- Transport on Line - hiltunen.htm

Учеными Санкт-Петербурга разработано вещество (структуратор), позволяющее
изменять агрегатное состояние нефти и нефтепродуктов, которые после взаимодействия
с ним преобразуются в гелеобразное или твердоупругое состояние, легко собираемое
с поверхности воды при помощи имеющихся средств сбора нефти.

Достаточно перспективным представляется применение структуратора для
ликвидации разливов нефтепродуктов на морскую поверхность. Специфические
свойства структуратора позволяют создать принципиально новую тактику борьбы
с такими явлениями. В случае образования загрязненного нефтепродуктами
участка моря с помощью специальных распыливающих устройств, имеющихся на
любых плавсредствах, осуществляется обработка пятна нефтепродукта структуратором
по его периметру, что предотвращает увеличение площади загрязнения. Затем
осуществляется подача структуратора от периферии пятна к центру с одновременным
использованием существующих средств сбора нефти, например вакуумных насосов.
Вязкость геля должна быть достаточной для обеспечения эффекта стягивания
пленки со всей обработанной поверхности, что позволит ускорить процесс
ее сбора.

Способность геля не разрушаться в морской воде в течение 5-7 суток дает
возможность осуществлять его сбор даже в случае разрыва пятна загрязнения
на отдельные части.

Толщина нефтяной пленки на водной поверхности при малых проливах не
превышает 0,5-1 мм, при больших проливах она достигает 10-18 мм.

Для ликвидации такого загрязнения потребуется 60-80 г. структуратора
на 1 м2.

Авторы разработки намерены провести широкие натурные испытания этого
вещества в Санкт-Петербургском морском торговом порту с тем, чтобы отработать
технологию сбора розливов и оценить потребности в количестве вещества,
необходимого для борьбы с загрязнением акваторий портов. На испытания предусматривается
пригласить представителей заинтересованных предприятий и организаций.

Учитывая актуальность проблемы охраны окружающей среды и отсутствие
до настоящего времени эффективных методов и средств для ликвидации наиболее
часто встречающегося загрязнения акваторий портов, предлагаемый способ
в случае положительных результатов испытаний может стать важным элементом
в коренном улучшении экологического состояния портов.