился удельный вес России в мировой экономике. По объему валового
внутреннего продукта (ВВП) в расчете на душу населения этот показатель
составил в России 2700 долларов (для сравнения в Венгрии, Польше и Чехии
- 3100-4000 долл., в Бразилии и Аргентине - 4000-5000, Южной Корее, на
Тайване - 10000-12000, в США и Японии - 25000 долл.).

При значительной внешней задолженности, спаде производства (даже с учетом
снижения темпов спада), продолжающихся структурных сдвигах в экономике
пока не сложились достаточные условия для успешного формирования конкурентной
среды на внутреннем российском рынке. В основном, становление конкурентной
среды обусловлено активизацией негосударственного сектора, в том числе
и в сфере промышленного производства.

В то же время, в 1995 г., впервые за 6 лет значительно замедлились темпы
спада производства валового внутреннего продукта (с 15% в 1994 г. до 4%
в 1995 г.), что в значительной степени обусловлено динамикой промышленного
производства. В структуре ВВП сокращается доля оплаты труда, а увеличивается
другая составляющая - поступления от чистых налогов на производство и на
экспортно-импортные операции. Экономика постепенно подстраивается под удовлетворение
платежеспособного спроса, прежде всего со стороны населения, что стало
возможным, в первую очередь, за счет увеличения импорта потребительских
товаров.

Отличительной чертой сложившейся конъюнктуры внутреннего потребительского
рынка стало увеличение доли импортных товаров. В 1995 г. более 75% спроса
на продоволственные товары удовлетворялось за счет импорта.

Продолжающаяся структуризация сферы торгового обращения создала условия
для формирования конкурентной среды внутренней и внешней торговли, 87%
розничного товарооборота было обеспечено в негосударственном секторе (в
1994 г. - 85%). Наблюдалось сокращение производства в легкой промышленности,
во многих отраслях машиностроения, сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Стагнировало развитие топливно-энергетического комплекса и лесной промышленности,
но наблюдался значительный рост (8-12%) производства в черной металлургии,
химической промышленности и жилищном строительстве.

В сельском хозяйстве снижение объемов производства было ниже, чем в
1994 г., однако оно впервые превысило темпы снижения в промышленности.
На состояние сельскохозяйственного производства негативно повлиял низкий
уровень развития инфраструктуры сферы реализации производимой продукции.
В настоящее время эта ифраструктура представляет собой систему, состоящую
из трех каналов:

- централизованный (через создание Продовольственной корпорации по обеспечению
закупок в федеральный фонд);

- региональный (система заготовительных организаций по закупкам сельскохозяйственной
продукции в региональный фонд);

- альтернативный (продажа сельхозпродукции на рынке, через собственную
сбытовую сеть, в виде оплаты за труд).

В структуре российской промышленности еще сохранились сектора с высоким
уровнем концентрации, на которые приходится около 25% объема продаж и общего
числа занятых в промышленности.

Особенности структуры государственного сектора экономики нашей страны,
со значительной долей сырьевых отраслей обусловили уникальную роль естественных
монополий. Усилилась регионализация рынков, что и раньше являлось отличительной
особенностью российской экономики. Отмечается рост уровня и удельный вес
транспортных издержек в структуре цен, что, в свою очередь, способствует
усилению степени локализации рынков.

Ситуация с разделом рынков усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры,
в том числе и отсутствием необходимых информационных систем. Также этот
раздел стимулируется фактами экономической регионализации, подталкиваемый
местными администрациями, когда они вводят те или иные ограничения на ввоз
(вывоз) продукции из регионов. Эти явления расширяют воспроизводственную
базу монополистов. Кардинальные политические и экономические изменения
в стране внесли коррективы в показатели концентрации и специализации производства.
Формирование системы обеспечения статистической и аналитической информации
позволяет обеспечивать более дифференцированное описание внутриотраслевого
распределения рынков по степени концентрации отдельных отраслей и производств.
Специфика российского монополизма состоит не столько в высококонцентрированном
уровне производства и большом размере предприятий относительно внутриотраслевого
рынка, сколько в чрезвычайно узкой специализации производства. Отсюда очевидна
в ближайшей перспективе нацеленность антимонопольной политики на стимулирование
технологического переструктурирования производства в сторону большей диверсификации,
что поможет предприятиям укрепиться в условиях постоянно меняющейся рыночной
конъюнктуры.

По оценке ряда экспертов, в настоящее время экономика страны находится
в нижней стагнирующей точке кризиса. В мировой практике выход из стагнации
связывают с оживлением инвестиционной активности. У нас это возможно прежде
всего на рынке строительства жилья за счет сбережений населения и развития
ипотечного кредита. В начале 1995 г. были приняты дополнительные меры по
развитию ипотечного кредитования, что позволит в ближайшей перспективе
активизироваться финансовым институтам, связанным с ипотекой.

