- Transport on Line -

H.KOJIOTOB, ДВГМА им.адм.Г.И.Невельского С. МИХАЙЛЕНКО, ЦУМК по
морскому образованию

Среднее морское образование

Реформа мореходного образования в Российской империи не обошла и Дальний
Восток. В 1902 г. во Владивостоке открылось мореходное училище дальнего
плавания, одновременно были упразднены существовавшие здесь ранее мореходные
классы. В связи с этим в своем обращении к военному губернатору Приморской
области Министерство финансов просило принять на себя часть расходов по
устройству и содержанию мореходного училища.

С учетом отдаленности Владивостока от центра командиру Владивостокского
порта поручалось принять на себя руководство по организации мореходного
училища, созданию попечительного комитета, укомплектованию, оборудованию
и т.п. Планировался трехгодичный срок обучения (по шесть месяцев в году).

Первые два года обучения давали право на получение звания штурмана малого
плавания, а трехгодичное обучение - на звание штурмана дальнего плавания.

По сравнению с мореходными классами, в учебной программе училища предусматривалось
более глубокое изучение учебных дисциплин. Кроме того, вводились новые
дисциплины: геометрия, теория и устройство корабля, метеорология, океанология
и др.

Мореходное училище дальнего плавания, по сравнению с мореходными классами,
значительно расширяло кругозор будущих судоводителей.

Условия приема предусматривали для поступающих образование в объеме
городского училища, плавание не менее 2 мес., 15-летний возраст и вступительные
экзамены. Все поступающие проходили медицинский осмотр.

Официальное открытие Владивостокского мореходного училища дальнего плавания
состоялось 4 ноября 1902 г. Городской думой был избран попечительный комитет
из четырех членов, назначен начальник училища (по совместительству) и принято
решение оставить за вновь организуемым училищем название "Александровское".

В первые годы своего существования училище не имело штатных преподавателей
из-за низкой оплаты труда педагогов и дороговизны жизни. Эти обстоятельства
вынуждали администрацию училища приглашать преподавателей-совместителей
из офицеров военно-морского флота и других учебных заведений.

В качестве учащихся допускались вольнослушатели, число которых значительно
превышало количество штатных учеников. Это объяснялось отсутствием заочной
системы обучения. Возраст учащихся колебался от 17 до 29 лет.

На момент организации училище не располагало необходимым оборудованием,
приборами и пособиями и даже соответствующими помещениями. Практическое
плавание не носило организованного характера и проходило на отечественных
и иностранных судах. Каждый устраивался, как мог, причем за свой счет.

Говоря об истории Владивостокского мореходного училища дальнего плавания,
нельзя не упомянуть Владимира Константиновича Неупокоева, который возглавлял
училище с 1905 по 1912 гг. Как личность и организатор, много сделавший
для развития морского образования в Приморье, В.Неупокоев представля.ет
большой интерес. Это был один из образованнейших офицеров русского военно-морского
флота. В марте 1905 г., будучи командиром военного транспорта "Шилка"
и находясь под влиянием антивоенных настроений, он перед строем экипажа
в официальном рапорте отрекся от своего воинского звания и заявил, что
считает войну постыдным делом, позорящим человечество.

В условиях военного времени за этот поступок В.Неупокоев подлежал расстрелу,
но был отправлен в отставку в чине капитана 2-го ранга.

Назначение В.Неупокоева начальником Владивостокского мореходного училища
вызвало протест полиции и требование уволить его при первом удобном случае,
чего, к счастью, не произошло, и дальнейшая его деятельность доказала правильность
этого назначения.

Став начальником мореходного училища, В.Неупокоев с исключительной энергией
взялся за дело организации морского образования. Им было построено для
училища деревянное здание, которое сохранилось и по сей день, причем без
специально отпущенных средств, вопреки мнению городского головы и после
длительной борьбы за участок.

За сравнительно короткий срок В.Неупокоев наладил учебный процесс, при
нем появились необходимые пособия, техническая литература, приборы, инструменты,
хотя некоторые из них приходилось заимствовать на время с военных кораблей,
стоявших на ремонте.

Кроме административных обязанностей, В.Неупокоев выполнял и преподавательскую
работу: читал лекции по астрономии и навигации. Обладая солидными познаниями,
он увлекательно и интересно вел свои дисциплины.

Все это позволило В.Неупокоеву вывести училище из тяжелого положения,
поднять его авторитет и приблизить уровень подготовки морских кадров к
требованиям флота и жизни.

Развитие парового флота вызвало необходимость квалифицированного обслуживания
судовых двигателей: потребовалось готовить судовых механиков и переаттестовывать
механиков-практиков.

