- Transport on Line -

С.Яшин

Ирак - аграрно-индустриальная страна, главное богатство которой - нефть.
По ее запасам Ирак занимает 2-е место в мире. Подтвержденные запасы нефти
составляют 110 млрд.баррелей. Нефть как магнит притягивает внимание всех
нуждающихся в ней стран - от Соединенных Штатов до соседей по региону.
Обладая этой "золотой жилой" президент страны Саддам Хусейн намеревается
стать ведущим лидером Ближневосточного региона, встречая, разумеется, решительное
сопротивление своих арабских соседей, Израиля и их покровителей в Вашингтоне
и Западной Европе. Всем памятна ирано-иракская война 1980-1988 гг. Она
принесла немало бедствий обоим народам. По далеко не полным данным, число
убитых превысило 1 млн.человек, раненых -2,4 млн., пленных - около 100
тыс. Материальные потери, понесенные двумя странами, исчислялись сотнями
миллиардов долларов.

Военные действия велись не только на суше, но и на море. Уже с самого
начала войны в северной части Персидского залива были заперты 93 иностранных
судна - 75 на реке Шатт-эль-Араб, 9 - в Умм-Касре, остальные - в Хор-эль-Зубайре.
Лишившись возможности экспортировать свою нефть морским путем, Ирак переключился
на перекачку нефти по нефте- проводам в турецкий порт Джейхан в Средиземном
море и через Саудовскую Аравию к Красному морю.

Война на море, или, как ее окрестили, "танкерная война", приняла
наиболее ожесточенный характер в последние два года, когда в ответ на нападения
иракской авиации на иранские терминалы и танкеры иранские катера стали
нападать на иностранные суда, идущие от Ормузского пролива на север и обратно.
В результате за период военных действий в Персидском заливе подверглись
нападению 546 судов, из них только в 1988 г. 94 судна. Погибли 420 моряков
различных национальностей, большей частью из азиатских стран, главным образом
филиппинцев.

"Танкерная война" создала повод Пентагону для концентрации
в Персидском заливе и вблизи него своих военных кораблей. Их численность
порой доходила до 70 и более. Вслед за ВМС США в этот район пришли военные
корабли и других стран НАТО: 15 судов - из Франции, 11 - из Англии, 8 -
из Италии, 3 - из Бельгии, 2 - из Голландии.

В начале августа 1990 г. иракские войска вторглись на территорию Кувейта.
Тогда же ООН вводит санкции против Ирака, в том числе морскую блокаду в
Персидском заливе и в Красном море, закрытие нефтепроводов через Турцию
и Саудовскую Аравию. Военные корабли США и их союзников по НАТО тщательно
проверяли с помощью специально обученных команд все подозрительные суда,
иногда до 40 в день. Всего до конца 1995 г. было перехвачено около 25 тыс.судов,
на половину из них были выса-жены инспекционные группы. Более 500 из них
было воспрещено дальнейшее следование.

Одновременно в Ближневосточном регионе продолжалась концентрация сухопутных,
военно-воздушных и военно-морских сил США и других стран НАТО для нанесения
удара по Ираку. Сосредоточив против Ирака силы, Пентагон во второй половине
января начал операцию "Буря в пустыне".

Это была буквально война на уничтожение. Как сообщала газета "Ллойдз
лист", за 5 недель беспрерывных бомбардировок в Ираке были разрушены
все заводы, телецентры, нефтеперерабатывающие предприятия. Союзнические
бомбы и ракеты уничтожили не менее 30 мостов через Евфрат и Тигр. Как заявили
иракские официальные лица, общий ущерб от "Бури в пустыне" составил
200 млрд.долл.

Ирак, вынужденный подчиниться силе, вывел свои войска с территории Кувейта,
признал независимость и территориальную целостность в границах, установленных
ООН. С февраля этого года, в течение 4 месяцев ООН и правительство Ирака
вели переговоры о взаимопонимании. Разработан меморандум, в котором предусматривается
возможность для Ирака продавать в течение 6 месяцев нефть на сумму 2 млрд.
долл., причем Совет Безопасности ООН наделяется правом продлевать это разрешение
каждые полгода. Меморандум предусматривает возможность для Ирака закупать
продукты и лекарства для населения, испытывающего значительные тяготы от
санкций и международной изоляции.

Иракский торговый флот насчитывает сегодня около 40 судов, большая часть
которых входит в состав двух компаний - "Иракской компании нефтетанкеров"
(18 танкеров общим водоизмещением 1,5 млн.т, средний возраст 16,3 года)
и "Иракской линии" (18 судов для перевозки генеральных грузов
и судов других типов общим дедвейтом 110 тыс.т). Однако многие из них повреждены
в результате военных действий и стоят на приколе у побережья Персидского
залива, в Ливии, Германии и других местах.

