- Transport on Line -

Ю.ФОМИН, главный методист ЦУМКа по морскому образованию, канд.техн.наук,
профессор

В условиях научно-технического прогресса и широкой автоматизации рабочих
процессов характер и условия труда моряков транспортного флота постепенно
меняются.

Получает широкое распространение эксплуатация судов с сокращенными экипажами,
практикуется совмещение морских профессий, внедряются принципиально новые
формы организации труда плавсостава.

Физический труд на судах с годами, к сожалению, не исчезает, хотя и
становится легче. Мореплавание по-прежнему сопряжено со многими ограничениями
и неудобствами для труда и жизни моряков: социальная изоляция, пребывание
в узко ограниченном коллективе людей, работа на движущемся объекте при
качке, вибрации, воздействие различных полей, быстрая смена временных и
температурных поясов, нарушающая биологические ритмы организма, "невроз
ожидания" от возможных сюрпризов морской стихии и т.д.

Все это требует от моряка высоких волевых качеств, постоянной готовности
к преодолению многочисленных трудностей.

Диапазон работ, выполняемых современными моряками, необычайно велик.
В силу своей профессии они должны в любых погодных и климатических условиях
квалифицированно и надежно, в соответствии с функциональными обязанностями,
выполнять основную работу (прокладывать курс, держать связь, обслуживать
энергетическую установку, производить погрузку и выгрузку грузов и т.д.).

Но в современной ситуации, когда по штатному расписанию на судне уже
почти не осталось должностей рядового плавсостава, они должны быть морально
готовы делать любую черновую работу, участвовать в судовых авралах.

Моряк должен быть готов не только к физическим, но и морально-психологическим
перегрузкам, уметь адекватно реагировать на внешние раздражители, преодолевать
без срывов психическую и эмоциональную усталость от однообразия окружающей
среды, от вахтенного режима труда и отдыха. Несмотря на технический прогресс,
труд моряка остается и на современных судах опасным, профессиональный риск
является одним из его составных элементов.

Вся система учебно-воспитательной работы в морских учебных заведениях
нацелена на то, чтобы научить выпускников трудиться, подготовить из них
не только знающих, но и трудолюбивых, умелых специалистов, закаленных моряков,
толковых и надежных работников морского транспорта.

За годы учебы надо убедить будущего командира морского флота в социальной
значимости его профессии, научить хорошо работать и эффективно решать возникающие
производственные задачи, владеть нормами научной организации труда, социальной
психологии и теории управления; развить в нем качества современного делового
человека: предприимчивого, энергичного, инициативного и высококультурного,
уважающего традиции флота и законы страны.

Уже в ходе учебы курсанты занимаются различными видами деятельности.
Главной разновидностью их труда при этом является учеба. Они постигают
науки в аудиториях и лабораториях под руководством преподавателей, работают
самостоятельно с учебниками и учебными пособиями, участвуют в различных
видах общественно-полезного труда, занимаются самообслуживанием.

Продолжением их активной трудовой деятельности является производственная
и плавательная практика. Но при теоретической и практической подготовке
курсанты не являются пассивными объектами обучения. Обучение является совместным
творческим рабочим процессом преподавателя и курсанта, совместной трудовой
деятельностью в ходе ежедневного, тесного личностного общения.

В соответствии с педагогическими и дидактическими принципами "педагогики
сотрудничества" личность курсанта - не объект воспитания, а субъект
деятельности.

Причем, как правильно подметил известный специалист по педагогике А.Н.Леонтьев
"чтобы не формально усвоить материал, нужно не "отбыть"
обучение, а прожить его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно
имело жизненный смысл для учащегося". Другими словами, успешность
обучения во многом зависит от существующих стимулов к учебе, от количества
и качества затраченного на обучение труда, от умения и желания обучающегося
трудиться.

