- Transport on Line -

А.КОМАРИЦЫН,

начальник Главного управления навигации и океанографии МО РФ

С.АЛЕКСЕЕВ, заместитель начальника Государственного научно-исследовательского
навигационно-гидрографического института МО РФ

Славная история российского флота, всенародным празднованием 300-летия
которого отмечен текущий год, не может обойти своим вниманием труд многих
поколений моряков-гидрографов.

Первые попытки изучения морей нашими предками-соотечественниками уходят
в глубь веков, однако гидрографические исследования приобрели государственный
размах лишь при Петре 1 в связи со строительством регулярного военно-морского
флота и развитием торгового мореплавания. В дальнейшем русские гидрографы
и мореплаватели внесли неоценимый вклад в изучение, картографирование и
навигационное оборудование морей, создание штурманских инструментов и приборов.
Морские экспедиции одна за другой направлялись в необъятные просторы Мирового
океана. Многие имена смелых и неутомимых мореплавателей и первопроходцев
увековечены в географических названиях и названиях отечественных океанографических
исследовательских судов.

Датой основания гидрографической службы Военно-Морского Флота и ее центрального
органа - Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны
(ГУНиО МО) является 13 октября 1827 г. В этот день все части гидрографического
предназначения, находившиеся в составе Адмиралтейств-департамента, были
выделены в самостоятельное учреждение под названием Управление генерал-гидрографа.
Последнее стало ведать гидрографическим изучением морей, составлением и
изданием морских навигационных карт и лоций, оборудованием морских побережий
маяками и знаками, развитием компасного дела и другими работами, связанными
с обеспечением безопасности мореплавания.

Период середины XIX - начала XX вв. характеризуется созданием весьма
подробных морских карт Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей,
интенсивным строительством береговых средств обеспечения безопасности плавания,
совершенствованием маячной техники, прогрессом в области издания карт и
пособий. Интенсивнее стали проводиться в начале века гидрографические и
гидрометеорологические исследования.

С развитием флота совершенствовалась гидрографическая служба: создавалась
материальная база гидрографических подразделений, расширялись районы изучения
морей, повышался уровень знаний гидрографов. К началу Великой Отечественной
войны все наши моря были в основном обследованы в навигационно-гидрографическом
отношении: были составлены морские навигационные карты и лоции, установлено
навигационное оборудование, приборостроительная промышленность обеспечила
корабли штурманскими приборами, не уступавшими лучшим зарубежным образцам.

Опыт войны доказал, что военные действия на воде не могут быть успешными
без полноценного и всестороннего навигационно-гидрографического обеспечения.

Строительство мощного океанского ракетно-ядерного флота с середины 50-х
годов поставило перед гидрографией новые сложные задачи. Эффективное использование
ракетного оружия, а также длительное плавание атомных подводных лодок в
любых районах Мирового океана, включая Арктический бассейн, потребовали
коренного изменения в навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом
обеспечении. Роль и значение этих видов боевого обеспечения Военно-Морского
Флота возросли в наши дни. Навигационный комплекс современного боевого
корабля -это сложнейшая техническая система, в основе которой лежит многообразие
новейших технологий.

Традиционно одной из основных задач национальной гидрографии было и
остается обеспечение навигационной безопасности мореплавания.

На вига ц ионно-гидр о граф и ч ее кое обеспечение мореплавания - сложный
комплекс мероприятий. Основными компонентами его являются: гидрографические,
геофизические и океанографические исследования; составление и издание по
материалам проведенных исследований и другим источникам морских карт, руководств
и пособий, обеспечение ими различных ведомств; осуществление навигационного
оборудования морей в целях обеспечения безопасности плавания; организация
оповещения мореплавателей об изменениях

навигационной обстановки и режима плавания; разработка технических средств
и методов использования судового и берегового навигационного оборудования.

Гидрографические исследования направлены на изучение рельефа и грунта
морского дна, гидрологического режима и геофизических полей с целью создания
их картографического изображения и описания особенностей.