К морским-организациям относятся Арабская федерация по судоходству,
Иракская федерация по внешним связям, Академия Персидского залива по морскому
образованию, Государственная администрация портов, Государственная администрация
морского транспорта, Страховая компания Ирака и др. Морская отрасль подчинена
министерству транспорта и связи, в состав которого входят различные службы,
управления и предприятия.

В ходе войны иракские порты были буквально превращены в руины и до сих
пор не могут работать в полную силу. Взять, к примеру, крупнейший и важнейший
порт страны Басра -единственный иракский порт на реке Шатт-эль-Араб. Он
тянется на 27 км от внешнего бара, расположенного у входа в устье реки
Шатт-эль-Араб. Основные сооружения порта находятся у пригорода Маакиль,
вдоль правого берега реки. Причалы Маакиля глубиной 9-15м тянутся на 2
тыс.м. К ним подходят железнодорожные ветки. Причалы могут одновременно
принимать 12 судов. Еще одно судно может обрабатываться у причала Ашора,
которым пользуются в основном рыбаки. В городе Абу-Флус из цемента возведен
зерновой причал длиной 100 и глубиной 10 м, принимающий суда длиной 182
и осадкой 8,8 м. Имеется около 40 транзитных складов общей площадью 94,3
тыс.м^, 38 крытых помещений для 120-160 тыс.т грузов. Ранее в порту действовало
около 60 кранов мощностью 1,5-15 тыс.т, 2 плавкрана, один из которых перегружал
груз с судна в железнодорожные составы. В результате военных действий эта
техника была выведена из строя.

Порт Фао, расположенный в 32 км от устья реки Шатт-эль-Араб, подчинен
президенту Государственного управления портов. Лоцманская проводка обязательна.
Порт располагает 4 причалами для погрузки нефти, к которым подходят нефтепроводы.
Здесь с сентября 1980 г. по апрель 1988 г. в боях за город и порт погибло
53 тыс.иракцев и 120 тыс.иранцев, с обеих сторон выпущено 10 млн.снарядов.
Иранской армии удалось захватить порт Фао и южную часть полуострова. В
апреле 1988 г. иракские войска перешли в наступление, а в августе наступил
мир. Иранцы ушли из Фао, но следы разрушений видны до сих пор.

Умм-Каср также подчиняется президенту Государственного управления портов.
Он расположен в южной части залива Хор-Зубайр, где последний соединяется
с проливом Хор-Абдуллах, Морской подход к Умм-Касру около 103 км по проливу
Хор-Абдуллах с выходом к глубоководным местам Персидского залива у устья
реки Шатт-эль-Араб. Судоходный канал глубиной 9 м оборудован береговыми
и плавучими навигационными средствами от входа в Шатт-эль-Араб до Умм-Касра.
Груженые суда с осадкой 9,7 м могут проходить по каналу дважды в день во
время прилива. Лоцманская проводка обязательна. Причалы могут обрабатывать
3 с\дна одновременно. Каждый причал имеет длину 183 м. Причалы соединены
железнодорожными ветками с железной дорогой, которая обеспечивает быструю
доставку грузов по стране, Ближнему Востоку и в Европу. Кроме того, действует
контейнерный терминал длиной 250 м, глубиной 12 м, где грузы обрабатываются
одним 45-тонным и двумя мобильными 15-тонными кранами.

Хор-эль-Зубайр - новый строящийся порт. Его береговая линия тянется
на 540 м, глубина 13-15 м. Здесь могут обрабатываться суда дедвейтом до
30 тыс.т. Два причала длиной по 244 м и глубиной 11,9м обслуживают металлургические
предприятия. Возводятся еще 2 причала для перегрузки нефтехимических продуктов.
Строятся крытые хранилища для химикатов вместимостью 370 тыс.т.

Что касается эффективности блокады Ирака, газета "Нью-Йорк тайме",
например, сообщает, что несмотря на международные экономические санкции,
из Ирака ежедневно вывозится до 200 тыс.баррелей нефти (до вторжения в
Кувейт в 1990 г. Ирак ежедневно экспортировал 2,5 млн.баррелей). Дело в
том, пишет газета "Ллойдз лист", что прорвавшийся через блокаду
танкер покупает иракские нефтепродукты примерно по цене 150 долл. за тонну,
а реализует по 200-600 долл. Такая "торговля" приносит солидный
куш, если используются старые суда с экипажами из стран третьего мира.
Некоторые аналитики считают, что за 5 лет блокады на черном рынке продано
иракских нефтепродуктов на 6 млн.долл.