- Transport on Line -

В.АЛЕКСИН, контр-адмирал, главный штурман ВМФ

Пожар на нашей АПЛ "Комсомолец", который привел к ее затоплению
и гибели 42 членов экипажа, взрыв в орудийной башне главного калибра линкора
"Айова" ВМС США, происшедший в апреле 1989 г., когда погибли
47 человек, привлекли к проблеме военно-морской аварийности особое внимание
правительств обеих стран. Ранее, в 1986 г., общественность взволновали
катастрофы пассажирских судов "Михаил Лермонтов" и "Адмирал
Нахимов".

Внимание всех заинтересованных сторон обоснованно фокусируется на трех
основных моментах: глубокое и объективное расследование причин аварии,
информирование общественности и специалистов, принятие мер по недопущению
подобных аварий. Основным источником открытой информации об аварийности
на нашем флоте ранее были разведслужбы США. После гибели АПЛ "Комсомолец"
в эту информационную работу включились несколько отставных офицеров (в
основном бывших аварийщиков-подводников), не имеющих достоверной информации,
квалификации и опыта работы по предупреждению аварийности, а также некоторые
отечественные журналисты, никогда не имевшие прямого отношения к военно-
морскому флоту (ВМФ). Их выступления в газетах и журналах (1989-1992 гг.)
отличались необъективностью, предвзятостью и длительное время будоражили
общественность.

Авторы утверждали, что обстановка с аварийностью в ВМФ катастрофическая,
причины такого положения скрываются, эффективные меры не принимаются, чтобы
"кардинальным образом изменить ситуацию к лучшему", "сколь-нибудь
существенных изменений в лучшую сторону на флотах и в объединениях не происходит".

Некомпетентность их ярче всего видна в требовании принять командованием
ВМФ России меры, чтобы прекратить аварийность. Это равносильно указанию
Минздраву искоренить заболеваемость в стране полностью. Абсурдность такой
постановки вопроса очевидна. А задача здравоохранения другая - не допустить
эпидемии и лечить больных. Аварийность же кораблей - это болезнь ВМФ.

Командование ВМФ с опозданием осознало необходимость своевременного
и объективного информирования общественности страны о жизни и деятельности
ВМФ, в том числе и об аварийности. Для этой цели был создан прессцентр
ВМФ.

Предупреждение аварийности всегда было первоочередной задачей командования
ВМФ. Внимание к этой исключительно сложной проблеме обострилось после затопления
в результате аварии в 1986 г. в Северной Атлантике нашей ракетной подводной
лодки. Погибли 4 члена экипажа. По требованию Главнокомандующего ВМФ тоща
были коренным образом пересмотрены организация, принципы и методы работы
по предупреждению аварийности кораблей. В отличие от принимаемых ранее
преимущественно карательных и административно-запретительных мер, теперь
этой работе придавалась ярко выраженная профилактическая направленность,
повышалась персональная ответственность должностных

лиц. В результате была создана новая комплексная система предупреждения
аварийности кораблей ВМФ (КСПА ВМФ), главная цель которой - объективное
и полное определение и ликвидация причин аварийности, как накопившихся
и своевременно не разрешенных противоречий.

Для изучения и внедрения опыта работы по предупреждению аварийности
ежегодно (уже более 60 лет) издаются Сборники описаний характерных аварий
кораблей и судов ВМФ. Они поступают во все соединения кораблей, и весь
офицерский состав под руководством непосредственных начальников регулярно
изучает причины этих аварий и сдает зачеты. Для оценки эффективности работы
по предупреждению аварийности разработана система критериев: количественных,
качественных, комплексных универсальных, функциональных, материальных и
т.д., всего около 70.

Одним из критериев, признанных во всем мире, является показатель относительной
аварийности, который рассчитывается как отношение количества аварийных
кораблей флота за один год к списочному составу флота. Этот показатель
за последние 6 лет уменьшился в 2 раза.

