- Transport on Line - hiltunen.htm

А.ЧИХАЧЕВ

заместитель генерального директора Генеральной дирекции госзаказчика

по реализации Программы возрождения торгового флота России

Раздел морского транспорта между бывшими республиками СССР поставил
Россию в трудное положение как по обеспечению потребности страны в перевозке
и перевалке грузов внешней торговли, так и в жизнеобеспечении Арктических
районов, где морской транспорт практически является единственным.

Россия унаследовала не единую мощную транспортную систему, а лишь отдельные
ее блоки, большей частью не сбалансированные и не связанные между собой.

По состоянию на 1993 год флот имел 668 судов дедвейтом 8,7 млн.т, 11
судоходных компаний, 40 морских портов, 13 судоремонтных заводов, 4 научно-исследовательских
института, 2 проектно-конструкторских бюро, 3 морских академии и более
40 других предприятий и организаций системы морского транспорта.

За пределами России остались большинство специализированных, глубоководных
портовых комплексов, в том числе по перевалке контейнеров, руды, угля,
зерна; наливных, рефрижераторных и химических грузов , а также паромные
перереправы .

В республиках Прибалтики остался танкерный флот ледового класса, рефрижераторные
суда, морские паромы, на Украине пассажирский флот, балкеры, новейшие универсальные
суда, морские паромы, лихтеровозы.суда "река-море", работающие
на Дунае.

Средний возраст судов, оставшихся в России, 17 лет, в том числе почти
50% суда более нормативного срока службы 21 год.

Целью федеральной "Программы возрождения торгового флота России
на 1993-2000 годы", разработанной во исполнение Указа Президента Российской
Федерации от 3 декабря 1992 г. N1513, является восстановление высокоэффективной
и стратегической отрасли, обеспечивающей политическую и экономическую безопасность
и независимость страны во внешней торговле, осуществляющей также жизнеобеспечение
районов Крайнего Севера и Арктики.

Программа предусматривает развитие морского транспорта по трем направлениям:
поставка морских судов: развитие морских портов и железнодорожных подходов
к ним; развитие производственной инфраструктуры морского транспорта.

Реализацию ее намечено осуществить за счет: собственных средств предприятий;
специально созданного Фонда возрождения торгового флота России; привлеченных
средств отечественных и зарубежных инвесторов; федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации постановлением от 20 июля 1993 г.
N 688 утвердило Положение о Фонде возрождения торгового флота России, во
исполнение которого Минфином РФ и Минтрансом РФ 22 сентября 1993 г. утвержден
порядок зачисления и движения валютных и рублевых средств этого Фонда.
Основной составляющей Фонда предусмотрен выкуп Минфином РФ у предприятий
морского транспорта подлежащей продаже 50% валюты и передаче ее на образование
Фонда

На первом этапе Программы (1993-1995гг.) запланировано увеличить пропускную
способность портовых и перегрузочных комплексов на 42,2 млн.т в год за
счет реконструкции действующих и строительства новых; осуществить строительство
транспортного флота 90 ед. общим дедвейтом 1154,4 тыс.т и 45 специализированных
судов (ледоколов, буксиров-спасателей, судов гидрографического обеспечения
и др . ) .

На эти цели предусматривалось 44663,0 млрд.руб. (в ценах 1995 г.) и
3263,0 млн.долл. США, в том числе: за счет собственных средств предприятий
морского транспорта до 20% рублевых и 13% валютных средств: за счет привлечения
заинтересованных в перевозке и перевалке грузов отечественных и зарубежных
инвесторов до 37% рублевых и 35% валютных средств: за счет Фонда возрождения
до 9% рублевых и 25% валютных средств для пополнения флота, обслуживающего
Крайний Север и строительств а объектов государственной собственности;
за счет федерального бюджета до 34% рублевых и 26% валютных средств для
строительства специального флота, объектов гидрографического и навигационного
назначения, обслуживания судов с ядерными энергетическими установками и
других объектов обеспечения безопасности мореплавания.

За 1993-1995 гг. построено 43 современных транспортных судна дедвейтом
752,7 тыс.т, что составляет 48% от количества и 65,2% от дедвейта, намеченных
по Программе; введены в эксплуатацию 8 портовых перегрузочных комплексов
общей мощностью 12 млн.т грузов в год (28,4% от намеченного Программой),
в том числе: в Мурманске, Находке, Санкт-Петербурге, Владивостоке.

Заключены контракты и продолжается строительство 63 ед. транспортного
и специального флота, в том числе 13 ед. на российских верфях Гособоронпрома
РФ (Амурский ССЗ, Выборгский ССЗ. ССЗ "Янтарь", ССЗ "Слип",
АО "Балтийский завод", ГП "Адмиралтейские верфи"),
что способствовало проведению конверсии этих предприятий.

