- Transport on Line - hiltunen.htm

Состав участников 2-го Международного морского форума, проходившего
в Лондоне, говорит сам за себя: 110 делегатов из России и стран бывшего
СССР и 120 делегатов из других государств. Форум был посвящен развитию
деловых отношений в сфере морского бизнеса между Востоком и Западом. Специфика
форума весьма актуальна, ее хорошо почувствовали фирмы-организаторы - "ЭлВи-Эй
(Ю.К.)" и "Марин информэйшн", проведшие в 1994 г. 1-й Международный
морской форум, а в 1995 г. - авиационный, железнодорожный автотранспортный
форумы, а также форум, посвященный вопросам добычи и транспортировки нефти
и газа. На всех этих мероприятиях почти половина участников представляла
страны бывшего СССР.

Большое число делегатов нынешнего форума из восточных стран предопределило
и его программу. Приоритетным среди обсуждавшихся вопросов стал весьма
актуальный для стран бывшего социалистического лагеря вопрос о финансировании
программ развития судостроения, судоходства, строительства и реконструкции
портов.

С докладами выступили крупные финансисты. Критериям западноевропейских
банков при рассмотрении финансовых и инвестиционных проектов посвятила
свой доклад А.Влакокристос-Морган, представитель Европейского банка реконструкции
и развития. В выступлении А.Маккарги (Тафтон оушеаник", Великобритания)
был дан анализ последних сделок в области создания совместных предприятий.
Юридическим аспектам создания оффшорных компаний, использованию оффшорных
структур в качестве средства расширения финансовых возможностей российских
бизнесменов посвящено выступление Д.Гаучи-Мэйстре ("Джи-Эм интернэшнл
сервисиз", Мальта).

На форуме отмечено, что политические изменения в странах бывшего социалистического
лагеря оказывают огромное влияние на развитие морского бизнеса. Это вызывает
острую необходимость у бизнесменов морской отрасли изучать возможное влияние
этих изменений на состояние международного морского бизнеса в комплексе.

Анализ экономической ситуации в отрасли и предполагаемых изменений в
российском морском бизнесе был сделан в докладе Б.Гришина, заместителя
директора Федеральной службы морского флота России. Он отметил, что сдерживание
Программы возрождения торгового флота России ведет к тому, что страна по-прежнему
несет валютные потери за счет фрахтования иностранного тоннажа, транзита
и перевалки российских грузов через порты сопредельных государств. Службой
предлагается наполнить Фонд возрождения кредитными ресурсами за счет залога
акций и имущества 20 морских пароходств и портов по специальному Указу
Президента РФ.

Анализ возможных изменений в судоходстве Великобритании дан в выступлении
Г.Аллена, члена парламента, министра судоходства теневого кабинета. Он
поставил вопрос о законодательной базе, необходимой для обеспечения безопасности
мореплавания. "Мы не будем мириться с теми операторами судов, - подчеркнул
Г.Аллен, которые будут ставить под угрозу жизнь экипажа и безопасность
судна из-за соображений конкурентоспособности. Комиссия во главе с лордом
Дональдсоном, расследовавшая причины катастрофы у северного побережья Соединенного
Королевства, сделала вывод: чем более безопасны наши суда, тем более чисты
будут наши моря. И мы должны усваивать эти уроки. Нам необходимо сделать
все возможное, чтобы сохранить нашу бесценную морскую среду".

Перспективам глобальных изменений в судоходстве до 2000 г. был посвящен
доклад А.Харпера, президента Балтийской биржи в Лондоне. Он ознакомил слушателей
с наметившимися тенденциями изменений грузопотоков в сфере танкерных и
сухогрузных перевозок. "Рынок морских перевозок не существует в вакууме,
- сделал вывод А.Харпер, - он впрямую зависит от производства. Предлагаемый
нами товар это фрахт. Перевозки сырья, нефти и продуктов питания охватывают
90% мировой торговли. Если посмотреть на картину мирового производства,
все признаки указывают на выздоровление после спада. Мир потребляет примерно
50 млн. баррелей нефти ежедневно. Только США импортируют четверть этого
объема, но традиционные схемы меняются. Вместо длинных перевозок нефти
в США с Ближнего Востока мы видим более короткие маршруты, например, импорт
нефти в Северную Америку из Южной Америки. Увеличились перевозки с Ближнего
Востока в Европу. Это привело, в свою очередь, к изменениям в использовании
танкерного флота".

На форуме выступили руководители морской отрасли из стран бывшего СССР.
Среди них генеральный директор Генеральной дирекции государственного заказчика
по реализации Программы возрождения торгового флота России В.Аристархов,
президент Ассоциации морских торговых портов О.Терехов, начальник отдела
Министерства транспорта Украины М.Наапетян.

- Программа форума, - поделился своим опытом директор "Эл-Ви-Эй
(Ю.К.)" А.Дмитриев, - составлялась в соответствии с требованиями современного
транспортного рынка и на основании предложений участников 1-го Международного
морского форума 1994 г. Дифференцированный подход к выбору тем семинаров
и дискуссий учитывает различные профессиональные интересы и род деятельности
предполагаемых участников. Диапазон тематики весьма обширен: внедрение
новых технологий в управление морскими и речными перевозками, развитие
морских коммуникаций, средств связи, юридические аспекты судоходства, правила
международной безопасности мореплавания, практические вопросы конкурентоспособности
в морском бизнесе.