- Transport on Line -

Рубрику ведут Л.СКРЯГИН, Ю.ДАНИЛОВ

СВЯТЫЕ, КОРОЛИ И ЛЬВЫ

Средневековый военный корабль родился по образу и подобию кораблей викингов
и нес на форштевне резную деревянную скульптуру дракона, хищного животного
или птицы. В XIV веке на носу и корме кораблей начали устанавливать платформы
для воинов, получившие соответственно названия "фор-кастль" и
"ахтер-кастль" (носовой и кормовой замки). Миниатюры раннего
средневековья свидетельствуют, что в этот период носовая фигура крепилась
к форштевню, проходящему сквозь фор-кастль. Такая конструкция просуществовала
недолго, и носовая фигура позднее переместилась на выступающую часть бруса,
служащего продольной опорой фор-кастля. В этом случае, как правило, вырезалась
лишь голова изображаемого животного. Многие суда описываемого периода строились
вообще без носовой фигуры. К примеру, большинство реконструкций кораблей
Колумба показывают "Санта-Марию", "Нинью" и "Пинту"
совершенно лишенными каких-либо украшений корпуса.XVII века стиль барокко
внес в корабельный декор пышность форм, беспокойный ритм прихотливо изогнутых
линий, сложность композиций, придав внешнему виду кораблей яркое своеобразие.
На картинах маринистов того времени можно увидеть огромные носовые фигуры,
состоящие из нескольких персонажей, несомненно сильно перегружавшие носовые
части кораблей. Первым английским кораблем, имевшим на княвдигеде многофигурную
резную группу, является "Принс Ройял", построенный в 1610 г.
Он был украшен деревянной скульптурой Георгия Победоносца
на коне, поражающего копьем дракона. "Принс Ройял" имел 56 орудий
на трех орудийных палубах и явился прототипом линейных кораблей последующих
веков. Стоимость резного декора "Принса" составила 441 ф.ст.,
а золочение и роспись богатой резьбы корпуса - 868 ф.ст. - это были огромные
по тем временам суммы.

Самым роскошным и дорогим по декоративному убранству кораблем не только
XVII века, но и за всю историю мореплавания морские историки называют английский
трехпалубный корабль "Соврин оф де сиз" ("Повелитель морей").
Его построили в Вулвиче потомственные корабельные мастера Питер и Финеас
Петт по личному распоряжению короля Чарльза 1, пожелавшего иметь самый
мощный и совершенный в мире военный корабль. По конструктивным решениям
"Повелитель морей" действительно по меньшей мере на полвека опередил
свое время. Это был первый в истории корабль с бом-брамселями - парусами
четвертого яруса, имевший водоизмещение 1700 т. Его длина по килю составляла
38 м, по батарейной палубе - 48 м, ширина - 14,5 м, осадка - 7 м. Общее
число орудий достигало 126. По эстетическим понятиям своего времени "Повелитель
морей" считался верхом совершенства. Его корпус был богато украшен
золоченой скульптурой и орнаментом, выполненными известным скульптором
Джерардом Кристмасом по эскизам выдающегося живописца Ван Дейка. Носовая
фигура корабля изображала сидящего на коне короля Эдгара, топчущего семерых
поверженных королей, символизирующих семь провинций Голландии. Регели гальюна,
кормовые галереи и верхние этажи надстроек украшали львиные маски, купидоны,
различные мифологические аллегории на темы древнегреческих мифов. Деревянная
скульптура и позолота "Повелителя морей" стоили 6691 ф.ст., что
составило 1/6 часть достроечной стоимости корабля. За блеск корабельного
декора и огневую мощь голландцы прозвали "Повелителя морей" "Золотым
дьяволом". Корабль участвовал во многих морских сражениях, неоднократно
'перестраивался и сгорел во время ремонта от случайного пожара в 1696 г.

Кроме фигур святых и королей, распространенной носовой фигурой в Англии
XVII века являлся лев, ставший к тому времени символом государственной
власти. Его изображали в короне, иногда с королевским гербом в лапах. Голландцы
также ставили на свои корабли деревянную скульптуру готового к прыжку льва,
красили его в красный цвет, а золотили лишь гриву. Голландский 100-пушечный
трех-дечный корабль "Королева Екатерина", построенный в 1664
г., нес на княвдигеде фигуру огромного льва с мечом в лапах. Замечательным
образцом раннего барокко является
носовая фигура льва со шведского корабля "Васа", затонувшего
в гавани Стокгольма в 1628 г. и поднятого со дна в 1961 г. "Васу"
строил голландский мастер Хенд-рик Хибертсон по заказу шведского короля
Густава. Помимо носовой фигуры, вырезанной целиком из дуба и весившей более
тонны, корпус корабля украшали около 6 тыс. небольших скульптурных изображений.
Даже крышки пушечных портов были увенчаны львиными масками. К настоящему
времени "Васа" после многих лет реставрации представляет собой
уникальный музей кораблестроения и быта моряков XVII века. Очень схож со
львом "Васы" лев английского корабля "Антилопа", построенного
в 1648 г. Французы редко использовали льва в декоре кораблей, предпочитая
более изысканные аллегории, например, фигуру Нептуна, управляющего парой
морских коньков, или Юпитера, сидящего на орле.

