- Transport on Line - hiltunen.htm

С третьей четверти IV в. до н.э. в истории Древней Греции начинается
эпоха македонского владычества в результате завоеваний Александра и создания
своеобразного мирового государства. Вскоре после его смерти (323 г. до
н.э.) эта империя распалась на ряд частей, основные из которых - Сирия,
управлявшаяся Селикидами, и Египет, которым правили Птоломеи, Пергам и
другие эллинистические государства, просуществовали 2-3 столетия до завоевания
их римлянами. Все более распространяется греческое стихийно-материалистическое
мировоззрение, создаются зачатки опытных наук (о мореплавании и строительстве
морских портов и т.д.), получившие почву для развития в Александрии, в
коллегии ученых, собиравшихся при знаменитой Александрийской библиотеке.

Элементы греческого портового зодчества проникают далеко за пределы
страны. В Египте, Малой Азии, Сирии и других странах создается своеобразная
портовая архитектура, сочетающая местные традиции с греческими художественными
формами.

В области портовой архитектуры наиболее важными являются достижения
эпохи эллинизма в градостроительстве. В это время были заложены и построены
сотни новых портовых городов во всех странах, охваченных эллинистической
культурой - от Средней Азии и Северной Индии до Египта.

Образцом портового города эллинистической эпохи является Александрия
в Египте с образцовым портом и гаванью, высочайшим в древности маяком Фарос
и прямолинейной сетью улиц. Две главные улицы, перекрещивавшиеся в центре
под прямым углом, пересекали весь город, а одна из них вела к порту.

Достижения эллинистической эпохи в области портовой архитектуры и градостроительства
еще далеко не изучены, ибо руины сотен городов, разбросанные на огромном
пространстве, до сих пор находятся под водой, ожидая исследователей.

Культура эллинизма, и в частности его портовая архитектура, оказала
заметное воздействие на завоевателей-римлян, во II в. до н.э. захвативших
почти все страны Средиземноморья.

Расцвет портовой архитектуры античного Рима приходится на 1 в. до н.э.
- III в. н.э. Сложилась она на основе культуры этрусков - народа, обитавшего
в средней Италии с начала 1 тысячелетия до н.э., и под воздействием древнегреческой
портовой архитектуры. От этрусков римляне взяли тип портового здания, стоявшего
на высоком подиуме - каменной платформе с широкой лестницей в переднем
торце.

Оно оформлялось несколькими рядами поставленных по периметру колонн,
над которыми возвышался высокий треугольный фронтон. Римский тип портового
атриумного здания также ведет свое происхождение от этрусков.

В царский период (VIII - VI вв. до н.э.) развивалось главным образом
строительство оборонительных портовых сооружений и храмов. Последний римский
царь Тарквий Гордый закончил к 510 г. до н.э. возведение портов, а также
огромного храма богов Юпитера, Юноны и Минервы на Капиталийском холме.

В период ранней Римской республики сооружались традиционные, сходные
с этрусскими типы портовых зданий, храмов и создавались инженерные сооружения
- причалы, дороги, мосты и акведуки, первоначально имевшие примитивные
формы.

Со II в. до н.э. в Римской республике произошли большие изменения в
строительной технике: появились сооружения из бетона (римские авторы не
раз упоминали о том, что на склонах вулкана Везувий близ Неаполя можно
обнаружить особый песок, который, если его увлажнить, через несколько недель
образует скалообразный материал; в эту массу затем бросали кусочки обыкновенного
камня, называемые цементумом, по существу - бутобетон), начинается усиленное
развитие причальных, арочных и сводчатых конструкций.

Создаются акведуки и мосты довольно значительных пролетов, в частности,
двухпролетный мост Фабриция, построенный через реку Тибр в Риме в 62 г.
до н.э. и сохранившийся до нашего времени. Пролет арки равен 24,5 м.

В середине II в. до н.э. создается новый тип портового здания, примером
которого могут служить сохранившиеся дома этого времени в Помпеях, имеющие
не только небольшой дворик - атриум, около которого группируются основные
помещения, но и расположенный за атриумом перестиль - небольшой сад, окруженный
колоннадой.