В 1916 г. обнаружились полное отсутствие радиотелеграфистов в числе
лиц, желавших поступить на службу в Добровольный флот, и невозможность
получить их из военного и морского ведомств. Это обстоятельство поставило
в тяжелое положение все пароходные компании.

В связи с этим в 1916 г. при училище открылось отделение судовых радиотелеграфистов,
а несколько ранее - судовых механиков.

Однако некоторые выпускники училища не могли найти места для применения
своего труда по специальности из-за фактического засилия в каботаже иностранного
флота, хотя официально в каботаже могли плавать суда только под русским
флагом.

Такое положение сложилось потому, что как иностранцы, так и некоторые
русские, побуждаемые наживой, продавали иностранным судовладельцам права
родного флага, не страшась тюрьмы и сомнительной славы изменников Отечества.
Они приобретали права на русский флаг, создавая этим фиктивный русский
каботаж и задерживая развитие отечественного флота.

Известную положительную роль в борьбе с этим злом сыграло Морское общество,
объединившее наиболее прогрессивно настроенных людей для содействия отечественному
судоходству. Оно организовалось во Владивостоке в 1908 г. под председательством
того же В.Неупокоева. Владивостокское Морское общество, кроме того, оказывало
посильную помощь и поддержку вновь созданному мореходному училищу в подготовке
морских кадров.

Училище существовало за счет скудных средств казны и общественных пожертвований,
финансовое положение его было жалким, а хорошие идеи по дальнейшему развитию
морского образования -трудновыполнимыми.

Карликовые пароходные компании и отдельные частные судовладельцы не
составляли единого целого - флота. Каждый из них жил своими интересами,
оставляя училище в стороне со всеми его нуждами. Но несмотря на множество
проблем и организационные неполадки, мореходное училище выполнило свою
роль в деле совершенствования и развития морского образования на Дальнем
Востоке. Многие воспитанники училища внесли свой вклад в развитие мореплавания
на Дальнем Востоке. Большинство из них посвятило себя работе в морском
транспортном и промысловом флоте. Выпускники училища принимали активное
участие в гидрографических работах в дальневосточных морях под руководством
известного гидрографа-геодезиста Б.Давыдова. Ими возглавлялись отдельные
гидрографические службы, экспедиции, выполнялись работы по съемке и описанию
местностей, на основе чего составлялись более совершенные морские карты,
лоции и прочие пособия, обеспечивающие безопасность мореплавания.

Разнообразие работ, выполненных штурманами - воспитанниками мореходного
училища, свидетельствует об их трудолюбии, стремлении внести свой вклад
в дело безопасности и совершенствования мореплавания на Дальнем Востоке.

Владивостокское мореходное училище дальнего плавания просуществовало
почти 22 года до реорганизации его при советской власти в водный техникум
путей сообщения в 1923 г.

С установлением советской власти в Приморье (1922 г.) и на Дальнем Востоке
началось восстановление всей хозяйственной жизни. В конце гражданской войны
интервенты увели за границу суда военного и торгового флота. Главная морская
база на Дальнем Востоке (порт Владивосток) опустела. Создание морского
флота на Дальнем

Востоке, таким образом, было первоочередной хозяйственной задачей. От
работы флота зависели связь, снабжение и развитие множества населенных
пунктов Тихоокеанского побережья. Эта важная задача не могла быть решена
без подготовки кадров. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 11
декабря 1917 г. все высшие, средние и низшие учебные заведения передавались
в ведение Народного комиссариата просвещения.

В 1923 г. на базе мореходного училища дальнего плавания во Владивостоке
был организован Водный техникум путей сообщения, единственный на Дальнем
Востоке. В первые годы своего существования техникум испытывал большие
материальные трудности. Слушатели имели разный уровень подготовки и производственный
опыт. Учащиеся плохо усваивали знания, пропускали занятия, было много случаев
недисциплинированности, грубых нарушений правил общежития.

Территориальная оторванность техникума от городских организаций в связи
с перемещением его за город (в казармы военного ведомства) затрудняла борьбу
с этими недостатками. Большую роль в становлении Водного техникума сыграл
один из первых его начальников М.Лисютин.

Вначале техникум имел два отделения: судоводительское, готовившее штурманов
дальнего плавания, и судомеханическое, готовившее судовых механиков 2-го
разряда, в основном паровиков. В 1937 г. было организовано радиотехническое
отделение.

Ежегодно на все отделения принималось от 100 до 200 человек. Всего единовременно
обучалось до 700 человек. В техникум принимались и женщины, главным образом
на радиотехническое отделение. Первой женщиной, которая была принята на
судоводительское отделение и успешно закончила его, была Анна Ивановна
Щетинина. Она затем много лет работала на Дальнем Востоке капитаном судна,
стала Героем Социалистического Труда.