Продолжаются реконструкция и строительство 19 перегрузочных комплексов
суммарной мощностью 24,4 млн.т грузов в год, в том числе:
























Порт



Вводимая

мощность

млн.т.



Номенклатура грузов



Мурманск



3,4



Глинозем, химгрузы



Санкт-Петербург



2,5



Контейнеры , нефтепродукты , рефрижераторные грузы



Новороссийск



5,5



Зерно, контейнеры, рефрижераторные грузы



Таганрог



2,2



Зерно, генеральные грузы



Новый порт Оля



2,05



Генеральные и навалочные грузы, паром



Владивосток



0,4



Генеральные грузы



Восточный



7,4



Глинозем, контейнеры, химгрузы, нефтепродукты



Ванино



0,5



Метанол, генеральные грузы



Петропавловск- Камчатский



0,45



Контейнеры


























Порт



Вводимая

мощность

млн.т.



Номенклатура грузов



Мурманск



3,4



Глинозем, химгрузы



Санкт-Петербург



2,5



Контейнеры , нефтепродукты , рефрижераторные грузы



Новороссийск



5,5



Зерно, контейнеры, рефрижераторные грузы



Таганрог



2,2



Зерно, генеральные грузы



Новый порт Оля



2,05



Генеральные и навалочные грузы, паром



Владивосток



0,4



Генеральные грузы



Восточный



7,4



Глинозем, контейнеры, химгрузы, нефтепродукты



Ванино



0,5



Метанол, генеральные грузы



Петропавловск- Камчатский



0,45



Контейнеры



Строятся объекты систем управления движением судов, обеспечивающих безопасность
мореплавания, в Архангельске, Новороссийске, Астрахани, Владивостоке, Кольском
и Финском заливах, а также продолжается строительство в Мурманске базы
по обслуживанию и ремонту судов с ядерными энергетическими установками.

Реализация указанных проектов позволит улучшить работу предприятий металлургической,
химической, пищевой и других отраслей промышленности, увеличить валютные
поступления, создать дополнительные рабочие места, осуществить перевод
заводов Гособоронпрома на выпуск транспортного и специального флота.

Для восполнения дефицита мощностей, оставшихся на территориях сопредельных
государств, в частности, специализированных комплексов по перевалке нефти
и нефтепродуктов, руды и угля, зерна и сахара-сырца, контейнерных грузов,
паромных комплексов принимаются следующие меры.

Правительственной комиссией утверждена Генеральная схема размещения
и строительства трех новых портов в Финском заливе в районах Усть-Луги,
г. Приморска, бухты Батарейная. По всем этим портам разработаны и утверждены
технико-экономические обоснования (ТЭО), начаты подготовительные работы.

Разработаны ТЭО строительства новых портов в устье Волги в районе селения
Оля Астраханской области, на Черном море в районе озера Соленое на Таманском
полуострове, второго глуботоводного нефтеналивного причала для приемки
и обработки крупнотоннажных танкеров в нефтегавани Шесхарис (Новороссийск),
расширения и реконструкции Туапсинского порта.

В стадии разработки ТЭО строительства паромных переправ: на Балтике
между Россией (включая Калининградскую об ласть), странами Балтийского
бассейна и Германией: на Черном море между Россией, Болгарией и Турцией:
на Каспийском море между Россией, Ираном, Азербайджаном, Туркменией и Казахстаном.

Рассматриваются проблемы транспортировки и отгрузки на экспорт нефти
и газа Тимано-Печорских месторождений, сырой нефти Каспийского трубопроводного
консорциума, создания на Дальневосточном бассейне нового транзитного морского
порта для торговли с Китаем, Японией и странами азиатско-тихоокеанского
региона.

За счет средств акционеров начато строительство трех новых портов: в
заливе Советская Гавань, в районе Железный Рог, на косе Чушка на Черном
море.

В рамках Программы совместно с АО "Нижнетагильский металлургический
комбинат" в России было освоено производство металлического шпунтового
профиля типа "Ларсен". который широко используется в портовом
гидротехчическом строительстве.

В области финансовой и экономической политики в результате работы с
министерствами и Правительством Российской Федерации освобождены от платы
за землю все предприятия морского транспорта; освобождены от налога на
имущество ледокольный и атомно-технологический флот.

К сожалению, финансирование строительства флота и береговых объектов
осуществлялось не в тех пропорциях, которые были заложены в Программе на
1993-1995 гг . : собственные средства профинасированы в размере 43,4% в
связи с падением объемов перевалки грузов в портах и увеличением налоговых
сборов: за счет привлеченных средств отечественных инвесторов профинансировано
только 1,15%, что объяснялось отсутствием средств у грузовладельцев, высоким
уровнем налоговых сборов и темпов инфляции: иностранные инвесторы прокредитовали
строительство флота, как, очевидно, рентабельную сделку, на 98,9% от обьемов,
предусмотренных Программой; на реализацию Программы из федерального бюджета
выделено только 2,4% (предусматривалось 34% рублевых и 26% валютных средств);
Фонд возрождения профинансирован на 3%.

