- Transport on Line - hiltunen.htm

ЗМЕИ И ДРАКОНЫ

После нашествия варваров и распада Римской империи в V веке н.э. судоходство
в Средиземном море на несколько столетий пришло в упадок. О судах того
периода (вплоть до Х века) ученые имеют весьма малочисленные свидетельства.

Несколько греческих миниатюр, относящихся к девятому столетию, изображают
небольшие суда прибрежного плавания с одной мачтой и латинским парусом
без каких бы то ни было носовых украшений.

Дальнейшая роль в развитии и совершенствовании корабля принадлежит норманнам,
или викингам, - северо-германским племенам, обитавшим на полуострове Ютландия
и берегах Скандинавии. Норманны, хотя и заслужившие в истории человечества
позорную славу морских грабителей и разорителей чужих городов, по праву
являются выдающимися корабелами своего времени. Их суда воплотили в себе
первые грамотные решения конструкции корпуса и послужили прототипом кораблей
других морских народов Западной Европы.

Превосходные мореходные качества, верно выбранные пропорции и формы
корпуса норманнских судов позволили викингам задолго до Колумба пересечь
Атлантику и основать свои поселения в Гренландии и на полу - острове Лабрадор.
Эпоха опустошительных набегов и завоевательных походов викингов с VIII
по XI век - является также временем расцвета их судостроительного искусства.

Древняя скандинавская поговорка гласит: "корабль - дом скандинава".
С самых ранних лет корабль для воина-викинга был тем же, чем конь для сына
степей - кочевника. Корабль служил крепостью в бою, местом хранения добычи
•при возвращении к родным берегам, его крепкие дубовые борта являлись надежным
убежищем в шторм. И в свой последний путь бесстрашные вожди викингов -
конунги отправлялись вместе с кораблем, очевидно, не представляя без него
своей загробной жизни. Обычай хоронить знатных викингов вместе с кораблем
способствовал тому, что сегодня мы знаем об уровне их судостроения не только
из древних саг и наскальных рисунков.

Найденные на территории Норвегии в местностях Озеберг и Гокштад два
корабля викингов относятся соответственно к IX и Х векам и сейчас хранятся
в специальном музее Осло. Это боевые корабли, норманны называли их "длинными",
а также в зависимости от размеров драккар ("дракон") или шнеккар
("змея"). Найденные корабли имеют длину около 23 м, один 15,
другой 16 пар весел, клинкерную (кромка на кромку) обшивку и замечательно
стройные обводы корпуса, плавно перетекающие в грациозно изогнутые штевни.
Ученые утверждают, что строились нередко драккары длиной 30 м и более,
а транспортные суда норманнов - кнорры, на которых викинги перевозили захваченный
скот и лошадей, достигали 50- метровой длины. Гокштадский корабль не несет
никаких украшений, зато озебергский имеет штевни, заканчивающиеся спиралевидными
завитками в виде головы и хвоста змеи. По обеим сторонам штевней пущен
резной узор из переплетенных змеиных голов, являющийся замечательным произведением
декоративно-прикладного искусства древних скандинавов. Старые норвежские
саги повествуют о том, что стилизованные изображения мифических драконов
и змей были излюбленным украшением штевней кораблей викингов. Головы драконов
иногда покрывали позолотой, а резные накладные доски на бортах часто изображали
их лапы, крылья и чешую,

Вид вырастающих в морской дали чудовищ должен был приводить в ужас врагов
и, несомненно, наводил панику на мирные прибрежные селения других стран.
Известно, что при возвращении к родным берегам норманны зачехляли или даже
снимали носовые фигуры, чтобы не испугать своих жен и стариков. Кроме устрашающих
драконов и змей, корабли викингов иногда несли менее воинственные фигуры
- резные изображения быка, льва, оленя или дельфина, а транспортные и рыбацкие
суда часто не имели никаких украшений. Драккар короля норманнов Вильгельма
Завоевателя, совершившего в 1066 г. захватнический поход в Англию, нес
на форштевне позолоченную фигуру льва, а на ахтерштевне - деревянное изваяние
вождя, дующего в боевой рог, со знаменем в другой руке.

Об отношении викингов к своим кораблям свидетельствуют их звучные имена,
воспетые в древних сагах: "Морской змей", "Ворон вихря",
"Лев волн", "Морской олень", "Конь ветра",
"Сани владыки морей". И драккары морских королей оправдывали
свои названия. Их высокие мореходные качества наглядно подтвердились на
практике, когда в 1893 г. копия гокштадского корабля, названная "Викинг",
за 27 дней пересекла Атлантику, обогнав по пути другие парусные суда, в
частности четырехмачтовую шхуну. Благодаря отсутствию надстроек и полужесткой
конструкции корпуса, когда шпангоуты связывались с обшивкой гибкой лозой,
драккар обладал завидной легкостью, поворотливостью и прекрасной остойчивостью.
По свидетельству капитана "Викинга" МагнусаАндерсона, в свежий
ветер корпус драккара под воздействием паруса на полфута приподнимался
над водой, что уменьшало поверхность трения и позволяло развивать скорость
в 10-12 уз.

Любопытно, что копии драккаров есть и в нашей стране.

Несколько лет назад на Соломбальской верфи в Архангельске были построены
два драккара для съемок фильма "И на камнях растут деревья".
Режиссер фильма С.Ростоцкий позднее вспоминал: "Они были так легки
на воде, что даже ребенок мог развернуть их одним веслом".