- Transport on Line -

Н.КОЛОТОВ ДВГМА им.адм.Г.И.Невельского

На Дальнем Востоке морское образование тесно связано с экономическим
развитием края и главнейшими историческими событиями по освоению Тихоокеанского
побережья.

Особенно остро вопрос о морском образовании и подготовке морских кадров
встал во второй половине XIX в., когда Тихий океан стал ареной ожесточенной
борьбы США, Англии, Франции, Германии, России и Японии.

В начале XX в. Россия обеспечивала отечественным флотом ввоз и вывоз
товаров только на 7-8%. На Тихий океан продолжительное время приходилось
всего лишь 3% тоннажа отечественного флота.

На фрахтование иностранного тоннажа Россия ежегодно расходовала большие
средства. Так, например, из 70 млн.руб. фрахта (за ввоз и вывоз) на долю
России приходилось 6 млн.руб., на иностранцев - 64. Эта валюта уходила
из России безвозвратно.

Расценивая такую политику как пагубную для России, местная печать писала:

"Дверь в Тихий океан все-таки открыта, только не для выхода нашего
на простор, а для выхода лишь тех, кто пожелает содрать с нас же лишнюю
копейку".

Развитие отечественного флота должно было исключить зависимость от иностранного
тоннажа, сохранить валютные запасы, способствовать экономическому росту
и культурным связям. Флоту, в свою очередь, нужны были местные высококвалифицированные
кадры, привыкшие к суровым климатическим условиям Дальнего Востока, знакомые
с его жестокими тайфунами и штормами, стойкими и продолжительными туманами,
неисследованными течениями, замерзающими морскими районами, сотнями открытых
рейдов и т.п. Вот почему борьба наиболее прогрессивной части общества за
эти кадры, за создание на Дальнем Востоке базы для морского образования
была одновременно борьбой за отечественный морской флот, удержание и сохранение
плодов великого похода русского народа на восток, к берегам Тихого океана.

Это была борьба за процветание Дальнего Востока, за отечественное мореплавание
и морское образование.

Морское образование на Дальнем Востоке являлось тем важным фактором,
без которого невозможно было обеспечить нормальное развитие морского флота.

В этом отношении положительную роль сыграл Владивосток, расположенный
на берегу Тихого океана. В силу своего удобного географического расположения
порт Владивосток постепенно стал не только главной базой военного и торгового
флотов, но и центром дальнейшего изучения и освоения русскими северной
части Тихого океана, а в связи с этим и центром подготовки морских специалистов
для всего Дальнего Востока.

Поскольку Владивосток приобретал все большее значение как резиденция
главного командира портов Восточного океана и как основной порт для торгового
флота на Дальнем Востоке, еще в 1878 г. возникла необходимость создать
такую школу, в которой из учеников, обучавшихся в портовых мастерских,
готовились бы мастеровые.

Ежегодный набор учащихся составлял 40-45 чел.

Из-за плохой организации обучения за 10 лет школа дала порту всего 12
мастеровых.

Это была первая попытка организовать подготовку необходимых для обслуживания
флота кадров на месте.

Что касается морского учебного заведения, которое положило бы начало
подготовке специалистов непосредственно для флота, то оно было создано
значительно позже. Мысль же об организации его зародилась еще в 80-х годах
прошлого столетия, когда край начал усиленно заселяться русскими людьми.

Местная печать в 1880 г. по этому поводу писала: "Пока здесь не
будет реально коммерческих ремесленных, технических мореходных и земледельческих
школ, край недалеко пойдет... Он вечно будет зависеть от других".

Между тем, царское правительство России продолжало рассматривать Дальний
Восток только как край каторги и ссылки. Передовые люди края не раз обращали
внимание местных властей на слабость отечественного флота, отрицательную
роль засилия иностранного каботажа в Приморье и на отсутствие базы для
создания морских кадров, от которых зависело решение многих проблем на
Дальнем Востоке.