В период расцвета Римской республики создаются также террасные композиции
зданий, хорошо гармонировавшие с природой. На побережье были построены
роскошные виллы для богачей, связанные с крупными рабовладельческими поместьями,
и в то же время появились целые районы городских трущоб с жилищами бедняков
- инсулами.

Преобразуются городские площади - форумы, ранее служившие торговыми
центрами.

В Римской империи, опирающейся на крупную земельную собственность и
ремесленное производство, развиваются портовые города и городская культура.
Расширение экономических связей с другими странами, связей, без которых
немыслимо существование огромного Римского государства, породило необходимость
в развитии строительства причалов, мостов и других инженерных сооружений.

Высокий уровень инженерно-технического мастерства римских строителей
проявился в сложных сооружениях самых различных типов: портовых постройках,
наземных акведуках, грандиозных амфитеатрах и цирках, театрах, термах (общественных
банях), государственных зданиях, дворцах, форумах, тюрьмах-мастерских и
др. Большое внимание римские архитекторы уделяли планировке и отделке внутренних
помещений.

Во времена императора Августа (1 в. н.э.) завершился процесс эллинизации
римской архитектуры. Происходит смена несколько тяжеловесных форм архитектуры
поздней республики формами более легкими и изящными. В этот период был
построен ряд выдающихся портовых и инженерных сооружений, в частности,
акведук высотою 49 м над уровнем пересекаемой реки Гар близ г.Нима (Южная
Франция), Порто-Маджоре в Риме, построенный в 50-х годах н.э.

При императорах из рода Флавиев (69-96 гг. н.э.) был создан знаменитый
Колизей - цирк, вмещавший около 50 тыс. зрителей, а в 81 г. сооружена триумфальная
арка императора Тита.

Время Антонинов (96-102 гг. н.э.) было ознаменовано новыми завоеваниями.
Следствием этого является триумфальный характер архитектуры. Знаменитый
зодчий Апполлодор построил в Риме огромный форум и триумфальную колонну
Траяна. Она покрыта рельефами, на которых изображаются его морские походы
и победы наддаками - предками румынского народа.

Памятники римской портовой архитектуры сохранились не только в самой
метрополии, но и во всех провинциях империи: в Сирии, Испании и т.д.

Одновременно с зарождением в недрах старого общества новых общественных
отношений в Римской империи создавалась раннехристианская архитектура,
первоначально перерабатывающая и развивающая старые типы сооружений применительно
к новым потребностям, а именно - базилику в качестве церкви и центрическое
здание в качестве баптистерия (здание с бассейном для обряда крещения).

Города - порты Северного Причерноморья - Пантикапей (Керчь), Херсонес,
Ольвия - возникли как греческие поселения; позже, в период римской империи,
они находились в зависимости от Рима. Постоянная угроза нападения воинственных
скифов заставляла сооружать в городах мощные оборонительные стены. Образцом
укреплений того времени служат причалы и стены Херсонеса (IV-111 вв. до
н.э.), сложенные из крупных квадров.

В Херсонесе раскопан целый город-порт с припортовыми площадями, улицами,
жилыми домами, а также портовыми, общественными зданиями и храмами. Значительно
хуже сохранились крепостные стены Ольвии и Пантикапея.

В России со второй половины 1 тысячелетия до н.э. в поздний период родового
строя на верхней и средней Волге, на Оке, на берегах Азовского и Каспийского
морей создаются новые типы поселений: городища-порты, укрепленные валами
и рвами, обнесенные стенами и башнями и характерные уже резким различием
типов сооружений (жилых и общественных построек), отражающем классовое
расслоение и развитие общественно-производственных отношений.

Античное портовое зодчество разделило судьбу рабовладельческого общества,
рухнувшего в результате революции рабов и нашествия варваров. Но оно не
вполне погибло вместе с последним. На протяжении полутора тысячелетий наследие
античного портового зодчества, хранящее огромный запас форм, методов, идей
и композиционных приемов, все еще продолжает вдохновлять архитекторов,
не перестающих обращаться к нему за творческими уроками.