После войны в ВМС США погибли 4 подводные лодки (из них 2 атомные),
а ВМФ СССР - 8 (по данным "Гринпис"), из чего, якобы, следует,
что у нас аварийность подводных лодок в 2 раза выше (и все на них в 2 раза
хуже). Эти данные "Гринпис" не бесспорны. На самом деле после
войны у нас погибло 7 подводных лодок, из них 3 атомные. А та восьмая,
которую нам приписывает "Гринпис", затонувшая в июне 1983 г.
в районе дифферентовки на Камчатке, была поднята силами ПСС ВМФ, экипаж
ее спасен. Сейчас она используется как тренажер для подготовки экипажей
АПЛ. Аналогичный пример есть и в ВМС США, когда в 1986 г. атомная подводная
лодка с баллистическими ракетами "Натаниэл Грин" после тяжелой
навигационной аварии была также выведена из боевого состава ВМС. Такая
же участь постигла АПЛ "Баттон Руж" после ее столкновения с нашей
АПЛ в 1992 г.

Численность подводных лодок в составе ВМС США за последние 45 лет никогда
не превышала 150 единиц. ВМФ СССР имел их вдвое больше, особенно в 1960-1990
годы. Показатель относительной аварийности ПЛ ВМС США составляет около
2,7%, а отечественных - 2,3%. Получается, что аварийность ПЛ в этих двух
странах примерно одинакова.

Это говорит об уровне нашей морской мощи, так как аварийность кораблей
в условиях мирного времени является интегральным итоговым результатом таких
компонентов, как уровень боевой подготовки экипажей, качество и надежность
кораблей, их вооружения и техники, в том числе дальности взаимного обнаружения
подводных лодок в реальных условиях плавания, организация службы на них
и профессиональная подготовка подводников. Сумма этих компонентов примерно
одинакова на ПЛ ВМФ РФ и ВМС США.

Этот вывод подтверждается анализом причин двух десятков столкновений
наших подводных лодок с ПЛ ВМС США за 1967-1993 годы, одинаково опасных
для обеих сторон (о случаях, происшедших в 1992 и 1993 годах в наших полигонах
боевой подготовки в Баренцевом море, знают все).

За последние 4 года мощь наших кораблей неоднократно проверялась в ходе
визитов в порты США, Великобритании, Канады, ФРГ и других стран НАТО, особенно
в ходе совместных маневров с применением практического оружия, в том числе
в составе группировок многонациональных сил в Персидском заливе и в Балтийском
море.

Однако оснований для успокоения у нас нет. При заметном и устойчивом
снижении уровня аварийности ВМФ наименьший прогресс достигнут в предупреждении
технической аварийности кораблей. Именно по техническим причинам затонули
в океане за последние 25 лет три АПЛ Северного флота (в 1970, 1986 и 1989
годах).

Глубокое и объективное расследование причин катастрофы АПЛ "Комсомолец",
проведенное в 1989-1990 гг. комиссией из компетентных специалистов ВМФ,
промышленности и науки, впервые так полно осветило весь круг проблем, которые
явились причиной этой трагедии.

Комиссия сделала обоснованные выводы, что основными причинами аварии
на АПЛ "Комсомолец" являются:

недостаточно высокое качество проектирования и строительства кораблей;

исключительная сложность, отсутствие унификации и низкая надежность
некоторых образцов оружия и техники, устанавливаемых на кораблях;

неподготовленность личного состава АПЛ "Комсомолец" к использованию
средств спасания.

Эти выводы затем ежегодно подтверждались анализом технической аварийности
кораблей ВМФ, которая в последние годы составила почти 60% всей аварийности
ВМФ.

По результатам работы комиссии по "Комсомольцу" был принят
ряд важных правительственных решений, во исполнение которых Военноморским
флотом совместно с промышленностью ведется разработка более эффективных
и надежных систем обеспечения взрыве- и пожаробезопасности и живучести
кораблей, поновому организована подготовка экипажей к борьбе за живучесть,
совершенствуются средства спасания и организация поисково-спасательной
службы.

