- Transport on Line -

Международная конвенция о спасании, принятая в апреле 1989 г. на конференции
Международной морской организации (ИМО), вступила в силу 14 июля 1996 г.
Она заменяет Международную конвенцию по унификации некоторых правил относительно
оказания помощи и спасания на море, принятой в Брюсселе 23 сентября 1910
г. и вступившую в сипу 1 марта 1913 г. Ее участниками были около 70 стран,
в том числе СССР. Это была одна из наиболее универсальных конвенций в области
унификации международного частного морского права.

Конвенцией 1910 г. введен принцип "без спасения - нет вознаграждения",
по которому спасатель вознаграждается только тогда, когда в результате
его усилий спасается имущество определенной стоимости. Хотя этот основной
принцип использовался в большинстве случаев, он не принимал во внимание
загрязнение среды. Спасатель, который предотвратил инцидент с крупным загрязнением,
например увел на буксире поврежденный танкер из чувствительного к загрязнению
района, но не сумел спасти судно и груз, не получал ничего. Следовательно
у спасателя не появлялось особого желания приступать к операции, которая
почти не обещала большого успеха.

Новая конвенция устранила этот недостаток, введя положение, повышающее
уровень вознаграждения за спасение, принимая во внимание умение и усилия
спасателей по предотвращению или уменьшению причиненного вреда окружающей
среде. Введен термин "специальная компенсация", выплачиваемая
спасателям, которые не сумели заработать вознаграждение прямым путем, т.е.
спасти судно и груз.

Ущерб окружающей среде определяется как "значительный физический
ущерб здоровью людей или обитателям и ресурсам моря в прибрежных или внутренних
водах или в районах, примыкающих к ним, причиненный загрязнением, заражением,
огнем, взрывом или другими подобными инцидентами".

Компенсация будет состоять из расходов спасателя плюс 30% этих расходов,
если благодаря стараниям спасателя ущерб окружающей среде уменьшился или
предотвращен. Расходы спасателя определяются как "личные" расходы,
разумно потраченные при спасательных работах, включая необходимость и действенность
использования оборудования и усилий экипажа. Трибунал или арбитраж могут
повысить размер компенсации до 100%, если они определят высокое качество
проделанной работы.

Если же спасатель проявил слабость и небрежность и не сумел предотвратить
или уменьшить ущерб, специальная компенсация может быть отменена или сокращена.
Выплата вознаграждения производится владельцами судна и груза, сохраненных
при спасательной операции, с учетом доли каждого участника.

К конвенции присоединились Англия, Греция, Грузия, Дания, Египет, Индия,
Иордания, Иран, Ирландия, Италия, Канада, Китай, Маршалловы острова, Мексика,
Нигерия, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, США, Швеция, Швейцария.