- Transport on Line -

В.ВОРОНЦОВ, советник Секретариата Дунайской комиссии по навигационным
вопросам

В сентябре 1994 г. автору этих строк по просьбе Комитета Совета Безопасности
ООН по санкциям против Югославии пришлось посетить крупнейший гидротехнический
и судоходный комплекс на Дунае "Железные Ворота 1" для подготовки
от имени Дунайской комиссии заключения о техническом состоянии комплекса
и подтверждения необходимости срочной постановки на ремонт правобережного
югославского шлюза.

Ранее, во время работы в Советском Дунайском пароходстве, мне дважды
приходилось посещать комплекс и знакомиться с работой как югославского,
так и румынского шлюзов. Во время последнего посещения это знакомство было,
безусловно, наиболее полным, а сама встреча с сотрудниками обоих шлюзов
оставила у меня самые хорошие воспоминания.

И вот теперь, когда санкции против Югославии отменены, а судоходство
начинает постепенно восстанавливаться и набирать силу, хочется рассказать
подробнее о комплексе крупнейших на Дунае гидроэлектростанций "Железные
Ворота" и их уникальных судопропускных сооружениях - шлюзах, которые
покоряют воображение своими размерами.

Шлюзы гидротехнического и судоходного комплекса "Железные Ворота
1" были пущены в эксплуатацию в августе 1969 г. Можно смело сказать,
что с этого момента начинается новая эпоха в судоходстве на Дунае. В прошлое
вместе с подводными скалами уходили такие понятия, как "ка-тарактные
лоцмана", "проводка", "фарватер больших и фарватер
малых вод", "паровозная тяга" и многие другие.

За минувшие 27 лет через шлюзы прошло около полумиллиона судов, перевезено
более 250 млн.т грузов.

Шлюзы комплекса "Железные Ворота 1" - это самые большие речные
шлюзы в Европе. Они имеют две ступени подъема с преодолением общего расчетного
перепада уровня воды 34 м, т.е. высота каждой ступени 17 м. Размер камер
шлюзов 310 х 34м.

О величии этого сложного гидротехнического сооружения говорит хотя бы
тот факт, что только опускные ворота средней головы шлюза (между двумя
камерами) весят 1000 т.

Конструктивно шлюзы в отличие от других находящихся на Дунае шлюзов
выполнены таким образом, что один двухступенчатый шлюз находится у левого
румынского берега, а второй - у правого югославского. Глубина на пороге
шлюзов составляет 4,5м, а свободная высота прохода под мостами 10 м. В
шлюзе правого берега предусмотрена возможность увеличения глубины на пороге
до 5 м, а свободной высоты прохода - до 13,5 м. Это дает возможность пропускать
через шлюз большое число построенных на верфях Венгрии, Словакии и Австрии
плавучих кранов, судов типа "река-море", крупных пассажирских
судов.

Каждый шлюз имеет верхний и нижний аванпорты с причальными стенками
длиной около 600 м. Максимально допустимые для шлюзования габариты составов
в шлюзах 300 х 300 х 33 м. Время шлюзования Через обе камеры занимает около
1 ч.

Следует отметить, что, несмотря на раздельное расположение шлюзов, система
"Железные Ворота 1" с самого начала проектировалась и строилась
как один судоходный комплекс на международном участке Дуная, эксплуатируемый
в соответствии с Регламентом, принятым совместной югославско-румынской
Комиссией, и с единой диспетчерской службой по судоходству.

От строительства ГЭС "Железные Ворота 1" огромную пользу получили
не только Югославия и Румыния, но и все приду-найские страны. Именно поэтому
они согласились принять участие в финансировании работ по судоходной части
комплекса "Железные Ворота 1".

Вторая, внеочередная, сессия Дунайской комиссии в декабре 1973 г. рассмотрела
этот вопрос и решила, что сумма на компенсацию работ в общей сложности
будет составлять 55 млн.ам.долл. и должна быть поделена между всеми придунай-скими
странами, включая Югославию и Румынию, пропорционально тоннажу их флота,
прошедшего через сектор "Железных Ворот" в 1963 г. Доля СССР
на основе этих расчетов составила 16,7 млн.ам.долл. Со стороны Дуная у
каждого берега к шлюзам примыкают здания электростанций, которые в середине
реки соединяются внушительной водосливной плотиной. Створ плотины находится
на 943-м километре реки.

В июне 1970 г. на ГЭС "Железные Ворота 1" были пущены первые
гидроагрегаты, а к концу 1971 г. система заработала на полную мощность.
Общая мощность гидроэлектростанций составляет 2300 МВт, а среднегодовое
производство электроэнергии -11,3 млрд.кВт.

