- Transport on Line - hiltunen.htm

Турция и Россия обменялись новыми критическими залпами по поводу политики
противоположной стороны в области добычи и транспортировки каспийской нефти.

Ожесточенный спор двух стран затрагивает немало проблем. В случае своего
успеха Турция смогла бы в будущем столетии открыть западноевропейским странам
и США доступ к огромным запасам нефти и газа Каспийского региона, а сама
получить выгоды от их транспортировки. Россия же защищает свои приносящие
многомиллионные прибыли нефтепроводы и терминалы в районах Каспийского
и Черного морей. Она прекрасно знает, что Каспийский регион содержит запасы
нефти и газа гораздо большие, чем Персидский залив. Так, запасы нефти только
двух месторождений в Азербайджане составляют 4,5 млрд. баррелей, а оценочные
запасы во много раз больше и могут принести в последующие 30 лет 100 млрд.долл.

Дискуссии между двумя странами ныне ведутся и вокруг свободы судоходства
в проливах Босфор и Дарданеллы, экологии в загрязненном Черном море.

Россия в конце прошлого года в письме в ООН заявляла, что Турция без
объяснимых причин задерживает у входа в проливы сотни российских судов,
что наносит России огромный экономический ущерб. Турция стремится внести
ограничительные пункты в Конвенцию о режиме проливов, подписанную в 1936
г. в Монтрё и гарантирующую свободу судоходства в проливах "в рамках
безопасности Турции и прибрежных государств".

Через Босфор ежегодно проходит около 40 тыс.судов.

Турция, призывая на помощь западные державы, настойчиво пытается навязать
новые навигационные правила, включая усиление контроля за прохождением
крупнотоннажных танкеров, судов с опасными грузами, а также принудительное
использование лоцманов и т.д.

Таким образом, ссылаясь на необходимость обеспечения гарантий безопасного
прохода судов через проливы, с середины 1994 г. был введен так называемый
регламент морского судоходства в зоне Босфора и Дарданелл. что нанесло
ущерб России в несколько миллионов долларов.

Взамен Турция предлагает постройку нефтепровода через территорию Турции.
И опять же это имеет целью подорвать позиции России в экономике оторванных
от внешнего мира среднеазиатских стран и предоставить возможность Западной
Европе диверсифицировать снабжение энергией.

Создано государственное предприятие "Ботас", занимающееся
строительством нефтепровода длиной 1685 км от каспийских месторождений
через территорию Турции к порту Джейхан в восточной части Средиземного
моря: Стоимость этого проекта 1,8 млрд.долл. Нефтепровод позволит, по уверению
Анкары, снизить напряженность судоходства в проливах. Однако здесь имеется
и другая цель - оживить деятельность порта Джейхан, захиревшего 5 лет назад
в связи с бойкотом Ирака и закрытия его нефтепровода к порту.

Россия же рассматривает другой проект: строительство нефтепровода от
болгарского порта Бургас до греческого Александруполиса на Эгейском море.
По нему нефть должна будет доставляться к средиземноморским терминалам
в обход Турции и Босфора,

Борьба двух соперников продолжается...