- Transport on Line - hiltunen.htm

Итак, то, чего боялись германские судостроители, совершилось. Крупнейшая
судостроительная компания страны "Бремер Вулкан" (БВ) объявила
в мае о своем банкротстве. И виновными в этом были, как водится, не руководители,
а конкуренты: Польша, Япония, Южная Корея, Китай, взявшие верх в безжалостной
конкурентной борьбе.

Тучи начали сгущаться над компанией еще в январе 1991 г., когда правительство
страны объявило о прекращении субсидий на строительство судов. Правда,
под давлением правительств прибрежных земель оно и дальше продолжало выплачивать
субсидии, но далеко не в прежних размерах - вместо 28% только 6,5%.

Судостроители жалуются, что строительство нового судна в Германии обходится
на 30% дороже, чем в азиатских странах, и на 40% - чем 8 восточноевропейских,
как в Польше, например. Да и зарплата другая: она в 10 раз выше, чем в
Польше, и в 7 раз, чем в СНГ.

В результате - снижение числа заказов и увеличение долгов, которые в
начале 1996 г. составили 600 млн.долл.

Обеспокоенные кредиторы стали настойчиво требовать возврата долгов,
возникла реальная угроза банкротства. В последней попытке избежать краха
в феврале этого года руководство компании обратилось с просьбой о судебной
защите против кредиторов. Однако министр экономики Понтер Рексордт заявил,
что компании не стоит рассчитывать на государственную поддержку, а следует
договориться с кредиторами и правительством.

Кредиторы же обвиняют руководство БВ в слишком высокой стоимости рабочих
рук, отсутствии у руководства оперативности и маневренности. Спасение,
считают они, можно найти в переводе некоторых производственных процессов
в страны, где рабочие руки дешевы.

Такие попытки начали предприниматься. В 1994 г. БВ вел переговоры с
Индонезией о совместном строительстве контейнеровозов, стремился установить
более тесные связи со странами СНГ и Прибалтики.

Предлагался и другой путь: стать владельцем судов или их совладельцем,
чтобы эксплуатировать их в своих интересах.

С воссоединением Германии БВ "наложила лапу" на большую часть
судоверфей восточногерманской компании "Дойче машинен унд шифбау"
в Висмаре, Ростоке и Штральзунде, разорвав их тесные связи с СССР и другими
восточноевропейскими странами. В результате они производят сейчас только
25% продукции в месяц по сравнению с прошлым.

Считая, что на предприятиях занято слишком много людей, а производительность
их составляет лишь 60% западногерманских, БВ пошел на резкое сокращение
численности работников. Если до объединения здесь работало 39 тыс.человек,
то сейчас около 15 тыс.

Тучи над компанией продолжали сгущаться. Пытаясь развеять их, БВ начал
строительство самых современных судов. К ним относятся танкеры Е-З (экологически
чистые, экономически выгодные, европейской постройки). Их длина составляет
318 м, ширина 57, осадка 22 м, дедвейт 295,1 тыс.т, грузовместимость 341,5
тыс.м2 скорость 15,4 уз.

Другая группа - пассажирские суда типа PAX-1800 (длина 199 м, ширина
32, осадка 7,8 м, пассажировместимость 1800 чел., площадь общественных
помещений 10 445 м2 скорость 22 уз).

Далее следуют контейнеровозы типа BV-3800 (длина 264,2 м, ширина 32,2
м, осадка 12,5 м, дедвейт 50 тыс.т. вместимость 3765 контейнеров, средняя
скорость 24 уз), саморазгружающиеся балкеры для перевозки угля, зерна,
руды (длина 178,8 м, ширина 29 м, осадка 10,8 м, дедвейт 36,5 тыс.т, скорость
14,5 уз), рефрижераторы RV-550 с точностью регулирования температуры до
1/10 градуса (длина 156,53 м, ширина 23 м, осадка 9,53 м, дедвейт 12 942
т, вместимость 589 615 куб.футов, скорость 21 уз).

Однако и это не дало ощутимых результатов. Крах компании "Бремер
Вулкан" наступил.

(По материалам зарубежной печати)