К середине 1995 года население России владело почти 50 млрд.долл. и
60 трлн.руб., что уже может являться серьезной финансовой базой для инвестиций.
При привлечении указанных средств в экономику необходимы меры по созданию
режима благоприятствования определенным инвестиционным потокам через систему
кредитования.

На инвестиционую активность предприятий и продолжающуюся структуризацию
инвестиционых потоков сегодня заметное влияние оказывают следующие факторы:

- высокая ставка рефинансирования ЦБР;

- рост задолженности и взаимных неплатежей;

- отвлечение финансовых ресурсов предприятий на рынок ценных бумаг.

Инвестиционные кредиты становятся выгодными даже для быстроокупаемых
проектов с момента, когда уровень инфляции опускается ниже 2% в месяц (например,
строительство, переработка сельхозпродуктов). Наглядным подтверждением
этому является опыт постсоциалистических стран (Чехии, Венгрии, Польши,
отдельных стран Балтии), где удалось добиться экономического оживления
посредством развития института инвестиционного кредитования.

В результате высвобождения цен произошли значительные изменения в уровнях
производства и финансовом положении ведущих групп отраслей:

- базовых ресурсных (ТЭК, металлургия,химия);

- обрабатывающей промышленности и строительства;

- сельского хозяйства и легкой промышленности.

Ежемесячный рост цен (18% - январь 1995 г.) систематически снижался
и составил 4,5% в конце года. В том числе в электроэнергетике - с 15% до
5%, топливной промышленности - 31% и 5% соответственно, черной металлургии
- 21% и 7%, цветной металлургии - 18% и 1%, химическом машиностроении -
18% и 3%, лесной и деревообрабатывающей промышленности - 21% и 4%, легкой
промышленности - 18% и 5%, пищевой промышленности - 23% и 5%.

Современная экономическая ситуация ограничивает эффективность размещения
денежных средств на финансовом рынке, и эксперты прогнозируют в 1996-1997
гг. структурный сдвиг в характере инвестирования в пользу промышленного
сектора при снижении инвестиционной активности в торгово-посреднической
деятельности и на валютном рынке. Основными источниками инвестиционной
деятельности являются централизованные средства из федерального бюджета,
средства местных бюджетов, собственные средства предприятий и организаций,
средства населения, внебюджетные инвестиционные фонды и другие.

В бюджете, принятом на 1996 г., 20% от общей суммы всех государственных
инвестиций предусмотрено направлять на развитие социально значимых объектов,
в том числе и жилья. Проблема же государственного инвестирования, в том
числе и иностранного, во многом связана с созданием общей системы хозяйственного
законодательства, действующего в рыночных условиях.

Привлечение иностранных инвестиций считается одной из важнейших проблем
российской экономики. При сохранившейся до настоящего времени тенденции
к снижению отечественных инвестиций возрастает роль иностранных инвестиций
как источника активизации инвестиционных процессов в национальной экономике.
В 1995 г. величина иностранных инвестиций составила 2,0 млрд.долл. (при
численности населения - 148,4 млн.человек).

Справочно. Компания Microsoft затратила на разработку и внедрение системы
Windows-95 в 1995 году 1,2 млрд.долл. Компания PEPSI вложила в продвижение
на рынок новой продукции за полгода 0,5 млрд.долл. Иностранные инвестиции
в Венгрию составляют более 1 млрд.долл. в год (численность населения -
10,2 млн.человек), в Казахстан - 0,5 млрд.долл. в год (численность населения
- 17,9 млн.человек), Польшу - порядка 1 млрд.долл. в год (численность населения
- 38,3 млн.человек).

Основной поток иностранных вложений составляли прямые инвестиции (66%
в общем объеме инвестиций). Поступление прочих инвестиций (по различных
кредитным линиям) выросло незначительно - на 18%. Иностранные инвестиции,
как правило, направляются в те сектора экономики, где можно получить наибольшую
и скорейшую отдачу. При этом остаются без внимания стратегически важные
капиталоемкие отрасли, без значительных инвестиций в которые невозможен
подъем российской экономики.