Под влиянием этого постепенно сложившегося общественного мнения военный
губернатор Приморской области и города Владивостока контр-адмирал Г.Ф.Эрдман
в 1876 г. в своем донесении комитету министров, между прочим, упомянул
о необходимости организовать в Приморской области мореходные классы.

Следует заметить, что к этому времени в России насчитывалось уже около
40 мореходных школ, в которых обучалось 1465 чел. Но не было ни одной школы
на Дальнем Востоке. Царское правительство выделяло для Дальнего Востока
только 0,8% из общих ассигнований на просвещение.

Предложение военного губернатора получило одобрение и поддержку со стороны
Министерства финансов, Министерства промышленности и торговли, С.-Петербургского
правления общества содействия русскому торговому мореходству и др.

Однако в дальнейшем события стали развиваться чрезвычайно медленно.
Подготовка организационных вопросов по созданию мореходных классов заняла
у Городской думы три года. А созданная в этих целях комиссия выразила сомнение
в возможности их организации, ссылаясь на отдаленность, малонаселенность
и т.п.

Встал вопрос об изыскании средств на организацию и содержание мореходных
классов. В связи с этим Владивостокская городская дума обратилась ко всем
пароходным компаниям, организациям и частным лицам на Дальнем Востоке с
просьбой о пожертвованиях на создание постоянного капитала, проценты с
которого пошли бы в пользу мореходных классов.

Это обращение встретило сочувствие и поддержку, в нем приняли участие
различные воинские и гражданские организации и отдельные лица Владивостока,
Николаевска-на-Амуре, Благовещенска, Амурской области и др.

В результате к 1882 г. образовался небольшой капитал. На содержание
мореходных классов требовалось 4000 руб. в год. В наличии было только 1000
руб., ассигнованных Владивостокской городской управой, Амурским пароходным
товариществом и частными лицами. От правительства требовалась ежегодная
субсидия в 3000 руб. Городская управа обратилась к Владивостокскому губернатору
с просьбой добиться выделения правительством этих средств.

И только спустя 13 лет, после настойчивого вмешательства правления Общества
содействия русскому торговому мореходству, в конце 1889 г. пришло долгожданное
разрешение на открытие во Владивостоке с 1 января 1890 г. Александровских
мореходных классов. Для этой цели из государственного казначейства отпускалось
2500 руб. в год.

Для организации мореходных классов городская управа создала специальный
комитет, который разработал Положение о классах, и в своем постановлении
определил порядок зачисления и обучения учащихся, имея целью подготовку
командных кадров, которым предстояло плавать на паровых судах между русскими
и иностранными портами. (Положение о классах приведено ниже).

Официальное открытие Александровских мореходных классов состоялось 14
ноября 1890 г. в здании Владивостокского городского училища. Первые занятия
в мореходных классах начались 16 ноября 1890 г. В классах насчитывалось
14 учеников. В основном это были дети представителей привилегированных
слоев общества (офицеров, чиновников, купцов, духовенства и т.п'). Их подготовка
ограничивалась, кроме чтения и письма, знанием правил четырех арифметических
действий и отчасти дробей. Значительная часть этих воспитанников была отчислена
из других учебных заведений за посредственные способности. Морские учебные
заведения, как и сама профессия моряка, тогда еще не были популярны. Из-за
тяжелых условий труда и всевозможных лишений, связанных с плаванием, родители
воздерживались от определения своих детей в мореходные классы. И если шли
на это, то при крайних обстоятельствах или невозможности воспользоваться
услугами других учебных заведений.

В мореходных классах отсутствовали учебные пособия, материал усваивался
в классе двумя-тремя учениками и то относительно. Часто занятия пропускали
и преподаватели, и ученики. Все это происходило потому, что администрация
(начальник классов В.Панов и попечительный комитет) не уделяли должного
внимания мореходным классам и их воспитанникам. В результате за 6 лет существования
на содержание было израсходовано 24 тыс.руб., но за это время не был выпущен
ни один мореход.

Тем не менее учреждение мореходных классов положило начало морскому
образованию в Приморье, которое в дальнейшем совершенствовалось и развивалось.