- Transport on Line -

1 февраля 1999 г. установлено окончательным сроком введения Глобальной
морской системы связи при бедствии и обеспечения безопасности (ГМССББ),
предусматривающей, что все морские суда мира должны иметь типовые радиостанции
спутниковой связи, телетайпы, блоки управления, и соответственно должна
быть приведена в готовность вся береговая инфраструктура.

Однако, как выяснилось на 4-й международной конференции ГМССББ, состоявшейся
в этом году в Плимуте (Великобритания), дела обстоят весьма плачевно: слишком
много судов не имеют типовых радиостанций, довольно мала береговая ин-
фраструктура, значительное число офицеров еще надо обучить умению владеть
этой аппаратурой, которая к тому же пока слишком сложна и громоздка.

Так. представитель Хорватии признал, что из 109 судов под хорватским
флагом валовой вместимостью более 300 per.т, использующихся на международных
линиях, только одно полностью обеспечено аппаратурой ГМССББ, а из 138 судов,
принадлежащих хорватам такую аппаратуру имеют всего 18.

Иное положение сложилось в австралийском торговом флоте. Все его океанские
суда, кроме одного, имеют судовые системы ГМССББ. А 85% заходящих в австралийские
порты иностранных судов таких систем не имеют.

По данным ИМО, только 15% судов под европейскими флагами оснащены аппаратурой
ГМССББ. Весьма мрачную картину нарисовал представитель Британского агентства
безопасности на море: более 75% судов мирового флота должны пройти процесс
оснащения типовыми радиостанциями спутниковой системы связи. Ныне ими ежегодно
оснащается только 5% судов - это настолько мало, что вполне очевидно: 1
февраля 1999 г.-срок невыполнимый.

Многие судовладельцы просто тянут время. Некоторые не имеют достаточных
финансовых средств и успокаивают себя тем, что впереди еще три года. Другие
надеются на снижение цен на аппаратуру. Однако опытные специалисты, как.
например, К.Кобле, генеральный секретарь Международного комитета по морской
радиосвязи, уверяют, что такие надежды тщетны. Кобле рассматривает данный
вопрос с точки зрения производителей аппаратуры. Они смогут, по его мнению,
увеличить ее производство на 20-30%. Это значит ею будут обеспечиваться
600 судов в месяц, включая и строящиеся. Если бы начиная с февраля 1996
г. оснащалось в среднем по 555 судов в месяц в установленные сроки, можно
было бы уложиться. Но это нереально. Более того, уверен Кобле, такая напряжанная
работа, наоборот, приведет к росту цен.

Кроме того, имеются обширные районы, где о ГМССББ вообще не имеют представления,
а у многих государств нет средств, чтобы приобрести аппаратуру.

Весьма непросто обстоит дело и с подготовкой специалистов. К.Вивиани,
директор Ассоциации морских учебных заведений Франции, например, сообщил
делегатам, что менее 100 человек в его стране имеют дипломы генерального
оператора ГМССББ. А в австралийских морских колледжах, наоборот, закрываются
курсы по подготовке операторов, так как все палубные офицеры уже обучены
владению аппаратурой.

На конференции обращалось внимание на то, что качество обучения, сложность
аппаратуры приводят к большому количеству ошибок, в том числе и к ложным
сигналам о бедствиях. Сообщается, что из всех поданых до 1996 г. сигналов
бедствия 90% были ложными из-за ошибок при передаче недостаточно обученными
специалистами.