- Transport on Line -

Закон о морском торговом флоте, так называемый "Закон Джонса",
был принят в 1920 г. с целью защиты морской индустрии Соединенных Штатов,
устранения иностранного флага и судов иностранной постройки не только во
внутренних перевозках и ближнем каботаже, но и в перевозках между США и
их заморскими владениями: Аляской, Гавайскими и Виргинскими островами,
Пуэрто-Рико и т.д. Он преследовал цель открыть и поддерживать новые регулярные
линии на направлениях, отвечающих американским интересам, доказать конкурентоспособность
и рентабельность судов под звездно-полосатым флагом на международных линиях,
привлечь частный капитал к расширению морской отрасли страны.

В соответствии с этим законом, суда, занимающиеся внутренними перевозками,
должны быть построены на американских судоверфях, иметь американские экипажи
и перевозить грузы между американскими портами. Они должны платить американские
налоги и зарплату, подчиняться американским законам по труду, сохранению
окружающей среды и т.д.

Ныне прибрежный флот страны достаточно силен. В него вложено свыше 26
млрд.долл. Он насчитывает 44 тыс.судов, включая баржи. Во флоте занято
124 тыс.американских граждан, в том числе 80 тыс.человек на судах.

Однако благие намерения американских политиков и бизнесменов сделать
американский флот ведущим в мировых морских перевозках, позволить ему диктовать
свои условия другим флотам не дали желаемых результатов. Наоборот, попытки
разграничить внутренние и внешние перевозки отрицательно сказались на состоянии
флота. Журнал "Ситрейд ревью" пишет, что система перевозок по
Закону Джонса приносит ежегодно экономический ущерб Гавайям в 1 млрд.долл.,
Пуэрто-Рико - в 500 млн.долл., Аляске - в 650 млн.долл.

Вот почему в США все шире развертывается движение за пересмотр этого
закона. В конгрессе США уже действует коалиция сторонников пересмотра Закона
Джонса, которую возглавляет бывший член Федеральной морской комиссии, конгрессмен
Роб Квартел. Члены коалиции, республиканцы Джесси Хелмс (штат Северная
Каролина) и Чарлз Грэссли (штат Айова) внесли на рассмотрение законопроект,
по которому судам, построенным на иностранных судоверфях и участвующим
в международных морских перевозках, разрешается перевозить грузы на каботажных
линиях США и Великих Озерах. По предложению Хелмса, судам под иностранными
флагами разрешается участвовать в каботажных перевозках США 4 раза в 60-дневный
период или 6 раз в год.

Р.Квортел, выступая на заседании подкомитета по Береговой охране и морскому
транспорту, напомнил конгрессменам, что главной целью Закона Джонса было
поощрение роста торгового флота в целях расширения внешней и внутренней
торговли. Однако, заявил он, этот закон не спас флот, не остановил его
упадок. Более того, он утверждал, что закон отрицательно влияет на некоторые
стороны бизнеса, толкает бизнесменов на злоупотребления. Пример тому -
неумеренно высокая стоимость очистительных и дноуглубительных работ, производимых
специализированными компаниями, не допускающими к делу суда зарубежной
постройки и тем более иностранные компании.

Движение за пересмотр Закона Джонса растет и ширится. По данным журнала
"Интернэшнл балк джорнэл", в коалицию сторонников пересмотра
этого закона ныне входят уже 860 тыс. специалистов различного профиля,
и число их продолжает расти.