- Transport on Line -
В сентябре 1996 г. состоялось заседание секции СОРОССа "Трудовые
отношения" совместно с представителями Росморфлота, федеральных органов
власти. На повестку дня было вынесено два вопроса:
определение общей позиции и процедуры участия СОРОССа и его филиалов
в регулировании и контроле деятельности государственных и местных служб
занятости для моряков в соответствии с пересматриваемой на 84-ой Морской
сессии Генеральной конференции МОТ (октябрь 1996 г.) Конвенции МОТ № 9
"О трудоустройстве моряков";
выработка конкретных предложений по изменению статей "Положения
о паспорте моряка" и инструкции "О порядке применения Положения
о паспорте моряка", а также Конвенции МОТ № 108 "О национальных
удостоверениях личности моряков".
Международная организация труда (МОТ) в своей деятельности постоянно
возвращается к проблемам занятости и трудоустройства моряков. По этим актуальным
вопросам было принято шесть Конвенций (№№ 9, 22, 145, 147, 88, 96) и шесть
Рекомендаций (№№ 83, 107, 108, 139, 154, 155), в которых в той или иной
степени заложены основные принципы, выражающиеся в том, что государство
- член МОТ, ратифицирующее Конвенцию, возлагает на себя обязательство установить
систему бесплатных государственных бюро занятости под контролем центрального
органа. В тех случаях, когда в стране существуют бюро, осуществляющие коммерческую
деятельность по трудоустройству моряков, то они должны иметь государственную
лицензию и осуществлять свою деятельность под контролем государства и бесплатно
для моряков.
Однако на практике продолжают иметь место факты, когда под различными
предлогами частные бюро найма взимают с моряков значительные суммы за трудоустройство.
На Трехстороннем совещании по морским трудовым нормам (декабрь 1994
г.) были подготовлены проекты новой Конвенции о трудоустройстве моряков
и Рекомендации, рассмотрение которых включено в повестку дня 84-ой Морской
сессии Генеральной конференции МОТ.
Российский профсоюз моряков обратился к Президенту и в Международную
организацию труда с письмом о несоответствии требованиям Конвенции МОТ
№ 108 "О национальном удостоверении моряка", нового Положения
о паспорте моряка и Инструкции о порядке применения этого Положения.
Суть претензии заключается в том, что указанные нормативные акты нарушают
права граждан Российской Федерации на беспрепятственное получение паспорта
моряка и нарушают Конституцию РФ.
Основными вопросами, которые рассматривались на всех уровнях, были:
определение понятия "моряк" и "морское судно";
права граждан на личное обращение для получения паспорта моряка. При
существующем положении за получением паспорта моряка к капитану порта обращается
судовладелец;
права граждан получать паспорт моряка без сдачи гражданского паспорта
капитану порта.
В обсуждении и принятии надлежащего правового решения с учетом интересов
судовладельцев и моряков нуждаются и другие вопросы.