Переживаемый страной тяжелый экономический кризис существенно пошатнул
лидирующее положение России в исследованиях Мирового океана. Применяемые
технические средства разработок 70-80-х годов не обеспечивают детальную
съемку рельефа с необходимой эффективностью. На создание новых систем навигационного
оборудования (СНО) средств у гидрографической службы ВМФ для выполнения
ряда общегосударственных задач нет. Из-за резкого сокращения объема финансирования
гидрографических исследований, уменьшения выделяемых лимитов топлива, срыва
модернизационных программ и планов ремонта судов за последние 5 лет практически
свернуто изучение удаленных районов Мирового океана и в 4-5 раз сокращены
гидрографические работы по морям и внутренним водам России. Недостаток
средств тормозит внедрение передовых технологий в систему обеспечения картографической
информацией. В существующей системе - низкая оперативность, что оказывает
серьезное влияние на безопасность мореплавания. С использованием традиционных
технологий время от получения материалов гидрографических работ до издания
морской карты составляет в среднем 1,5 года.

Состояние отечественных СНО характеризует тот факт, что, начиная с 1991
г., строительство и реконструкция объектов навигационного оборудования
морей России прекратились. Уже в 1993 г. из-за невозможности обеспечить
СНО энергией их число сократилось на 10%. Этот процесс продолжается и по
сей день, что в конечном счете может привести к выходу из эксплуатации
не менее четверти всех СНО и значительному росту аварийности в прибрежных
водах РФ, Такое положение, кроме того, ставит на грань невыполнения Россией
международных обязательств по обеспечению безопасности мореплавания, охране
человеческой жизни на море, угрожает авариями с катастрофическими экологическими
последствиями.

Важное значение для безопасности плавания судов, особенно в прибрежных
водах, имеет надежное радионавигационное обеспечение. В различных странах
мира в последние 50 лет ведутся интенсивные работы по созданию и внедрению
в практику судовождения наземных и космических радионавигационных систем
(РНС). Вопросы широкого и обязательного использования на судах радионавигационных
средств с целью повышения безопасности судоходства и охраны человеческой
жизни на море постоянно находятся в центре внимания Международной морской
организации.

В последнее время в России и США созданы принципиально новые и перспективные
глобальные космические РНС "Глонасс" и "Навстар", применение
которых позволяет решить проблему радионавигационного обеспечения судоходства
на качественно новом уровне. Обе системы обеспечивают непрерывное определение
местонахождения судна с погрешностью менее 100 м, что удовлетворяет требованиям
открытого моря и прибрежных вод. С помощью дифференциального режима работы
систем точность повышается до 5-10м, что является достаточным практически
для всех районов судоходства. Исключение составляет обеспечение навигационной
безопасности в узкостях для танкеров и судов, перевозящих опасные грузы,
- здесь требуется более высокая точность. Решение данных задач может быть
обеспечено на сегодняшний день только с помощью специальных высокоточных
наземных РНС. Существующие системы этого класса в настоящее время уже морально
устарели и сняты с производства.

Совершенствование радионавигационного обеспечения мореплавания, сдерживаемое
указанными причинами, требует решения таких основных общегосударственных
задач, как развитие дифференциальной подсистемы и отечественных приемоиндикаторов
глобальных космических, а также высокоточных наземных РНС.

Следует отметить, что, несмотря на трудные условия, в стране продолжают
работать научные и производственные коллективы, успешно поддерживающие
передовой уровень разработок в области навигации, гидрографии и гидрометеорологического
обеспечения, и по некоторым направлениям отечественная наука сохраняет
приоритеты по отношению к зарубежным достижениям в этой области. Головной
организацией в координации общих усилий призван выступить созданный в 1994
г. Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический
институт Министерства обороны РФ. В своей деятельности Институт взаимо-

действует с органами управления, научными организациями и учреждениями
МО РФ и с другими заинтересованными министерствами, ведомствами, а также
с иностранными организациями, в том числе с Международной морской организацией.
Международной гидрографической организацией, Межправительственной океанографической
комиссией ЮНЕСКО и Международной ассоциацией маячных служб.