Наглядным примером результатов принятых мер может служить ликвидация
в феврале 1992 г. крупного пожара на БПК "Адмирал Захаров" Тихоокеанского
флота, где погиб один матрос. Для сравнения: в 1974 г. на Черноморском
флоте во время такого же пожара полностью выгорел и затонул БПК "Отважный",
при этом погибли 24 человека.

Одним из решающих факторов, определивших исход борьбы за живучесть "Комсомольца",
явился дефицит комплексной информации о состоянии корабельных систем в
момент возникновения пожара. Здесь наглядно была продемонстрирована ошибочность
существующего принципа автоматизации кораблей, когда малочисленный экипаж
не в состоянии своевременно обнаружить признаки возникновения аварийной
ситуации и выполнить в экстремальной обстановке все необходимые операции.
Еще раз практика доказала, что реальная надежность техники, принципы и
объем автоматизации человеко-машинной системы должны соответствовать друг
другу.

Выполняя это требование науки и здравого смысла, после 1968 г. американцы
строили свои подводные лодки с экипажем от 99 человек на первом поколении
до 128 человек на четвертом ("Лос Анджелес") при увеличении водоизмещения
в 2 раза.

Наши же конструкторы в подобных условиях спроектировали "Комсомолец"
с экипажем в 2 раза меньше, чем он был на наших АПЛ первого поколения.
Наверное, не понимая глубины своего заблуждения и личной ответственности,
об этом пишет бывший заместитель главного конструктора "Комсомольца"
Д.Романов в своей книге "Трагедия подводной лодки "Комсомолец",
изданной в 1993 г., который участвовал в работе правительственной комиссии
и не согласился с ее выводами.

Надежность эксплуатации атомных подводных лодок - проблема общая, она
в равной степени касается всех стран.

Очередным подтверждением этого явился крупный пожар 30 апреля 1992 г.
на борту АПЛ "Турбулент" ВМС Великобритании в отсеке, смежном
с реакторным. В итоге 24 человека были госпитализированы с ранами и ожогами,
подводная лодка получила серьезные повреждения и надолго вышла из строя.
Более крупных неприятностей удалось избежать только благодаря тому, что
экипаж и береговые пожарные команды смогли произвести экстренную остановку
работающего реактора. Аналогичные примеры есть и в других странах НАТО.

26 января 1994 г. при выходе из порта Берген потерял ход, был выброшен
штормом на берег и разбит о скалы фрегат "Осло" ВМС Норвегии.
Погибли люди. В марте 1994 г. АПЛ "Джеферсон Сити" (тип "Лос-Анджелес")
ВМС США сильно ударилась о грунт в ходе военноморских маневров с участием
АВМ "Китти Хок" в районе Южной Калифорнии. АПЛ выведена из боевого
состава ВМС, командир ее отстранен от должности.

В это же время в конце марта 1994 г. в Средиземном море на АПЛ "Эмерод"
(тип "Рубис") ВМС Франции произошел разрыв главного паропровода
турбинной установки. На месте аварии погибли 10 человек, много людей пострадало
в других отсеках. Подводная лодка на буксире приведена на базу. Требуется
длительный восстановительный заводской ремонт.

Несмотря на различного рода организационные, научно-технические, практические
меры и создание дополнительных специальных органов, предназначенных, главным
образом, для предотвращения аварийности, она, по оценке их флотских руководителей,
в ВМС США и ряде других стран НАТО пока не снижается. Именно поэтому американские
специалисты выразили готовность сотрудничать в этом вопросе с ВМФ России.

При хорошей организации работы по решению такой сложной многоплановой
проблемы, как аварийность (даже в условиях переживаемых страной экономических
трудностей), можно добиться высоких результатов.

Многократное увеличение количества пожаров, аварий на железных дорогах,
авиакатастроф говорят о том, что аварийность у нас в стране возросла до
масштабов национальной проблемы.

С учетом положительного опыта работы по предупреждению аварийности кораблей
в ВМФ России необходимо формирование национальной программы борьбы с аварийностью
на всех видах транспорта, в промышленности и в Вооруженных силах.