- Transport on Line -

С.ЛЕОНОВ

С начала 80-х годов в США, Западной Европе и других регионах мира морские
круизы становятся все более популярными. Число отдыхающих на судах за последние
15 лет ежегодно увеличивается на 10%. В 1994 г., например, среди них было
4,5 млн. американцев, или всего 2% населения США, другие страны представляли
8% туристов, что составляет еще меньший процент их населения. Это свидетельствует
о больших возможностях круизного рынка в деле привлечения новых клиентов.

Ныне в мире насчитывается чуть более 100 круизных компаний и около 250
истинно круизных судов. Большинство компаний небольшие, насчитывающие 1
-2 судна. Да и крупные, всемирно известные компании имеют не так уж много
судов - в пределах десятка, но большая часть из них - это современные комфортабельные
лайнеры. Численность экипажей таких судов в 15- 20 раз выше, чем на обычных
судах, ибо в их функциональные обязанности входит огромное количество задач
- от поддержания безукоризненного состояния судна до четкого обслуживания
пассажиров.

Около 60% всех круизных судов, в том числе новейшей постройки, как уже
говорилось, сосредоточены в американских портах и обслуживают туристов
в Карибском регионе, в водах восточного и западного побережья США. Директор
по общественным связям компании "Карнивал круз лайнз" (ККЛ) Тим
Галлахер утверждает: "Наша индустрия ежегодно перевозит 4,5 млн. пассажиров
от Оландо во Флориде до Лас-Вегаса в Неваде. Это наше будущее. Круизная
индустрия должна как следует поработать, чтобы заполучить новых ту- ристов".

Уже имея 9 круизных судов, в том числе три суперлайнера- "Экстази",
"Фэнтази" и "Сенсэйшн" постройки 1990-1993 гг. валовой
вместимостью более 70 тыс.т, рассчитанных на 2-2,5 тыс.пассажиров, ККЛ
строит на итальянской судоверфи "Финкантиери" еще более совершенные
суда - "Карнивал дестини" и "Супер Карнивал II", имеющие
пассажировместимость 3,3 тыс.чел.

Суда компании "Принсесс крузес", имеющей штаб-квартиру в Лос-Анджелесе,
можно встретить во многих регионах Мирового океана: у берегов Мексики,
в Карибском море, Южной Америке и в Тихом океане. В большинстве своем это
суда постройки 80-х годов валовой вместимостью до 1,5 тыс.per.т.

Как и ККЛ, "Принсесс крузес" строит на верфи "Финкантиери"
более современные суда - "Сан принсесс". "Дон принсесс"
и "Гранд принсесс". С вводом их в эксплуатацию пассажировместимость
судов компании увеличится на 50%. Валовая вместимость "Гранд принсесс",
например, составит 104 тыс.per.т, пассажировместимость - 2600 чел., численность
экипажа - 1,1 тыс.чел. Лайнер войдет в строй в 1998 г. Судно очень комфортабельное,
с мягким искусственным климатом в каютах, общественных и служебных помещениях,
при этом принимается во внимание местонахождение судна. В распоряжении
пассажиров 750 кают с индивидуальными балкончиками с видами на море, 3
ресторана, 3 зрительных зала, ночной клуб, другие общественные помещения.

Владельцы нью-йоркской компании "Кунард лайн" внимательно
следят за спросом на мировом круизном рынке и всегда готовы отправить свое
судно в любой район Мирового океана. Примером тому может служить лайнер
"Ройял викинг сан". Строительство его началось в 1988 г. Девятипалубный
гигант валовой вместимостью 37 845 per.т до сих пор считается одним из
самых комфортабельных круизных судов мира. В распоряжение 740 пассажиров
предоставлено 384 роскошные каюты, которые по своим размерам не имеют себе
равных на судах. Имеются два плавательных бассейна, крокетная площадка,
различные помещения для развлечений. Третья часть помещений судна, считают
специалисты, относится к категории ультрасовременных. Однако с самого начала
лайнеру не повезло: он наскочил на риф в Красном море и его пришлось ремонтировать
на одной из мальтийских судоверфей. После ремонта "Ройял викинг сан"
обошел много портов Европы, побывав в том числе и в Санкт-Петербурге.

Суда компании "Холланд Америка лайн", базирующейся в Сиэтле,
совершают рейсы в водах западного побережья США, по Панамскому каналу,
в Европе, Юго- Восточной Азии. Наиболее интенсивно используются два однотипных
судна: "Стейтендам" постройки 1992 г. и "Маасдам" (1993
г.). Оба они также построены на итальянской судоверфи "Финкантиери",
каждое имеет валовую вместимость 55,5 per.т, принимает на борт 1266 пассажиров.