Примерно с 40-х годов XVII века низкие и вытянутые княвдигеды кораблей
начинают постепенно укорачиваться и загибаться кверху. К этому времени
пышные фантазии скульптурного барокко настолько усложнили аллегорические
композиции носового декора, что основная фигура зачастую терялась за второстепенными.
Английский линейный корабль "Святой Михаил", построенный в 1669
г., имел, к примеру, носовую фигуру Юпитера в колеснице, запряженной двуглавым
орлом, поддерживаемым купидонами. Замечательной работы модель этого корабля
хранится в Морском музее Гринвича и-является одной из старейших в Англии.
Во Франции размеры и вес носовых фигур достигли предела к 1670 г. благодаря
талантливому скульптору Пьеру Пюже (1620-1694), работавшему в адмиралтействе
Марселя. Восхищаясь работами Пюже, морской министр Франции Кольбер писал:
"... Ничто так не подчеркивает величие короля, как декор кораблей".
Для моряков же громоздкие и вычурные носовые фигуры чаще являлись кошмаром,
нежели предметом гордости, поскольку мешали проводке снастей и стрельбе
из носовых орудий. Во второй половине XVII века резная скульптура распространилась
по всем надстройкам и верхним палубам кораблей и проникла даже в каюты,
а сметы на носовые фигуры и остальной декор достигли гигантских сумм. В
1700 г. английское адмиралтейство вынуждено было издать следующий указ:
"Невзирая на многие предупреждения, данные управлением офицерам Его
Королевского Величества верфей о чрезмерной стоимости декора кораблей Его
Королевского Величества, многие корабли имеют резьбу на мебели в салонах
и других местах, которая во время боя ломается матросами и стоит слишком
дорого. Просмотр счетов за резьбу на новых и ремонтируемых кораблях показывает,
что суммы очень велики и неоправданны, ... что требует введения ограничений.
Мы требуем не только полного запрета на резьбу в салонах кораблей Его Королевского
Величества, но и вводим ограничения по стоимости на декор для строящихся
и ремонтируемых кораблей". Согласно этому указу Адмиралтейства, стоимость
резного декора для линейных кораблей первого ранга ограничивалась суммой
500 ф.ст., а кораблей последнего, шестого, ранга - 25 ф.ст.

* Княвдигед - от англ. knee of the head (кница в носу судна). Верхняя
часть водореза (форштевня) у судов XVI-XIX веков, служащая для крепления
бушприта и установки носовой фигуры.

В XV веке основными типами судов являлись неф и когг на севере Европы,
каравелла и каракка на юге. Их корпуса для защиты от гниения пропитывались
смесью оливкого масла, смолы и скипидара, что окрашивало дерево в коричневый
цвет. Поэтому выразительность облика средневекового корабля достигалась
в основном яркими полотнищами парусов, обилием флагов и вымпелов, а также
пестрыми геральдическими щитами воинов.

Примерно в середине XVI века с появлением на Средиземном море галер
в практику судостроения вводится новая форма форштев-ня - с длинным горизонтальным
надводным тараном, получившим позднее наименование "княвдигед'".
В это же время на смену каракке приходит галеон, форштевень которого стали
делать по типу галерного для размещения на нем носовой фигуры. Кстати,
сам термин "галеон" - транскрипция португальского слова "большая
галера". Со времен галеонов и вплоть до 30-х годов XIX века верхняя
часть водореза во многих флотах мира называлась галионом, а носовая фигура
- галионной фигурой. От решетчатой площадки на княвдигеде, где находился
туалет команды, произошел и такой термин как "гальюн" (искаженное
от "галион").

Галеоны имели пеструю окраску корпуса и мало резных украшений, за исключением
носовой фигуры. Их надстройки раскрашивали геометрическими узорами контрастных
цветов -белого, красного, зеленого. Иногда вместо них рисовали арки, колонны
и пилястры по типу наземных построек. Эпоха Возрождения привнесла в тематику
носовых украшений галеонов религиозные сюжеты. Так, испанский че-тырех-мачтовый
галеон "Сантисима Тринидад" (Святая Троица) нес на княвдигеде
фигуры одноименных святых. Французский галеон "Святой Франциск"
(1527 г.) был украшен фигурой святого с королевским гербом и саламандрой..
Наряду с этим многие корабли по-прежнему носили имена животных и птиц.
Первыми английскими кораблями, о носовых фигурах которых сохранились письменные
источники, являются "Саламандра" и "Единорог" (1546
г.), несшие изображения этих животных. Флагманский корабль королевского
пирата Френсиса Дрейка, на котором он в 1577-1580 гг. совершил второе в
истории кругосветное плавание, назывался "Пеликан" и нес на княвдигеде
деревянную скульптуру этой птицы. Впоследствии за прекрасные мореходные
качества корабля Дрейк переименовал "Пеликана" в "Золотую
лань". Пришедший на смену ренессансу в начале