- Transport on Line -

С.ЯШИН

Югославское судостроение всегда играло значительную роль в международном
судостроении. В 80-е годы, например, на него приходилось 4,5% всех построенных
в мире судов. А в течение нескольких лет оно занимало в мировом судостроении
3-е место.

На Хорватию приходилось 90% судостроительных мощностей Югославии. На
ее территории успешно работали 17 больших и малых судостроительных и судоремонтных
предприятий, из которых 9 наиболее крупных входили и входят в Хорватскую
судостроительную корпорацию: "Трогир", "3 Мая", "Ульяник",
"Бродосплит", "Гребен", "Инкоброд", "Радез"
и др. На них работает 17 тыс. человек, которые ежегодно производят суда
дедвейтом 800 тыс.т.

Но раскол Югославии, объявление независимости Хорватии в январе 1992
г., продолжавшаяся в течение 5 лет междоусобная война между бывшими югославскими
республиками отрицательно сказались на хорватском судостроении. Хотя судоверфи
и не пострадали во время войны, однако производительность труда неуклонно
снижалась. В 1992 г. она составляла 70%, в 1993 г. - 60-65% довоенного
уровня. В 1995 г. было построено всего 7 судов, или 1%, что позволило Хорватии
занять лишь 1 1-е место в мировом судостроении.

До распада Советского Союза на него приходилось 30-40% всех строящихся
судов. Сейчас этот процент стал значительно ниже. Сократился импорт из
Восточной Европы материалов и технического оборудования для строительства
судов. Ныне с Запада на судоверфи их поступает 35%. И тем не менее и ныне
Россия делает значительные заказы на строительство судов. У благодарных
судостроителей они получили название "Русская программа".

Четыре крупнейших в Хорватии судоверфи - "Бродосплит", "Трогир",
"Ульяник" и "3 Мая" - получили заказ на строительство
12 танкеров от Новороссийского морского пароходства. Он будет в основном
выполнен уже к концу этого года.

"Бродосплит" находится в порту Сплит на адриатическом побережье
Южной Хорватии. Был построен в годы первой мировой войны. Имеет 4 слипа.
Производит самую различную продукцию - от танкеров дедвейтом до 170 тыс.т
до таких современных автомобильно-пассажирских паромов, как "Франс
Суэлл" вместимостью 2,2 тыс.пассажиров, который в настоящее время
совершает рейсы от Мальмё (Швеция) до Любека (Германия). На протяжении
последних 10 лет "Бродосплит" строил пассажирские суда для скандинавских
судовладельцев. В их числе 2 парома для "Викинг лайн" и 4- для
"Стена лайн". А с января 1995 г. здесь начато строительство подводной
лодки "Велебит".

Российский заказ для предприятия оказался весьма кстати. "Два недавних
крупных русских заказа для хорватских судоверфей многое значат для нас
в "Бродосплите", - заявил Иосип Скарик, руководитель отдела проектирования
и строительства. - В этом году мы построим для России два судна. Это часть
первого русского заказа. Весной мы начали строительство судна по второму
заказу и проектируем следующее. Это танкеры-продуктовозы дедвейтом около
40 тыс.т".

Основным акционером "Бродосплита", а также и других строительных
судоверфей является правительство. Оно активно проводит приватизацию предприятия
и рационализацию производства, которые будут продолжаться, вероятно, длительное
время. Численность рабочих при этом сокращается: вместо 8 тыс. их стало
теперь 3 тыс.человек.

Второй крупнейший в стране судостроительный завод - "Трогир".
Он находится на небольшом острове в Адриатическом море, соединенном мостом
с другим островом, на котором расположен живописный город Трогир. В свою
очередь, этот остров соединен мостом с материком.

Завод имеет 50-летнюю историю. Он стро- ит современные суда: танкеры,
в том числе с двойным корпусом, сухогрузы, паромы, вспомогательные и спасательные
суда, буксиры и даже плавдоки. Завод имеет 2 слипа шириной 20 и 47м для
строительства танкеров дедвейтом 45 тыс.т с двойным днищем или двойным
корпусом, полностью отвечающих требованиям закона США о загрязнениях нефтью
(ОПА-90). Завод осуществляет также ремонт судов, используя для этой цели
сухой док, способный принимать суда дедвейтом до 10 тыс.т, и ремонтные
причалы.

На "Трогире" закончено строительство двух танкеров по русскому
заказу, строится третий. Кроме того, выполняется заказ на строительство
двух танкеров дедвейтом 47,4 тыс.т для Либерии.

Судоверфь "3 Мая" в Риеке насчитывала в 1995 г. 3,3 тыс.рабочих.
Она имеет 2 слипа (250х43 м), кран грузоподъемностью 300 т и другое оборудование,
позволяющее строить суда дедвейтом до 150тыс.т, в том числе и танкеры.
В 1995-1996 гг. здесь построены для России три танкера дедвейтом около
40 тыс.т каждый. Выполняются заказы и других стран. На судостроительном
заводе "Ульяник", расположенном в порту Пула на полуострове Истрия,
работает около 4 тыс.рабочих. Его производственные мощности позволяют строить
суда длиной до 235 м, и при строительстве танкеров класса VLCC приходится
строить два полукорпуса и соединять их вместе. Завод успешно выполняет
заказы на строительство судов и других типов. Им построены танкерыхимовозы
дедвейтом 40 тыс.т и 14 тыс.т для Либерии и Италии, продуктовозы для Голландии
и Норвегии и т.д.

Реорганизуя судостроение в своей стране, центральное правительство в
октябре 1990 г. создало морское министерство, на которое возложило обязанность
контроля над деятельностью морских организаций страны. Однако осенью 1992
г. была образована новая структура - министерство транспорта, морского
флота и связи. Судостроение же теперь переподчинено министерству промышленности,
судостроения и энергетики. А непосредственное руководство судостроением
возложено на Хорватскую судостроительную компанию (ХСК), которая осуществляет
контроль за процессом реконструкции, себестоимостью строительства, централизованную
закупку, приобретение материалов и оборудования для верфей. Директор по
производству ХСК Анте Спика признал, что он пришел в эту компанию из "Трогира",
проработав там 30 лет, специально для выполнения "Русской программы".
Он отметил: "Естественно, ключевой вопрос для нас - это загрузить
работой судостроительные заводы. Второй большой заказ из России уже прорабатывается.
Обговорено строительство шести судов, идут переговоры о шести следующих.
Чтобы загрузить наши предприятия полностью, мы нуждаемся в заказах на строительство
20-22 крупных судов в год".