- Transport on Line -

М.Пьяных, директор фирмы "Мощные компьютерные технологии"
(Москва)

Если коротко охарактеризовать положение с Интернетом (Internet) в России,
то самым лаконичным будет фраза из названия одного фильма: "Он пришел".

Его приход заметен далеко не во всех сферах деятельности, но "процесс",
что называется, "пошел". В России в настоящее время насчитывается
более 500 WWW-серверов, более 40 тыс. пользователей имеют полный доступ
к сети и более 400 тыс. - электронную почту.

Интернет в последние годы получил такое развитие во всем мире, что не
учитывать его влияние практически на все стороны человеческой деятельности
просто невозможно. Второе название Интернета - "Сеть сетей" -
возможно, наиболее полно отражает его сущность. В настоящее время Интернет
является самой крупной интернациональной системой информационного обслуживания.
Десятки миллионов пользователей во всем мире используют ресурсы Интернета.

Настоящий бум начался в 1992-1993 гг. с появлением WWW-серверов. Следует
сказать, что Интернет объединяет несколько информационных технологий или,
как их принято называть в терминологии Интернет, сервисов: E-mail (электронная
почта) - технология обмена текстовыми сообщениями; News - широковещательный
обмен информацией при помощи текстовых сообщений в виде электронных досок
объявлений, разделенных на конференции по различным тематикам; FTR - обмен
файлами всех назначений, в том числе графическими; WWW - "мировая
паутина" гипертекстовых серверов или, по-другому, сайтов (sites).

Почему же гипертекст обеспечил такое бурное развитие и в чем его суть?
Попробуем пояснить это на простом примере. Во многих современных книгах
существует предметный указатель, который показывает, где в тексте можно
найти описание какого-либо термина или комментарий к нему. Если вы находите
новый термин и хотите более глубоко понять его смысл, то вы обращаетесь
к предметному указателю, отыскиваете это слово и, перейдя на указанную
там страницу, находите описание этого термина. Вы уже обратили внимание
на то, что такая процедура состоит из довольно большого ряда последовательных
действий, но взамен вы получаете более правипь-ное понимание текста.

Собственно функционально гипертекст обеспечивает вышеописанную процедуру
перехода от исходного слова или выражения к тексту, его раскрывающему,
только делается это всего за один шаг и гораздо более эффективно, чем с
помощью предметного указателя в книге.

В чем же гипертекст эффективнее? Во-первых, вы переходите не просто
на страницу книги, где нужное описание еще требуется отыскать, а точно
на то предложение, где и есть полезная информация. Во-вторых, при озна-

комлении с описанием термина вы можете натолкнуться на другие малознакомые
слова, и гипертекст позволяет вам одним действием перейти на их описание
и т.д. В-третьих, по гипертекстовой ссылке можно перейти к описанию (раскрытию),
которое вообще находится в другом документе (книге!), который, в свою очередь,
может находиться на другом компьютере, в другом городе, стране, на другом
континенте, но вы на это не будете обращать никакого внимания.

И еще одна принципиальная особенность. Если в тексте книги вы встретили
новый для себя термин, а в предметном указателе его нет, то дальше перед
вами встает непростая задача - поиск информации по этому термину. Естественно,
и в гипертексте не на все слова есть ссылки, но вы имеете возможность тут
же обратиться к поисковому серверу, дав ему запрос по данному слову и,
смею вас заверить, ссылок будет достаточно для того, чтобы найти к этому
слову пояснения.

Иначе говоря, Интернет можно представить как огромную мировую библиотеку,
в каждой книге которой имеются ссылки на многие другие книги и страницы
во всех странах мира.

Технически механизм гипертекста реализуется путем специального выделения
цветом и подчеркиванием тех терминов, которые имеют ссылку на другие документы
и серверы, а активизация производится путем нажатия кнопки компьютерной
мыши.

Например, текст об автоперевозках может содержать выделенное слово "контейнер",
нажав на которое, можно перейти к описанию типов контейнеров, а из этого
описания по выделенному слову "морские" перейти на документ,
описывающий применение контейнеров в морских перевозках, и т.д.

Чтобы понять, каким образом Интернет получил такое взрывное развитие
и идет по странам, невзирая на различие в телефонных сетях, необходимо
сделать пояснения по структурной схеме.

