- Transport on Line - hiltunen.htm

В июне состоялось заседание секции СОРОССа по специальным вопросам.
Была определена позиция СОРОССа по новым Конвенциям и Рекомендациям Международной
Организации труда (МОТ), которые предполагаются рассмотреть на морской
сессии Генеральной конференции МОТ в Женеве в октябре 1996г.

Проведенный Союзморниипроектом анализ проектов текстов новых Конвенций
и Рекомендаций МОТ, подготовленных Трехсторонним совещанием (Женева, декабрь
1994 г.), на соответствие действующему законодательству России показал,
что в основном положения этих проектов приемлемы для Российской Федерации.

О заработной плате, рабочем времени и составе судовых экипажей

Проект новой Конвенции будет касаться только вопросов рабочего времени
и состава судовых экипажей. Он в полной мере соответствует законодательству
России, в частности новому "Положению о рабочем времени и времени
отдыха работников плавающего состава судов морского флота", утвержденному
Постановлением Минтруда РФ.

Проект новой Рекомендации касается заработной платы, рабочего времени
и состава судового экипажа и соответствует российскому законодательству
за исключением размера минимального основного должностного оклада матроса
1 класса, определяемого решением Паритетной морской комиссии, который в
настоящее время из-за экономического положения страны не может быть реализован.

Что касается минимального состава судов, Союзморниипроектом подготовлен
материал, полностью соответствующий требованиям проекта новых Конвенции
и Рекомендации, и в январе 1996 г. направлен на согласование Морским администрациям
портов.

О трудоустройстве морское

При рассмотрении на Генеральной конференции МОТ проектов текстов этих
документов, по мнению секции, следует внести поправки в ст.11 "а",
указав, что речь идет о "негосударственных службах занятости",
а в ст. 15 "b" уточнить, что следует "не приспосабливать
рынок занятости для моряков к потребностям морской отрасли", а "осуществлять,
при необходимости, меры по профессиональной подготовке и переподготовке
моряков в соответствии с требованиями рынка занятости в морской отрасли".

Об инспекции условий труда моряков

Проекты новых Конвенции и Рекомендации по инспекции условий труда моряков
соответствуют законодательству России, в частности Положению о Рострудинспекции
РФ, утвержденному указом Президента РФ.

О минимальных нормах на торговых судах Конвенция МОТ № 147, ратифицированная
Россией в 1991 г., устанавливает, что Государство-член МОТ, кроме положений
самой Конвенции, обязано для экипажей судов, зарегистрированных на его
территории, обеспечить выполнение требований 14 Конвенций МОТ.

Частичный пересмотр Конвенции № 147 заключается в том, что Трехсторонним
совещанием предложено принять специальный протокол о том, что Государствачлены
МОТ, ратифицировавшие Конвенцию № 147, должны принять на себя обязательное
исполнение еще 6 Конвенций МОТ. Из них Россией ратифицированы только две:
№ 108 - об удостоверении личности моряков и № 133-о помещениях для экипажей
судов.

Согласно Уставу службы на судах ММФ СССР (П.110) в случае необходимости
срочной квалифицированной медицинской помощи, которая не может быть оказана
на судне, капитан должен зайти в ближайший порт, известив об этом судовладельца.

Организация медицинского обслуживания на борту судна регламентирована
в гл. 8 Санитарных правил для морских судов СССР (1982 г.).

Указанные нормативные документы в целом гарантируют здравоохранение
и медицинское обслуживание российских моряков на судах под флагом РФ, что
соответствует основным положениям Конвенции МОТ № 164.

Однако, в вопросе медицинского обслуживания российских моряков имеются
сложности, связанные с финансированием, в частности, с обеспечением права
моряка на получение бесплатной медицинской помощи в любом зарубежном порту
захода, как это предусмотрено ст.4 Конвенции МОТ № 164.

Переход на обязательное медицинское страхование требует пересмотра ряда
нормативно-правовых документов России по обеспечению медицинского обслуживания
моряков и их семей.

Существующие медицинские и санитарно-гигиенические нормы, правила и
инструкции для морского флота изданы более 10-20 лет назад, совершенно
не учитывают перестройки экономики и рыночных отношений в России и нуждаются
в незамедлительном пересмотре.

Секция высказалась за сохранение ведомственной водной медицины, отвечающей
требованиям Международной конвенции о здравоохранении и медицинском обслуживании
моряков и разработку Программы подготовки помощников капитанов по оказанию
первой медицинской помощи при различных видах повреждений, которые наиболее
часто встречаются в результате стихийных бедствий и катастроф.

На судах рекомендовано создать оздоровительные комнаты, оборудованные
новейшими приборами.

Члены секции поддержали инициативу Росморфлота о создании в Подмосковье
Центра реабилитации моряков с современным оборудованием и медицинским персоналом
высшей категории