Возраст учащихся в первые годы колебался от 16 до 35 лет. В дальнейшем
стали принимать молодежь не старше 23-25 лет.

Преподавательский состав в техникум почти полностью перешел из мореходного
училища. Около половины его составляли совместители.

На общетехнические и специальные дисциплины отводилось не менее 70%
учебного времени. Производственная практика рассматривалась как составная
часть учебного процесса.

В 1932 г. началось усиленное освоение Северного морского пути. За первую
пятилетку морской транспорт пополнился 66 судами только отечественной постройки.
Были намечены мероприятия по дальнейшему развитию морского транспорта.
Все это в свою очередь потребовало ускоренных темпов подготовки кадров
различных специальностей для морского флота и особенно на Дальнем Востоке.
В связи с этим техникум стал расширять свой профиль и материально-техническую
базу.

К 1940 г. (моменту перемещения техникума в новое специально построенное
здание на Эгершельде, Верхне-Портовая, 50-а)имелось 10 оборудованных кабинетов
и лабораторий, стоимость которых составляла около 140 тыс.руб. Библиотечный
фонд возрос с 800 в 1924 г. до 40 тыс-.томов. Заводская и плавательная
практика учащихся на судах стала носить целенаправленный и организованный
характер. Для небольших групп учащихся использовались транспортные суда
пароходства. Для более крупных групп специально оборудовались отдельные
суда: "Индигирка", "Свирьстрой", "Волховстрой"
идр Народным комиссариатом водного транспорта неоднократно для воспитанников
морских техникумов организовывалась парусная практика на учебных судах
"Товарищ", "Вега" идр.

Завремя своего существования (1923-1944 гг.) Водный техникум путей сообщения,
впоследствии переименованный во Владивостокский морской техникум, выпустил
сотни специалистов.

Одновременно с ростом транспортного флота на Дальнем Востоке стал бурно
развиваться флот рыбной промышленности, который потребовал, в свою очередь,
специальных морских кадров. Для удовлетворения этих потребностей наряду
с морским техникумом в 1929 г. во Владивостоке был открыт Рыбопромышленный
техникум, который имел в своем составе несколько отделений: судоводительское,
судомеханическое, радиотехническое, промысловое и др. Сотни специалистов
вышли из стен Рыбопромышленного техникума и обеспечили работу промыслового
флота.

Морской и Рыбопромышленный техникумы за время своего существования подняли
организацию морского образования в Приморье на более высокую ступень. Они
обеспечили морской и промысловый флот квалифицированными кадрами. Многие
бывшие воспитанники морского техникума стали опытными руководителями, хорошо
знающими свое дело.

Однако темпы подготовки морских кадров для транспортного и промыслового
флота рыбной промышленности на базе только этих двух техникумов не удовлетворяли
растущие потребности флота, особенно в предвоенные годы и в годы Великой
Отечественной войны.

Создавшаяся обстановка потребовала организации на Дальнем Востоке курсов
ускоренной подготовки различных специалистов для морского флота из числа
лиц, имевших достаточный практический опыт работы на судах. Такие курсы
были организованы в годы Великой Отечественной войны при учебно-курсовых
комбинатах Главприморрыбпрома и Дальневосточного пароходства.

Учебно-курсовые комбинаты за несколько лет сумели из опытных в мореплавании
людей подготовить и дать флоту целую армию специалистов: штурманов, механиков
(паровиков и дизелистов), электромехаников, радиометристов, радиотелеграфистов.
Сеть курсов в течение нескольких лет сняла острую проблему недостатка морских
кадров на Дальнем Востоке. Этим был предупрежден разрыв между подготовкой
морских кадров и быстрым ростом флота. Краткосрочные курсы при создавшейся
обстановке были единственной правильной мерой для того времени.

Помимо системы ускоренной подготовки и переподготовки специалистов в
системе учебно-курсовых комбинатов, на заключительном этапе войны и в послевоенный
период продолжала развиваться на Дальнем Востоке и основная система среднего
морского образования.

В 1943 г. на основании постановления Совнаркома СССР в Николаевске-на-Амуре
был организован морской техникум, преобразованный постановлением Государственного
комитета обороны в марте 1944 г. в Мореходное училище. В 1949 г. это училище
было переведено в Холмск и получило название Сахалинского мореходного училища.
Цель перевода - приближение мореходного училища к Сахалинскому пароходству.

В октябре 1956 г. было открыто заочное отделение училища, что позволило
создать полный цикл подготовки кадров непосредственно в районе основного
востребования морских специалистов.

Создание училища позволило обеспечить квалифицированными морскими кадрами
Сахалинское, Камчатское, а частично и Приморское морские пароходства. Очень
важным было то, что курсанты - из местных жителей, Дальний Восток - их
Родина, и это гарантировало впоследствии резкое уменьшение текучести кадров.

