- Transport on Line -

Л.ЕРМАКОВА, Г.КУЧИНА, корр.ИТАР-ТАСС, специально для журнала "Морской
флот"

У входа в международный бизнес-центр, открытый в середине сентября в
Вентспилсском торговом порту, выбиты годы: 1897-1997. Первый обозначает
год, когда российский император вместе с Государственным советом принял
решение о соединении Вентспилса с Москвой железной дорогой и строительстве
порта в устье Венты. Именно его историки считают датой основания Вентопилсского
торгового порта как центра международного транзита. Ну, а в следующем году
порт готовится отметить 100-летний юбилей, в преддверии которого и создан
новый бизнес-центр. На его презентацию были приглашены не только бизнесмены
и моряки из ближнего и дальнего зарубежья, но и политики, дипломаты, артисты,
журналисты. Такой пышный съезд гостей объясняется просто: Вентспилс - крупнейший
порт на Балтике, ворота между Востоком и Западом, точка, где встречаются
потоки транзитных грузов.

По мнению руководства порта и города, масштаб этого события выходит
за рамки Вентспилса. Несмотря на развал СССР и разрыв многих традиционных
торговых связей, Латвии и Вентспилсу удалось сохранить и укрепить свои
позиции на рынке транзитных услуг. По мере дальнейшего развития отношений
Вентспилса с торговыми партнерами возникла необходимость в таком офисном
здании, в котором были бы созданы идеальные условия для ведения деловых
переговоров, повседневной работы и бизнес-контактов. Строительство его
было начато два года назад и велось параллельно с реконструкцией всего
комплекса административных зданий Вентспилоского торгового порта. На сегодняшний
день бизнес-центр ВТП является одним из самых крупных и современных офисных
зданий в Латвии с большим конференц-залом, оснащенным аппаратурой для синхронного
перевода, и тремя залами заседаний. В бизнес-центре предусмотрены также
помещения для размещения сервисных служб стивидорных компаний порта -"Унипаркс",
"Нью-Вента" и "Калия парке". Для гостей имеется узел
связи, ресторан, два бара, оздоровительный комплекс с сауной, тренажерным
залом и бильярдом.

На третьем этаже бизнес-центра размещается экспозиция, подготовленная
работниками Вентопилсского исторического музея. На ее стендах представлены
уникальные материалы из российских и латвийских архивов и музеев. Эти документы
рассказывают о становлении порта как крупного центра международного транзита.

- Главные клиенты порта - в России. С этой точки зрения можно сказать,
что это российский порт, - считает президент Латвийской ассоциации транзитного
бизнеса, председатель Вентспилсской думы Айварс Лембергс.

На это же обратил внимание и директор порта Олег Степанов в интервью
корреспондентам ИТАР-ТАСС:

- Три четверти грузов, проходящих через эти крупнейшие морские ворота,
принадлежат России. Отсюда можно сделать вывод, что значение сегодняшнего
события выходит за рамки латвийского города, делая бизнес-центр одинаково
важным и для России, и для многих других стран, грузы которых идут транзитом
через нашу республику. По объемам перевалки грузов порт опережает даже
Санкт-Петербург, Калининград, Клайпеду. При этом 90% нефти, заливаемой
в танкеры у вентспил-сских причалов, поступает из России, половина объемов
отправляемой отсюда калийной соли и весь металл тоже российского происхождения.
Именно поэтому в развитии порта активно участвуют партнеры из России, среди
которых такие известные предприятия, как "Кузнецкие ферросплавы",
"Уралкалий", Череповецкий и Новолипецкий металлургические комбинаты.

Отвечая на вопрос, не станет ли порт, получающий главные доходы за счет
нашей страны, "жестким конкурентом" российских моряков, Олег
Степанов сообщил, что Вентспилс является членом Ассоциации морских торговых
портов. Центр ассоциации - в Санкт-Петербурге. У нас с российскими портовиками
самые теплые отношения, - заметил он, - конкуренция - это нормально. Но
у нас много общего. Мы должны обмениваться научно-техническими идеями,
опытом в области организации труда. Порты потеряли былую государственную
принадлежность, но не потеряли своего предназначения. Они, как и прежде,
обслуживают транзит. Самый выгодный для России выход на Запад - через Вентспилс.

