- Transport on Line - hiltunen.htm

Юрий БРАЙКО, начальник
Управления морского транспорта "Темрюкмортранс" капитан дальнего
плавания

Для людей несведущих, пусть даже и побывавших в Темрюке, этот кубанский
город ассоциируется прежде всего с дешевой и вкусной рыбешкой. Рыбка тут
и впрямь на зависть - глаза на рынке разбегутся! Однако главным богатством
этого региона, наряду с дарами вод и плодородной земли, является сокровище,
скрытое в глубоких подземных пластах. Это природный газ. Впрочем, залегание
этого чуда природы распространено почти по всей территории Краснодарского
края. Но именно здесь нашлось наиболее удобное место для сооружения гавани,
порта и морского подразделения совершенно нового типа.

Итак, в середине 70-х в двух милях от Азовского моря вверх по течению
реки Кубань закипела работа. Из Темрюкского залива к будущим причалам пошло
рытье проходного канала, параллельно - создание искусственного "ковша"
будущей гавани, в затоне Чирчик - строительство дамбы и причалов, поднятие
береговой инфраструктуры и т.д.

Первоначальная цель предусматривала создание базы морского бурения.
Появилась группа специальных судов, обеспечивавших разведку, бурение, обслуживание
буровых установок. В короткий срок удалось обнаружить серьезные запасы
газа на материковых шельфах Черного и Азовского морей. Однако экономическая
нестабильность начала 90-х годов вынудила эти работы приостановить. Возможно,
так постепенно и захирело бы большое начинание, поглотившее уйму денег
и человеческих усилий. "Краснодарморнефтегаз" буквально дышал
на ладан.

Избежать такого поворота событий помог случай. В июне 1993 года здесь
побывал президент Российского акционерного общества "Газпром"
Рем Вяхирев. Его идея о целесообразности использования уже имеющихся сооружений,
после их некоторого усовершенствования и дооборудования, для обеспечения
перевозок, хранения и переработки грузов, закупаемых для нужд газовой промышленности,
легла в основу создания перегрузочного портового комплекса. Была учреждена
соответствующая дирекция на правах филиала "Кубаньгазпрома",
которая затем была преобразована в управление морского транспорта "Темрюкмортранс".

Сегодня размах производимых работ впечатляет. Как судовладельческое
предприятие "Темрюкмортранс" уже располагает флотом из 12 ти
судов. Среди них транспортные суда типа "Волга", построенные
на судоверфи "Красное Сормово". В текущем году поступит еще одно
судно-новострой того же типа, а с будущего - начнут прибывать суда дедвейтом
5600 тонн. Имеются также транспортно-буксирные суда, работающие в настоящее
время по фрахту в Персидском заливе, портовые буксиры. Плюс - крановые
суда и просто плавкраны, дноуглубительные суда, плавмастерская и другие
плавединицы специального назначения.

Транспортный сухогрузный флот предприятия осуществляет внешнеторговые
перевозки, обслуживающие контракты "Газпрома", в частности контракт
с итальянским концерном "Трагаз" по доставке крупногабаритного
оборудования для будущего нового газового трубопровода на Европу. Есть
и самостоятельная работа с иностранными партнерами.

На берегу тоже работы невпроворот. Программой развития комплекса предусмотрено
строительство портового терминала мощностью - 1,5 млн. тонн переработки
генеральных грузов и спецгрузов в год. И вот в настоящий момент практически
завершается обустройство первого пускового комплекса из трех причалов общей
протяженностью 400 погонных метров и с грузооборотом 250 тысяч тонн в год.
Одновременно ведется дальнейшее углубление судоходного канала с тем расчетом,
чтобы получить возможность принимать суда с осадкой до семи метров. Недавно
коллектив отметил радостное для себя событие: строящийся комплекс уже удостоен
статуса морского порта. Продолжается формирование и обустройство территории
порта, пущена в действие таможенная площадка для приема грузов, площадки
для установки подвижных кранов и подкрановых путей, вводятся складские
помещения. По завершении программы строительства протяженность причального
фронта составит 1455 метров, рассчитанного на среднегодовую обработку порядка
540 судозаходов. Помимо прочего "Темрюкмортрансу" придано довольно
крупное автохозяйство, состоящее в основном из супер-МАЗов, призванное
обеспечивать междугородное транспортное сообщение по суше для перевозки
и доставки на места поступающих морем грузов своими силами.

"Темрюкмортранс" - пока что единственная в России подобная
структура в системе "Газпрома" РФ. Полученный за последние годы
опыт показал, что ее создание весьма полезно и даже необходимо для "Газпрома".
Это позволяет без проволочек решать многие транспортные и технические проблемы,
экономя при этом большие средства. Например, прежде такие перевозки осуществлялись
судами Азовского морского пароходства, которому приходилось выплачивать
по 29 долларов за каждый доставленный кубометр груза. В общей массе это
выливалось во многие миллионы долларов.

У нас много болезней роста, в том числе юридических разночтении. Нужны
дельные консультации по работе с валютой, вообще по наиболее рациональной
организации экспортно-импортных грузоперевозок. Поэтому возможность вступить
в Союз Российских судовладельцев для нас как нельзя кстати. Откровенно
говоря, представляет серьезные трудности и наличие множества вышестоящих
"нянек", не знающих морской специфики, убедить которых в чемлибо
без авторитетной помощи порою просто невозможно. Да и вообще, любые проблемы
решать сообща гораздо легче, чем в одиночку.