В 1995 г. изменилась сложившаяся в России тенденция - на первое место
вышли инвестиции, осуществляемые иностранными инвесторами в торговлю и
общественное питание (231,7 млн.долл.), далее - финансы, кредит, страхование,
развитие инфраструктуры социального и пенсионного обеспечения (205,8 млн.долл.);
топливная промышленность (162,5 млн.долл.); химическая и нефтехимическая
промышленность (127,3 млн.долл.); общая коммерческая деятельность по обеспечению
функционирования рынка (102,6 млн.долл.); деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
промышленность (101,9 млн.долл.). По мировым меркам иностранные инвестиции
в экономику России крайне незначительны и не отвечают потребностяи страны,
что безусловно связано с политической и экономической стабильностью.

Особенности принятой модели развития российской экономики и проводимой
макроэкономической политики привели к структурным подвижкам производственного
сектора экономики, торгово-посреднического и финансового секторов, перетоку
капиталов в наиболее выгодные сферы деятельности.

В производственном секторе экономики либерализация цен внешней торговли,
выравнивание внутренних и мировых цен привели в условиях проводимой финансовой
политики к устранению отечественных производителей от сырьевой базы, к
более благоприятным конкурентным позициям базовых отраслей.

Включаясь в деятельность мирового рынка, российские товаропроизводители
оказываются в весьма жестких условиях внутренней фискальной политики. Действующая
налоговая система внутри страны аккумулирует большую долю получаемых доходов,
чем у большинства западных конкурентов на внутристрановых рынках. Это означает,
что российские производители, ориентированные на экспорт сырья, будут и
в дальнейшем повышать цены на внутреннем рынке, усугубляя существующий
инфляционный фон. В настоящее время российские внутренние цены превзошли
50%-й рубеж по отношению к мировым ценам и сближение цен продолжается.
По некоторым ыидам продукции цены сравнялись с мировыми, а по некоторым
и превзошли, что представлено в нижеследующей таблице.

Рост цен в России по отношению к ценам мирового рынка

Товары 1994 г. 1995 г. 1996 г.

Бензин автомобильный 0,85 1,59 2,25

Прокат черных металлов (с учетом роста экспорта продукции) 0,53 0,82
0,84

Сталь сортовая 0,46 0,71 0,83

Алюминий первичный 0,47 0,6 1,07

Сода кальционированная 0,66 0,65 0,93

Шины для легковых автомобилей 0,89 0,93 9,88

Древесина деловая 0,16 0,31 0,67

Свинец в свинцовом концентрате 1,16 1,20 1,21

Сахар 1,15 1,91 3,16

Ткани хлопчатобумажные 0,29 0,64 0,82

В то же время можно отметить, что спросовые ограничения и проведение
жесткой финансовой политики заставили российских производителей почувствовать
воздействие конкуренции и включиться в процесс происходящих структурных
и институциональных преобразований.

Условия открытости экономики и либерализации внешнеэкономической деятельности
позволили создать конкурентную среду даже на таких рынках, которые традиционно
характеризовались высокой степенью концентрации и монополизации производителей.
Для определения стратегического поведения при проведении демонополизации
и развития конкуренции необходим предварительный анализ условий проявления
монополизма, способность к адаптации в новых условиях. Это позволит тесно
увязать выработку антимонопольной политики с долгосрочными структурными
изменениями в экономике, требованиями конкурентоспособности национальной
экономики, организационно-правовыми решениями на микроэкономическом уровне.
Только в увязке с этими критериями можно решать вопросы о степени сохранения
государственных монополий, средствах регулирования естественных монополий,
о преодолении проявлений монополизма, в том числе и регионального.

В 1995 г. цены предприятий-производителей на готовую продукцию выросли
в 2,4 раза, а для предприятий, приобретающих сырье и материалы для своего
производства - в 2,8 раза. Индекс инфляции в 1995 г. составил 2,31. Тарифы
на электроэнергию выросли в 3,17 раза, на железнодорожном транспорте -
в 2,77 раза, на водоснабжение - в 3,17 раза, на услуги телефонной связи
- в 2,84 раза.

В структуре производства валового внутреннего продукта в 1995 г. сохранилась
тенденция увеличения удельного веса услуг - 54%, по сравнению с 52,6% в
1994 г., что обусловлено опережающим ростом цен на платные услуги населению.
Основное влияние на рост цен и тарифов на услуги населению за 1995 г. в
целом, оказало существенное удорожание услуг газоснабжения (2,44 раза),
жилищно-коммунальных (3,1 раза), железнодорожного транспорта (2,77 раза)
(данные Центра экономической конъюнктуры). В сфере платных услуг населению
в наибольшей степени оказывают влияние на уровень цен и тарифов на услуги
жилищно-коммунального хозяйства и городского транспорта органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации. Бюджетная и денежно-кредитная политика
Правительства и Центробанка России, проявившаяся в снижении дефицита бюджета
неинфляционными методами сопровождалась увеличением золото-валютных резервов
Центробанка; обеспечением доходности государственных ценных бумаг выше,
чем операции на рынке ММВБ.