Основой сети является теперь уже международный стандарт протокола передачи
данных TCP/IP, который обеспечивает адресацию ресурсов и надежный доступ
к ним независимо от того, где находится пользователь и через какого провайдера
он имеет подключение к сети. Соответственно в сети используют международные,
междугородные, городские и местные или учрежденческие линии связи, которые
могут быть как традиционными кабельными, так и волоконно-оптическими или
спутниковыми, Но это вопрос провайдеров, пользователи Интернета даже не
предполагают, каким путем идет информация из, например, Франции. В одном
случа'е это может происходить через Финляндию, в другом через США, но и
в том и в другом случаях вы этого просто не заметите.

Сеть Интернет с самого начала ее проектирования задумывалась как многоплатформенная,
т.е. работающая с вычислительными машинами и операционными системами всех

основных классов, поэтому, какую бы вы ни использовали вычислительную
технику, всегда можно найти соответствующее программное обеспечение.

. 'i',.-..и-ч При обилии информации в сети естественен вопрос о правилах
навигации в этом море сведений. Для этого используются поисковые серверы,
которые периодически просматривают все существующие в мире серверы и считывают
всю появляющуюся там информацию. Далее серверы анализируют тексты и индексируют
ключевые слова. Таким образом, когда вы даете серверу запрос на поиск информации
по ключевым словам и выражениям, сервер выдает вам список адресов в Интернете
с точностью до статьи с данными ключевыми словами.

Таким образом, задав, например, слово "ASMAP", вы получите
список из нескольких десятков документов, содержащих его, и, естественно,
вы сразу можете просмотреть их, нажав мышью на адрес документа.

Существуют десятки поисковых серверов, наиболее известные и популярные
из них следующие: Altavista, Inktomi, Irifoseek, WebCrawler, Lycos, Magellan,
Excite, Galaxy, Yahoo.

Существуют два основных соединения пользователей с Интернетом:

постоянное соединение по выделенным линиям:

подключение по коммутируемым линиям. В первом случае вы арендуете линию
связи для круглосуточного подключения к Интернету. Такой режим выбирают
только очень крупные организации, интенсивно использующие ресурсы сети
или содержащие свои собственные WEB-серверы.

Во втором случае вы используете обычные городские телефонные линии для
периодического (по необходимости) соединения с Интернетом, модем и персональный
компьютер.

Оба варианта предусматривают подключение через провайдеров и дилеров
Интернета. Причем постоянное подключение по выделенным линиям производится
через провайдеров, а по коммутируемым линиям - как через провайдеров, так
и через дилеров.

В крупных городах, как правило, имеется несколько провайдеров Интернета.
Основными параметрами, определяющими качественный уровень провайдера, являются:
используемые каналы связи, их пропускная способность и надежность; число
модемов для входа в Интернет пользователей и их организация в серийные
номера, протоколы, поддерживаемые модемами; стоимость подключения, абонентная
плата и плата за время подключения (трафик).

Несколько слов о тарифах. Постоянное подключение используется на соростях
64 кбит/с - 2 Мбит/с и стоит от нескольких тысяч до нескольких десятков
тысяч американских долларов (при необходимости прокладки кабеля). Месячная
арендная плата составляет, как правило, от одной тысячи до нескольких тысяч
долларов.

Подключение по коммутируемым линиям существенно дешевле. Так, подключение
(в данном случае получение собственного адреса в Интернете и пароля доступа)
обходится в 20-70 ам.долл., абонентная плата 10-40 ам.долл. в месяц и плата
за трафик (время соединения с сетью) 2 - 5 ам.долл. в час. Как правило,
организации платят за доступ в Ин-тернет в среднем от 30 до 200 ам.долл.
в месяц.

Для связи необходим модем, который стоит от 70 до 400 ам.долл.

Инторнст п Россом Перед Российским обществом стоит громадная и по своей
значимости для развития государства, и по сложности реализации задача наполнения
Интерне-та русскоязычной информацией. В силу исторических причин языковый
барьер еще долго будет ограничивать нас в доступе к преимущественно англоязычным
ресурсам, да и информация о расписании поездов Курской железной дороги
гораздо полезнее для нас, чем аналогичное расписание в штате Колорадо.
Но, к сожалению, пока русскоязычная информация в Интернете крайне скупа,
и в настоящее время процесс его наполнения опирается, как правило, больше
на энтузиазм, нежели на коммерцию. О важности национальной информации говорит
хотя бы тот факт, что многие европейские серверы содержат информацию как
на английском, так и на национальном языках.

Естественно, в первую очередь мы имеем в виду информацию, связанную
с промышленностью и транспортом, так как в таких областях, как отражение
биржевой деятельности в Интернете, дела обстоят довольно хорошо. По-видимому,
сказался уже накопленный опыт в использовании сетей передачи данных в этой
сфере.

