- Transport on Line - hiltunen.htm

Возникновение базы отстоя флота в бухте Тикси, а также развитие малого
и большого каботажа из этой отправной точки обусловлено географическим
положением бухты, находящейся в непосредственной близости от Северного
морского и Ленского речного путей.

После войны произошел резкий спад грузопотоков, шедших в бухту Тикси
по Северному морскому пути с запада и востока. Но возникшие в годы войны
населенные пункты арктического побережья нуждались в стабильном летнем
завозе грузов, топлива. В связи с этим бухта Тикси стала развиваться не
только как перевалочная и судоремонтная база. Она стала местом сосредоточения
флота, способного в короткое время арктической навигации, приняв груз в
Тикси, доставить его не только по местным линиям района, но и охватить
побережье Центральной и Восточной Арктики. Основу перевозок составляли
якутский уголь и древесина.

Тикси был передан буксирно-лихтерный флот "Дальстроя" (Колыма),
Мурманска и Владивостока. В 1955 г. в недрах порта Тикси возникает такая
структурная единица, как управление флота. В течение 10 лет тиксинские
моряки интенсивно осваивали устьевые участки северных рек, движение по
схеме река-море, когда за грузами тиксинские суда шли в среднее течение
Лены, а затем развозили их по арктическому побережью.

В 60-е годы флот Тикси пополнился первыми теплоходами: "Хасавьюрт",
"Кубатлы", "Сунтар". В 1965 г. со стапелей Балтийского
судостроительного завода был спущен на воду ледокол "Семен Челюскин".
К середине 60-х годов флот порта Тикси имел 8 сухогрузных теплоходов, 25
лихтеров, 16 морских буксиров, ледокол и 4 единицы ледокольно-вспомогательного
флота. Общая грузоподъемность флота составляла около 67 тыс.т. В разные
годы порт Тикси подчинялся различным центрам: Якутску, Москве, Мурманску,
Владивостоку. Удаленность управленческого центра от места сосредоточения
флота и от района перевозок, безусловно, сказывалась на качестве эксплуатации
флота.

К концу 60-х годов флот в кадровом, техническом, экономическом отношении,
в географии перевозок перерос масштаб портоуправления. В 1967 г. на его
базе создается самостоятельное морское транспортное предприятие, получившее
название Северо-Восточное управление морского флота с непосредственным
подчинением ММФ. Первым начальником СВУМФ назначается М.Хейдер-Назаров.
Задачей нового самостоятельного транспортного предприятия стало обеспечение
завоза грузов" на трассе от Хатанги до Певека, перевалка грузов с
судов Мурманского, Северного, Дальневосточного, а затем Сахалинского, Приморского
пароходств.

В начале 70-х годов флот СВУМФ пополняется судами "Муостах",
"Булункан", "Кигилях", "Буор-Хая" (переименован
в "Николай Щетинин"). Улучшение технических характеристик судов
позволило расширить район плавания. Первым из тиксинских судов теплоход
"Муостах" сдается в аренду для осуществления загранперевозок
в районе Средиземного моря.

В середине 70-х годов, с момента сдачи в эксплуатацию на судостроительном
заводе "Ока" серии судов, построенных специально для Тикси с
головным теплоходом "Советская Якутия", открывается новая страница
в деятельности СВУМФ. В

Тикси отказываются от практики зимней консервации всего флота и значительную
его часть ежегодно осенью выводят в воды Дальневосточного бассейна. Сначала
осваивается работа в аренде, затем на собственный план в отечественном
каботаже и загранперевозках.

В 80-е годы флот пополняется контейнеровозами "Борис Лавров",
"Садриддин Айни" и двумя теплоходами усиленного ледового класса
"Валерий Кузьмин" и "Профессор Воскресенский", а также
небольшими рефрижераторами "Обаятельный", "Крымский".
Флот Тикси к середине 80-х годов имел 20 теплоходов и 4 танкера. Общая
грузоподъемность составляла 79 тыс.т. Флот представлял собой компактный
организм, способный выполнять универсальные задачи по доставке нефтеналивных,
насыпных, навалочных, контейнерных, рефрижераторных грузов в любую точку
арктического побережья и Дальневосточного бассейна.

В 1987 г. предприятие стало называться Якутское производственное объединение
морского транспорта. В его состав, помимо транспортного флота и судоремонтных
мастерских, вошли порты Тикси и Хатанга. Однако неуклюжесть подобной структуры
быстро дала себя знать.

С 1991 г. предприятие существует как судоходная компания в чистом виде,
порты и большинство береговых подразделений вышли из ее состава. Компания
получила название "Арктическое морское пароходство". С 1993 г.
пароходство является государственным предприятием, совместным владением
России и Республики Саха (Якутия). В его состав вновь вошли судоремонтные
мастерские и портовый флот. В настоящее время флот компании состоит из
23 судов общей грузоподъемностью около 84 тыс.т и нескольких единиц вспомогательного
портового флота. Суда обслуживают 850 специалистов плавсостава, в береговых
подразделениях работают 250 человек. Перевозки осуществляются летом в бассейне
Центральной и Восточной Арктики и в течение всего года на линиях российского
и зарубежного Дальнего Востока (порты Приморья, Хабаровского края - порты
Японии, Южной Кореи, Китая, Юго- Восточной Азии).

Несмотря на трудности переходного периода. Государственная судоходная
компания "Арктическое морское пароходство является стабильно рентабельным
предприятием, в чем заслуга, прежде всего, высоко профессионального кадрового
состава моряков и специалистов ведущих отделов пароходства.