Этим же целям служило сдерживание сокращения процентных ставок за кредит
и обеспечение большей доходности рублевых кредитов по сравнению с валютными.
Недопущению дальнейшего обвала рубля служила интервенция ЦБ РФ по покупке
10 млрд.долл. и установление рублевого коридора для курса доллара. Колебания
курса доллара, с учетом роста внутренних цен активизировали импорт в первом
полугодии 1995 г. на 13%. Рост импорта существенно повысил эффективность
ряда отраслей.

Значительные поступления в бюджет были обеспечены высокими таможенными
тарифами и налогами. В то же время подобная ориентация экспортных возможностей
отечественных производителей, особенно в страны дальнего зарубежья ослабляет
фактор спроса. Но тем не менее в 1995 г. объем экспорта увеличился на 28%.
Рост производства наблюдался в первую очередь в экспортоориентированных
отраслях экономики.

Структура экспорта в основном изменилась за счет увеличения доли экспорта
продукции черной металлургии (с 6,3% в 1994 г. до 7,9% в 1995 г.), химической
промышленности (с 1,9% в 1994 г. до 2,3% в 1995 г.), промышленности лесоматериалов
(с 6,3% в 1994 до 7,9% в 1995 г.). Сопоставление структуры экспорта за
1994 и 1995 гг. показывает, что российский экспорт по-прежнему сохраняет
сырьевую направленность. Доля экспорта нефти сырой и газа природного в
общем объеме поставок составила в 1995 г. соответственно 17,7% и 17,9%.

Наиболее значительные изменения структуры импорта в 1995 г. связаны
с увеличением закупок машиностроительной продукции (более 2 млрд.руб.),
что может свидетельствовать о начавшемся процессе инвестиционной активности.
Доля импорта машин и оборудования из стран ближнего и дальнего зарубежья
увеличилась до 33,2% в 1995 г. с 28,9% в 1994 г.

Изменение удельного веса импорта товаров из стран дальнего и ближнего
зарубежья

Наименование товара 1994 г. 1995 г.

Мясо свежее и замороженое 1,7 2,3

Зерновые культуры 1,8 1,6

Медикаменты 2,5 2,4

Одежда, обувь кожаная 4,0 2,0

Черные металлы 1,9 1,4

Трубы 1,9 1,4

Машины и оборудование 29,9 33,2

В сложившихся условиях внешнеэкономического регулирования и отмены нетарифных
ограничений экспорта и импорта основным способом государственного регулирования
ВЭД является таможенно-тарифная политика. При активном участии Государственного
комитета по антимонопольной политике (ГКАП) России в ряде случаев были
выявлены намерения крупных российских производителей прибегнуть к мерам
тарифной защиты без дополнительных усилий по повышению конкурентоспособности
своей продукции на мировых рынках (Ачинский НПЗ, АООТ "Тверское химволокно",
АО "Менатеп-импекс" и др.). В этих условиях ограничение импорта
неизбежно означало бы сокращение конкуренции на внутреннем рынке. Деятельность
ГКАП России по этим направлениям включает подробное изучение состояния
соответствующих товарных рынков и прогнозирование макроэкономического эффекта
предлагаемых к введению защитных мер с целью недопущения ограничения конкуренции
на рынках Российской Федерации. Еще одним направлением деятельности Комитета
в вопросах таможенно-тарифной политики является участие в работе Межведомственной
рабочей группы по вопросам повышения эффективности борьбы с контрабандой,
нелегальным производством и реализацией подакцизных товаров.

При этом недопущение создания дискриминирующих или благоприятствующих
условий для внешнеэкономической деятельности отдельных хозяйствующих субъектов
является важнейшим направлением антимонопольной политики на современном
этапе. Это предусматривает запрещение необоснованного предоставления отдельным
хозяйствующим субъектам льгот, ставящих их в преимущественное положение
по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того
же товара и способствует таким образом развитию конкуренции.

Несмотря на продолжающийся спад производства, значительную внешнюю задолженность,
неисполнение бюджетных инвестиционных программ, отдельные негативные структурные
и институциональные изменения в экономике происходит становление конкурентных
отношений. Формирование и расширение нормативно-правового обеспечения рыночных
отношений, корректировка таможенно-тарифной политики, поддержка предпринимательства
вместе со специальными мерами, направленными на развитие конкуренции на
отдельных товарных рынках привели к существенному изменению их структуры,
появлению первых признаков конкуренции и возможности реализовать фундаментальное
право потребителя - право на выбор.