- Transport on Line -

Журнал "Мотор Шип" в одном из последних номеров опубликовал
статью о роли лоцманов в обеспечении безопасности мореплавания.

Лоцман, отмечает журнал, отнюдь не является непогрешимым, и, если случаются
серьезные инциденты с судами, проводку которых он осуществляет, то это
может привести к лишению его лицензии или временной потере права на исполнение
лоцманских обязанностей.

Вовсе не является аксиомой, что если проводку осуществляет лоцман, то
снимается ответственность с вахтенного офицера. Тот не обязан следовать
советам лоцмана, но в этом случае он должен иметь твердое обоснование своего
решения. Нужно иметь в виду, что бывают случаи, когда капитан или вахтенный
офицер несут ответственность за инцидент из-за отказа следовать советам
лоцмана.

Эти проблемы часто возникают из-за отсутствия твердого понимания разграничения
власти относительно таких понятий, как "проводка судна" и "командование
судном". На судах не всегда понимают, что роль капитана - это оказание
содействия лоцману в проводке судна. И это не значит, что лоцман подменяет
капитана. Капитан был, есть и будет ответственным за судно.

Проблема несколько проясняется, когда администрация порта, контролирующая
лоцманов и проводку судов в своем районе, обращает внимание на разницу
между "обязательной" и "добровольной"лоцманской проводкой.
При этом учитываются размеры судна, т.е. его длина и тоннаж. Если длина
и тоннаж меньше установленных, услуги лоцмана не обязательны. Однако в
случае инцидента, когда доказана его недостаточная компетентность, он может
нести ответственность.

Если капитан прибегает к услугам лоцмана, то в случае инцидента мера
их ответственности может устанавливаться судом. Но когда становится ясным,
что в инциденте виноват лоцман, как полностью, так и частично, он предстает
перед властями порта.

Ответственность портовой администрации за работающих у нее лоцманов
определяется Законом о лоцманском обслуживании 1987 г. Имеется несколько
причин, когда лоцман ограничивается в выполнении своих обязанностей или
вообще отстраняется от их выполнения.

Если лоцман проявил некомпетентность или совершил проступок при исполнении
своих обязанностей, администрация порта имеет право провести расследование
инцидента, в который был вовлечен лоцман, и определить степень его ответственности.
В серьезных случаях обе стороны привлекают адвокатов.

Так получилось в английском порту Милфорд-Хейвен, когда его администрация
наложила ограничения на права лоцмана, осущест- влявшего проводку нефтетанкера
"Си Импресс" дедвейтом 133 858 т, который наскочил на скалу у
побережья Южного Уэльса в феврале этого года. Расследованием дела занимался
комитет из трех представителей администрации порта. Как комитет, так и
лоцман были представлены адвокатами. Лоцману было запрещено осуществлять
проводку судов дедвейтом более 90 тыс.т. Он опротестовал решение суда.
Повторно дело рассматривалось уже при участии других представителей и также
в присутствии адвокатов. Ответственность лоцмана была оценена в 1 тыс.
ф.ст., а операция по очистке вод от загрязнения нефтью - более чем в 8
млн.ф.ст.

Данный случай показал еще одну сторону Закона о лоцманском обслуживании:
причинение ущерба проводимому судну не предполагает ответственности лоцмана
за ущерб, поскольку он является лишь советчиком капитана.