Следует отметить, что несмотря на ряд решений и поручений Правительства
Российской Федерации формирование Фонда возрождения в 1993-1994 гг. проходило
крайне неудовлетворительно, а в 1995-1996 гг. средств на выкуп валюты,
согласно Положению, в бюджете не предусматри валось.

По лимиту капитальных вложений за счет федерального бюджета в 1993-1995
гг. были п редусм трены средства только на объекты, связанные с безопасностью
мореплавания. и совершенно не предусматривались средства на строительство
портов и флота. Это привело к резкому замедлению строительства портов,
причалы которых, как известно, являются государственной собственностью
и должны финансироваться из федерального бюджета. В этой связи хотелось
бы отметить, что средства господдержки предприятиям морского транспорта
представляются, как правило, на возвратной основе, а ввод мощностей увеличил
бы поступления в казну.

Учитывая фактическое положение дел с выделением средств из государственных
бюджетных источников на реализацию Программы, решение вопросов реконструкции,
строительства и технического перевооружения портовых перегрузочных комплексов
осуществлялось, в основном, за счет собственных средств предприятий морского
транспорта с привлечением незначительных объемов отечественных грузовладельцев
и зарубежных инвесторов.

Сдерживание реализации Программы возрождения торгового флота ведет к
тому , что страна по-прежнему несет валютные потери. Так в 1995 г. за транзит
и перевалку российских грузов через порты сопредельных государств только
прямые затраты составили свыше 1 .0 млрд.долл. или порядка 5,0 трлн.руб.
в действующих ценах.

Морской транспорт России 








































































Морской транспортный флот, связанный с Россией, всего:



Единиц



Дедвейт, млн.т.



Морской транспортный флот, связанный с Россией, всего:



1385



14640



в том числе:



национальный морской транспортный флот



1249



10118



флот морских пароходств под иностранным флагом в дочерних
и совместных компаниях, а также построенный в кредит



65



1317



флот АКП "Совкомфлот"



71



3205



Национальный морской транспортный флот (морские транспортные
суда под флагом России)



1249



10118



в том числе:



ядро морского транспортного флота России составляет балансовый
флот десяти морских пароходств



616



8012



флот морских пароходств, взятый в бербоут-чартер (выведен
в дочерние компании под флагом России)



24



427



выданы лицензии на перевозку грузов под декларацию наличия
морских судов



600



1650



учебно-производственные суда академии



9



29



Судоходные компании



11



в том числе:



акционерные общества



9



государственные



2



Перевозки всеми видами флота России, млн.т



106,0



в том числе:



судами морских пароходств



62,5



судами АКП "Совкомфлот"



33,0



судами частных компаний



9,6



судами, взятыми морскими пароходствами в бербоут-чартер



0,9



Валютные доходы, млн-долл. США



1151



Морские порты, количество



41



в том числе:



акционерные



24



государственные



17



Перевалка грузов. млн.т



130,0



в том числе:



сухих



76,0



наливных



54,0



Прибыль балансовая от всех видов деятельности. млрд-руб.



1300



Всего налоговых сборов



1473



в том числе налог на прибыль



888










































































Морской транспортный флот, связанный с Россией, всего:



Единиц



Дедвейт, млн.т.



Морской транспортный флот, связанный с Россией, всего:



1385



14640



в том числе:



национальный морской транспортный флот



1249



10118



флот морских пароходств под иностранным флагом в дочерних
и совместных компаниях, а также построенный в кредит



65



1317



флот АКП "Совкомфлот"



71



3205



Национальный морской транспортный флот (морские транспортные
суда под флагом России)



1249



10118



в том числе:



ядро морского транспортного флота России составляет балансовый
флот десяти морских пароходств



616



8012



флот морских пароходств, взятый в бербоут-чартер (выведен
в дочерние компании под флагом России)



24



427



выданы лицензии на перевозку грузов под декларацию наличия
морских судов



600



1650



учебно-производственные суда академии



9



29



Судоходные компании



11



в том числе:



акционерные общества



9



государственные



2



Перевозки всеми видами флота России, млн.т



106,0



в том числе:



судами морских пароходств



62,5



судами АКП "Совкомфлот"



33,0



судами частных компаний



9,6



судами, взятыми морскими пароходствами в бербоут-чартер



0,9



Валютные доходы, млн-долл. США



1151



Морские порты, количество



41



в том числе:



акционерные



24



государственные



17



Перевалка грузов. млн.т



130,0



в том числе:



сухих



76,0



наливных



54,0



Прибыль балансовая от всех видов деятельности. млрд-руб.



1300



Всего налоговых сборов



1473



в том числе налог на прибыль



888