Испытаны и используются новые гидрографические комплексы на базе трехкоординатных
гидролокаторов бокового обзора, позволяющие повысить производительность
работ в 2 раза и достоверность получаемых результатов в 3-4 раза. Можно
с уверенностью сказать, что перспективные отечественные средства площадной
съемки ни в чем не уступают лучшим зарубежным образцам.

Для обеспечения промера в приливных морях создан автоматический мареограф
открытого моря, позволяющий получить информацию о колебаниях уровня в течение
полугода на глубинах от 10 до 200 м с передачей информации по кабелю, радиоканалу
и по гидроакустической линии связи.

Для полноценной гидрографической съемки морского дна крайне необходима
информация о параметрах грунта. С этой целью на сегодняшний день разработаны
морской грунтограф-стратификатор и приставка к гидрографическим эхолотам
для определения основных типов грунтов. В сочетании с гидрографическими
комплексами, определяющими границы однородных грунтов, эти средства позволят
реализовать технологию площадной съемки параметров грунта, что значительно
экономичнее способов, применяемых в настоящее время.

Для обеспечения потребностей XXI в. ведутся работы по исследованию путей
создания многофункциональных океанографических комплексов. Совокупность
перспективных технических средств и методов подчинена общей идее перехода
к технологии комплексной съемки полей Мирового океана с целью создания
мирового картографического банка данных для обеспечения всех потребителей
необходимой информацией.

Большое внимание уделяется ГУНиО МО и Институтом вопросам создания и
внедрения навигационных информационных систем с отображением электронной
карты, решение которых следует рассматривать как реальный путь повышения
точности и безопасности судовождения. Призванные заменить в недалеком будущем
традиционную бумажную карту, данные системы в значительной степени автоматизируют
работу судоводителя, обеспечивая оперативную обработку и удобное представление
всей необходимой навигационной информации от различных датчиков и из баз
данных. Эта работа важна с точки зрения конверсии, так как подобные системы
получают широкое распространение на коммерческих, рыболовецких и других

гражданских судах. В' этой области имеется положительный опыт успешных
морских испытаний и практического применения создаваемых для ВМФ систем,
использующих отечественные наборы электронных навигационных карт и разработанных
в соответствии с международным стандартом.

Интегрирование навигационных информационных систем с системами управления
судном обеспечивает безопасность плавания, автоматизацию судовождения,
снимает с судоводителя значительную часть физической и психологической
нагрузки. По мнению Института, внедрение таких интегрированных систем является
важным средством снижения аварийности флота по вине личного состава.

Завершена разработка и начаты испытания образцов новой бортовой приемной
аппаратуры космических РНС "Глонасс" и "Навстар" и
аппаратуры, обеспечивающей дифференциальный режим их использования. Успешно
проведена опытная эксплуатация двух станций дифференциального режима на
Карском море. Разработан и утвержден план Государственной стандартизации
системы "Глонасс" и приемной аппаратуры космических РНС. Прорабатываются
вопросы интегрирования РНС "Глонасс" и "Навстар" в
целях повышения точности и надежности координатно-временного обеспечения
в интересах экономики, науки, безопасности страны и международного сотрудничества.

В настоящее время разрабатывается более совершенная СНО прибрежной зоны,
включающая комплекс зрительных и радионавигационных средств, а также систему
регулирования движения судов.

Изменение морских границ и экономической политики государства привели
к необходимости корректировки плана развития СНО прибрежных зон морей.
Определенное влияние на это оказывает освоение арктических морских нефтегазовых
месторождений. Все более острыми становятся вопросы безопасности мореплавания
сточки зрения экологических последствий морских катастроф.

В новой экономической обстановке представляется особо актуальной задача
формирования обоснованного и согласованного перечня перспективных систем
навигации, удовлетворяющих требованиям различных пользователей.

Плодотворно развивается международное сотрудничество отечественной и
зарубежной гидрографии в рамках разработки международных стандартов и других
документов и в налаживании тесных связей при решении различных региональных
вопросов.

Обеспечение безопасности мореплавания является одной из важных составляющих
общей системы безопасности страны. Непонимание данного факта чревато необратимыми
негативными последствиями для страны как в экономической, так и в политической
сферах.