Высшее морское образование Первые попытки организовать подготовку специалистов
высшей квалификации для морского транспорта на Дальнем Востоке относятся
к 30-м годам, т.е. уже к советскому времени.

В 1931 г. Народным комиссаром водного транспорта было принято решение
создать во Владивостоке на базе морского техникума учебный комбинат, который
должен был состоять из Института иыже-неров водного транспорта и морского
техникума. В институте предполагалось открыть судомеханическое, судоремонтное,
эксплуатационное и механизаторское отделения. Предварительный набор планировался
таким: 100 человек на дневное и 50 на вечернее отделения.

Занятия на энергетическом, судомеха-ническом, эксплуатационном отделениях
начались в дневных группах с 15 мая, в вечерних -с 14 июля 1932 г.

В начале своего существования институт не имел ни собственных помещений,
ни штатных преподавателей. Занятия проводили преподаватели морского техникума.
Отсутствие квалифицированных преподавателей, необходимой учебной документации,
помещений и материально-технической базы и невозможность в короткие сроки
решить эти проблемы привели к тому, что институт просуществовал только
один год. В 1933 г. на основании указа Народного комиссара водного транспорта
было принято решение на Дальнем Востоке ограничиться наличием среднего
морского учебного заведения - техникума.

Однако развитие флота и его инфраструктуры все острее ставили вопрос
о необходимости подготовки кадров с высшим образованием.

Окончательное становление высшего морского образования на Дальнем Востоке
произошло в 1944 г. Тогда Владивостокский морской техникум был преобразован
во Владивостокское высшее мореходное училище (ВВМУ) со статусом специализированного
технического института на полном государственном обеспечении, находящегося
в ведении Министерства морского флота СССР.

Для нового вуза были разработаны индивидуальные учебные планы, программы,
устав, положение об организации службы и внутреннего распорядка и другие
документы.

Приказ Народного комиссара морского флота предусматривал доучивание
по соответствующим учебным планам слушателей техникума, перешедших на II-IV
курсы.

Начало занятий было определено с 1 октября 1944 г. Были намечены также
мероприятия по укомплектованию штата училища соответствующим административным
и преподавательским составом.

В 1944 г. во ВВМУ были открыты судоводительский, судомеханический и
радиотехнический факультеты (последний в 1947 г. был переведен в Ленинградское
высшее мореходное училище). В 1946 г. был организован судоремонтный факультет,
создание которого диктовалось развитием и реконструкцией существовавших
на Дальнем Востоке судоремонтных баз и строительством новых мощных судоремонтных
и судостроительных заводов, для которых требовались высококвалифицированные
кадры.

С небольшими изменениями структура управления училищем сохранилась до
настоящего времени.

В первые послевоенные годы подготовка специалистов потребовала огромных
усилий как от преподавателей, так и от курсантов. Им приходилось учиться
в условиях нехватки учебных и жилых помещений, недостатка квалифицированных
преподавателей. Вот как о тех годах рассказывает бывший курсант Б.Пинчук:
"Общежитие на улице Лазо в 1946-1950 гг. не имело коммунальных удобств.
Обеспечение водой и уборка помещений входили в обязанности курсантов. Двухъярусные
койки изготовлялись из судового хлама".

Положение стало меняться к лучшему только в 50-60-е годы, когда училище
возглавил А.Фролов. Был отстроен учебный городок, появились шестиэтажные
здания общежитий. В 1962 г. училище получило новое учебно-производственное
судно "Меридиан".

В 1950 г. состоялся первый выпуск инженеров-судоводителей и инженеров-судомехаников.
С этого времени Дальневосточный флот стал ежегодно получать свои собственные
квалифицированные инженерные кадры. Чтобы по достоинству оценить это обстоятельство,
достаточно сказать, что до 1950 г. в Дальневосточном пароходстве был только
один капитан с высшим образованием, а в настоящее время трудно встретить
судно, на котором не было бы воспитанника училища.

В 1965 г. училищу было присвоено имя адмирала Г.И.Невельского, и оно
стало именоваться Дальневосточным высшим инженерным морским училищем имени
адмирала Г.И.Невельского. А в 1991 г. училище было преобразовано в морскую
академию и получило название Дальневосточная государственная морская академия
имени адм.Г.И.Невельского.

В настоящее время академия имеет 6 факультетов: судоводительский, судомеханический,
электромеханический, психологии, военно-морской и заочный. Кроме того,
при академии организована Дальневосточная высшая школа менеджмента.

Дальневосточная государственная морская академия им.адм.Г.И.Невельского
сегодня является одним из ведущих морских учебных заведений России, авторитетным
научно-методическим центром морского образования на Дальнем Востоке.