Латвия стремится убедить в этом Россию, так как продолжается конкуренция
между проектами нефтяных экспортных коридоров через Котку в Финляндии,
Приморск в самой России и Вентспилс. Волнует этот вопрос и мэра города
А.Лембергса, поскольку богатство города складывается прежде всего из процветания
его порта. По его мнению, с экономической точки зрения, альтернативы Вентспилсу
нет. Как показывают расчеты, прокладка новой ветки нефтепровода, соответствующие
инвестиции в нефтетерминал и порт в Вентспилсе окупятся в два раза быстрее,
чем, к примеру, в Приморском порту. То есть тарифы в Вентспилсе будут в
два раза ниже: 6,5 долл. за тонну, в Приморске и Порво - соответственно
13 и 16 долл. за тонну. А.Лемберго считает решение тянуть трубу через Финляндию
"надувательством России", но остается оптимистом: "Я вижу,
что в России, других странах политика все меньше влияет на экономику, надеюсь,
что эта тенденция сохранится".

Бизнес-центр, призванный служить развитию деловых связей, в том числе
и с Россией, поскольку именно она дает львиную долю грузов, "может
вразумить и политиков", предположил посол России в Латвии Александр
Ранних. Однако. заметил он, "препятствий в налаживании российско-латвийских
отношений много". Наибольшим из них он назвал "слишком высокую
ноту у латвийской политики, звучащую в последнее время так звонко, что
трудно разговаривать на другие темы". В качестве примеров он привел,
в частности, нежелание Латвии установить безвизовый режим с Россией, как
с другими странами, принятие в августе Сеймом Декларации об оккупации,
в которой предъявлены территориальные претензии к нашей стране. Между тем,
Россия с мая ждет, когда же наш сосед решит- ся на очередную встречу по
границам. Один из латвийских министров заявляет даже об идее взыскания
налога с пенсий, которые получают из России живущие здесь ветераны, хотя
двусторонним соглашением это исключено.

Посол обратил внимание на то, что "контрпродуктивная ситуация в
Латвии" препятствует притоку инвестиций из России. "Для нашего
бизнеса здесь пока места нет", - сказал он. Об этом свидетельствует
ситуация с "ЛУКойлом" и даже "Газпромом", который обслуживает
Латвию газом на все сто процентов, а ему предлагается в ответ немногим
более 16% акций при приватизации "Латвияс газе". А.Ранних напомнил,
что российская сторона свои обязательства выполнила - вывела в ускоренном
темпе войска, сделав все, что от нее зависело и многократно предлагает
перейти "к новой тональности в отношениях".

Министр сообщения Латвии Кришто-панс Вилис считает, что "бизнесу
надо зарабатывать деньги и ему совершенно безразлично, что говорят политики".

Директор Федеральной службы морского флота Валерий Быков тоже называет
бизнес и море категориями интернациональными, однако он не столь категоричен
в своих оценках: - "Любое движение по пути развития двусторонних отношений
- дело хорошее. Если Вентспилоский порт будет служить привлечению грузов
и расширению международного рынка, это пойдет на пользу, а если его целью
станет лишь конкурентная борьба, то, напротив, от этого могут пострадать
и грузопроизводители, и гру-зоперевозчики". Впрочем, глава российской
морской службы далек от подобных подозрений в отношении вент-спилсских
коллег, однако считает, что урегулирование всех спорных вопросов на межгосударственном
уровне помогло бы и транспортникам, и таможенникам, и бизнесменам, и экономике
в целом. Но политики не должны мешать им и своим народам.

Демонстрируя такой разумный, государственный подход, В.Быков, который
не смог побывать на празднике у соседей из-за "деловых накладок",
через журналистов пожелал успехов и процветания каждому, кто будет сотрудничать
с Россией.

Как считает О.Степанов, "даже если порт уже находится в другом
государстве, он по-прежнему является частью транзитного коридора, объединяющего
Россию и другие страны СНГ с Западом..."