Гидроузел "Железные Ворота 1" проектировался с самого начала
в комплексе с гидроузлом "Железные Ворота II", главный объект
которого размещался в 80 км ниже по течению.

К строительству ГЭС "Железные Ворота II" Румыния и Югославия
приступили в 1977 г. Первым был построен румынский шлюз, расположенный
в специально прорытом канале, проходящем через остров Гогошу. Из нижнего
аванпорта шлюза суда через рукав Гогошу выходят на основной Дунай. Шлюз
одноступенчатый, размером 310 х 34м. Глубина на пороге шлюза составляет
5 м, а свободная высота прохода под мостами 16,5 м.

С дунайской стороны острова Гогошу в створе "863 км" расположены
рядом два здания электростанций, затем водосливная и земляная плотины,
в последней находится югославский шлюз, имеющий такие же размеры, что и
румынский. Допустимые габариты составов для шлюзования такие же, что и
в шлюзах "Железные Ворота 1", т.е. 300 х 33 м.

Мощность ГЭС "Железные Ворота II" составляет 432 мВт, а среднегодовое
производство электроэнергии 2,5 млрд.кВт. И хотя по мощности ГЭС "Железные
Ворота II" значительно уступает своему "собрату", она имеет
большое энергетическое значение, так как обеспечивает возможность работы
ГЭС "Железные Ворота 1" в пиковом режиме.

В настоящее время строительство комплекса в основном завершено и ведутся
работы по установке навигационного ограждения и системы сигнализации на
подходных каналах к югославскому шлюзу.

Что касается важности окончания строительства ГЭС "Железные Ворота
II" для судоходства, то здесь следует особо отметить тот факт, что
до ее пуска колебания уровня воды в нижнем бьефе ГЭС "Железные Ворота
1" в течение суток доходили до нескольких метров, из-за чего создавалось
сильное течение в подходных каналах нижнего бьефа, а при задержке пропусков
воды через плотину в каналах нижнего бьефа появились каменистые перекаты.
Проблемы для судоходства были настолько серьезны, что этот вопрос даже
рассматривался сессией Дунайской комиссии. Сейчас все эти препятствия устранены.

Со строительством ГЭС "Железные Ворота 1" и "Железные
Ворота II" на Дунае не только устранялись самые серьезные для судоходства
препятствия, но и обеспечивалась гарантированная глубина фарватера 3,5
м при низком подпорном уровне на участке реки длиной почти 350 км.

Соглашения между Румынией и Югославией о строительстве этих двух крупнейших
на Дунае ГЭС базируются на принципах одинаковых вложений и одинакового
использования.

При первом посещении ГЭС "Железные Ворота 1" я был поначалу
удивлен, увидев на пульте управления югославской электростанции автоматические
данные о количестве электроэнергии, вырабатываемой румынской электростанцией.
Но именно таким образом и осуществляется принцип одинакового использования.
Планы двух пограничных государств по дальнейшему использованию энергетического
потенциала Дуная были и, вероятно, и сейчас остаются очень серьезными.
После окончания строительства ГЭС "Железные Ворота II" Румыния
планировала сразу же приступить к строительству совместного румынско-болгарского
гидроузла в районе 581 км Дуная с подпором от него, доходящим до ГЭС "Железные
Ворота II", а югославские инвесторы планировали начать строительство
насосно-аккумуляционной гидроэлектростанции "Железные Ворота III".
И хотя этот очень интересный проект не имеет непосредственного отношения
к судоходству, хотелось бы сказать о нем несколько слов.

Гидроэлектростанция "Железные Ворота III" должна быть расположена
выше по течению от ГЭС "Железные Ворота 1" и будет использовать
ее водохранилище как нижний бассейн, из которого ночью, а также в дневное
время, когда потребление электроэнергии небольшое, вода выкачивалась бы
насосами в верхний бассейн. Днем и при большой нагрузке в любое время суток
эта ГЭС могла бы работать как любая аккумуляционная гидроэлектростанция.

Выбранное для нее место, по мнению авторов проекта, соединяет в себе
комплекс таких географических, геологических и других условий, которые
невозможно найти в каком-нибудь другом месте.

Верхние аккумуляционные озера могли бы вместить и сохранить более 1
млрд.м^ воды, что давало бы возможность в случае необходимости срочно пустить
в энергосистему страны дополнительно до 900 млн.кВт энергии.

Серьезные геополитические изменения в бассейне Дуная, а затем югославский
кризис и эмбарго негативно отразились не только на дунайском судоходстве,
но и на планах придунайских стран по дальнейшему строительству ГЭС на Дунае.

И пока оба указанных проекта, к сожалению, остаются неосуществленными.