: ,:•'..-:.-.'••, I -^.--i. Остановимся теперь на той информации, наличие
которой в сети уже сейчас может быть основанием для решения о подключении
к Интерне-ту, а также затронем вопрос о той информации, которой недостает
в ней для Российского пользователя.

Если побродить по Интернету, воспользовавшись поисковыми серверами,
и, скажем, задать слово "maritime", то поисковый сервер доложит
вам, что в его поле зрения находятся десятки тысяч ссылок на документы,
содержащие это слово. На следующем этапе вы можете сузить круг документов,
задав дополнительное условие, например, "maritime AND port".
По такому запросу придет уже меньшее число найденных ссылок.

Воспользовавшись этой нехитрой процедурой, вы найдете информацию практически
по любой теме: информацию рекламного характера о деятельности фирм, связанных
с морскими перевозками; графики линейных перевозок; технико-экономические
параметры портов (планы причалов, тарифы портовых сборов, грузооборот,
координаты служб порта и многое другое); расстояния между портами; новости
морских перевозок; реквизиты ассоциаций и иных морских организаций: сведения
о метеоусловиях, включая реальные изображения со спутников; законы, регулирующие
мореплавание, и т.д.

Этот список можно продолжать до бесконечности, но, к сожалению, следует
сказать, что в данном случае речь идет о зарубежной информации. Довольно
большой объем информации предоставляется пользователям на коммерческой
основе, т.е. за дополнительную плату, которую пользователь платит уже не
своему провайдеру Интернета, а владельцу

сервера. Обычно такая плата составляет от 30 до 600 ам.долл. в месяц.

Попытки поиска информации по портам России выявили лишь данные по порту
Владивосток за 1991 г. , всего полстраницы на американском сервере WWW.
portoftacoma. corn порта Tacoma. Вместе с тем довольно быстро удалось найти
информацию по ряду портов Латвии.

' Сервер открыт для пользователей с 10 июля 1996 г. К его созданию было
довольно много побудительных мотивов:

необходимость заполнения информационного вакуума не только в Интернете,
но и в целом по России (частично речь идет о восстановлении существовавших
источников информации, частично - о создании новых);

необходимость расширения географии и числа пользователей сети EFNet
(сеть электронного фрахта, основанная в Санкт-Петербурге и имеющая четыре
узла: Санкт-Петербург, Москва, Новороссийск и Севастополь; в настоящее
время мы ведем работы по переносу EFNet на сервер "Transport on Line");

понимание того, что в настоящее время в России может "выжить"
только сервер, охватывающий интересы всех смежных видов транспорта (развитие
интермодальных перевозок, видимо, только подтверждает этот тезис);

попытка активизации процесса перевозок путем создания профессиональной
среды для организаций и частных лиц (в настоящее время существует в сети
Relcom конференция relcom.commerce. transport, но она "забита"
сообщениями, весьма далекими от перевозок).

Сервер уже сейчас имеет такое количество различных рубрик, что нам пришлось
отказаться от традиционных списков и использовать таблицу для быстрого
поиска пользователем интересующей его информации. В настоящее время открыты
следующие разделы: сеть электронного фрахта - EFNet; периодические издания;
реклама фирм; официальная информация; аналитические обзоры, статистика:
выставки, конференции, презентации; программное обеспечение: страхование:
финансы, банки, инвестиции; полезные ссылки на другие WWW-серверы; системы
связи; поисковые системы; консультационные службы; справочная информация;
расписания движения; сведения для любителей техники; путешествия.

Каждый из этих разделов, в свою очередь, подразделяется на следующие
подразделы: общий, море, авиа, авто, железнодорожный, путешествия.

Уже сейчас на сервере можно ознакомиться с реальными примерами сообщений
из сети EFNet, почитать транспортную периодику и т.д. Возможно, ознакомившись
с сервером, вы сочтете целесообразным разместить информацию о деятельности
вашей фирмы. Нас, в свою очередь, интересует поступление оперативной информации
с мест.

По всей видимости, для принятия решения о подключении к Интернету необходимо
войти в него. Наиболее просто это можно сделать в любом городе у провайдера
Интернета (это могут быть совершенно разные фирмы: "Рел-ком",
"Демос", Совамтелепорт", "Спринт" и др.).

С 1 декабря 1996 года на сервере "Transport on Line" открыт
Internet -сегмент сети электронного фрахта EFNET, что обеспечивает широкий
доступ отечественных и зарубежных пользователей.

Приглашаем вас посетить сервер "Transport on Line" (WWW.transport.ru)
и надеемся на сотрудничество в информационной сфере перевозок.