"Норвиджиан круиз лайн" обосновалась во Флориде. Четыре из
семи ее судов постройки 90-х годов. Главные районы их плавания - Карибское
море, Багамские и Бермудские острова, западное побережье США и Мексики.
Но их не- редко можно встретить и вдали от американского континента, если
это, конечно, сулитхорошие прибыли. Вторым важнейшим регионом деятельности
круизных компаний является Средиземное море. Там ныне сосредоточено около
20% мирового круизного флота. Привлекает оно благоприятным климатом, богатейшими
историческими и культурными памятниками. Местные круизные компании особо
не стремятся к приобретению суперлайнеров, а используют меньшие по размерам
суда, создавая более интимную обстановку для туристов. К тому же такие
суда могут заходить в малые порты Средиземноморья.

Лидирующее место в круизном судоходстве в Средиземном море занимает
итальянская компания "Коста крузес", хотя ее суда можно встретить
и в других районах
Мирового океана, в частности в Карибском море. До недавнего времени она
имела 7 судов, большей частью старой постройки, непрошедшие модернизацию.
Недавно компания построила суперлайнер "Коста Виктория" валовой
вместимостью 74 тыс.per.т, на котором могут разместиться 2,2 тыс. пассажиров.

В 1995 г. появилась новая круизная компания - "Ройял Олимпик крузес",
образовавшаяся в результате слияния греческих компаний "Сан лайн крузес"
и "Эпиротики круз лайн". Она стала второй по величине средиземноморской
круизной компанией и довольно успешно конкурирует с другими компаниями
в этом регионе, в том числе и вторгающимися из американских вод.

Все чаще стали бывать круизные суда на Ближнем Востоке. Совершая плавания
по Красному морю, они заходят в порты Акаба, Эйлат, Суэц, Сафагаит.д.,
посещают исторические места. Интересно, что в одном из круизов туристы
имели возможность наблюдать за подводными исследованиями известного ученого-океанолога
Жана Мишеля Кусто.

Прекращение холодной войны, потепление отношений между народами вызвали
стремление к тому, чтобы лучше узнать друг друга, что привело к росту туризма,
особенно водного, в страны Северной и Восточной Европы. Уже летом 1994
г. в Северную Европу было совершено более 300 круизов. В числе первых в
этот регион проложили курс суда итальянской компании "Коста крузес".
Менеджер по маркетингу этой компании Пол Эллерби так охарактеризовал это
удачное начало: "Ввиду того, что наши круизы начинались

из Амстердама, мы смогли охватить больше городов на Балтике за время
12-дневного круиза: Копенгаген, Стокгольм, Хельсинки, Санкт-Петербург и
Таллинн - такое было бы невозможно несколько лет назад".

В 1993 г. после 6-летнего отсутствия в Европу вернулась "Холланд
Америка лайн". Вслед за ней начали возвращаться сюда и другие базирующиеся
в США крупные компании - "Принсесс крузес", "Ройял Карибиан
крузес" и др. В 1996 г. в Северную Европу отправились лайнеры "Сплендор
оф зе сиз" компании "Ройял Карибиан крузес", новый лайнер
"Роттердам" - флагман "Холланд Америка лайн", ее же
"Маасдам", два судна компании "Коста крузес" и др.

В последнее время активно развивается круизное судоходство в Азиат-скоТихоокеанском
регионе (АТР). До этого регион в основном посещали круизные суда из США,
реже из Европы. Малайзийский магнат Тан Шри Лим Гох "Гонг, председатель
компании "Джентин Берхард", основал в сентябре 1993 г. единственную
пока в регионе круизную компанию "Стар круз" со штаб-квартирой
в Сингапуре. Для начала в Швеции были приобретены два судна - "Афина"
и "Калипсо", которые после модернизации получили названия "Стар
Аквариус" и "Стар Писес". Они совершают 5-дневные круизы
в водах АТР, и предназначены для перевозки жителей региона, хотя на них
нередко путешествуют и австралийцы. При этом учитываются национальные особенности
восточных туристов (кухня, интерьеры и т.д.).

Ныне "Стар круз" имеет 5 судов. Последним приобретением компании
стал суперлайнер "Суперстар Джемини", купленный у американской
компании "Кунард краун". Он имеет валовую вместимость более 19
тыс.per.т и рассчитан на 800 пассажиров, 60% которых составляют иностранные
туристы.

Влияние и авторитет "Стар круз" постоянно растут, что приносит
владельцу дополнительную прибыль. С целью укрепления своих позиций в регионе
он оказал правительству Малайзии финансовую помощь в размере 20,5 млн.ам.долл.
на строительство круизного терминала в порту Келанг.

Все шире распространяется комбинированная форма туризма: самолет - судно
или судно - само- лет. Особенно это заметно в Гон- конге. Туристическая
ассоциация Гонконга сообщила, что в 1995 г. в Гонконг зашло 65 судов с
52,8 тыс. туристов, и большинство из них воспользовались этой формой туризма.