В любом морском учебном заведении есть преподаватели, которые сетуют
на лень курсантов, на их нежелание учиться, на пренебрежение к их предмету.
Без сомнения, в каждой учебной группе всегда есть нетрудолюбивая, пассивная
прослойка, попавшая в учебное заведение в определенной мере случайно и
не имеющая четких жизненных ориентиров. Но умный педагог владеющий методикой
преподавания, всегда может расшевелить ее, увеличив дозу самостоятельной
работы и используя новые образовательные технологии, ориентированные на
активизацию роли курсантов в образовательном процессе.

Если учеба имеет творческий, а не рутинный характер, равнодушных курсантов
практически не бывает. Например, опыт работы последних лет показал, что
использование только одного рейтинга в системе оценки знаний и навыков
способно кардинально изменить отношение курсантов к учебе и изгнать скуку
из учебных аудиторий и лабораторий.

В условиях морских учебных заведений трудовому воспитанию курсантов
в большой степени способствует получение ими на первых курсах обучения
одной из морских рабочих профессий (матроса-моториста, электрика-моториста,
боцмана и др.). Свидетельство о приобретении рабочей квалификации является
для курсантов своего рода гарантией успешного начала жизненного пути: чтобы
далее ни случилось, у них уже есть надежная профессия, которая на первых
порах в состоянии их материально обеспечить. Это своего рода спасательный
круг, который до поры висит на леерной стойке, но который в любой момент
может спасти.

В случае непредвиденных обстоятельств и трудностей рабочая профессия
позволит на время прервать образование, поработать на судах на должностях
рядового плавсостава или подобрать равноценную "сухопутную" рабочую
профессию.

Для овладения рабочей профессией в распоряжении курсантов морских учебных
заведений имеются хорошо оснащенные учебно-производственные мастерские,
в которых они обучаются основам кузнечного и литейного производства, технологии
электродуговой-и газовой сварки, овладевают навыками металлообработки на
токарных, фрезерных, сверлильных, строгальных, шлифовальных и других металлорежущих
станках.

Рабочую подготовку курсантов закрепляет технологическая практика на
производственных предприятиях отрасли. Курсанты знакомятся с основами научной
организации труда, получают навыки выполнения слесарных и электромонтажных
работ, определения и устранения типовых неисправностей судового оборудования,
проведения его ремонта и наладки, строгого соблюдения правил техники безопасности.
Впоследствии трудовые профессиональные навыки закрепляются на тренажерах.

Важное место в получении трудовых навыков курсантов занимает практика
на учебных и учебно-производственных судах. Учебные парусные суда "Товарищ",
"Вега", "Альфа", "Сириус", "Дружба",
"Мир", "Седов", "Крузенштерн" и другие сыграли
неоценимую роль в трудовой и морально-психологической подготовке многих
поколений командиров морского флота. Все, кто на них приобщился к морю
в курсантские годы, вспоминают о них с благодарностью и большой теплотой.

Великолепной школой является и практика на учебно-производственных судах,
на которых курсанты привыкают к труду, проникаются уважением к человеку
труда, усваивают предметные уроки профессиональной адаптации.

В процессе обучения очень важна так называемая "коллективная инструментовка",
воздействие коллектива на отношение курсанта к труду. Даже тот, кто дома,
в семье никогда не брал в руки ни инструмент, ни половую тряпку, в условиях
морского колледжа (академии) становится активным участником всех видов
совместных работ. Это ожидает его впоследствии и на судне, имеющем, как
правило, сокращенную по численности, многофункциональную; многоцелевую
команду, где от трудовых усилий каждого зависит и благополучие всего экипажа
и безопасность плавания.

Однако трудовая подготовка курсантов к морской службе сводится не только
к воспитанию трудолюбия и социальной активности. Продуктивность системы
"человек-судно" зависит не только от деловой квалификации, но
и от физического состояния и работоспособности моряков. Необходимо, чтобы
курсанты за годы учебы как можно лучше овладели коллективными и индивидуальными
приемами поддержания работоспособности в процессе трудовой деятельности,
были устойчивыми к отрицательным воздействиям внешней и судовой среды.

Расширение физиологических границ интенсивности труда будущих .моряков
достигается закаливанием организма, воспитанием воли с помощью средств
физической культуры и спорта.