- Transport on Line - hiltunen.htm
Андрей Шевченко, Исполнительный директор УЭиМ акционерного общества
"Сахалинское морское пароходство "
За четыре последних переоценки основных фондов начиная с 1992 года суммарный
индекс роста их стоимости составил 4736 пунктов. По оценке международного
аудита, уже в результате последней переоценки в январе 1996 года полная
восстановительная стоимость флота превысила рыночную в 3,8 раза, а остаточная
- в 1,6 раза. За последние три года абсолютный размер амортизации по флоту
возрос в шесть раз. В такой же пропорции растет и налог на имущество.
В то же время как внутренний, так и внешний фрахтовый рынок стабилизировался
и переложить прирост амортизации и налога на имущество через индексацию
тарифов и фрахтовых ставок на грузовладельцев уже, практически, невозможно.
Из-за высокой себестоимости судов они не пользуются спросом, теряется грузовая
база. Вместе с тем, в результате переоценок основных фондов, роста амортизации
и налога на имущество растут и цены на бункерное топливо, материально-техническое
и продовольственное снабжение, ремонт флота, навигационные расходы и агентирование.
Получаемых от работы флота доходов едва хватает на его эксплуатационные
нужды и уплату налогов. Понятие амортизации остается только на бумаге.
Фактически амортизационный фонд не образуется.
В такой ситуации об обновлении флота за счет собственных средств предприятия
не может быть и речи, полностью свернулось и береговое строительство.
Дальнейшая переоценка при отсутствии амортизационного эффекта повлечет
только рост налога на имущество и поставит пароходство в еще более трудное
финансовое положение. К примеру, в первом полугодии текущего года рост
доходов от работы флота составил всего 2,5% при росте расходов 24,8%. При
этом к аналогичному периоду амортизация по флоту выросла в полтора раза.
Убытки от работы флота составили 14 миллиардов рублей. При амортизации
22 млрд. рублей образован амортизационный фонд в размере всего 8 млрд.
рублей.
Что касается норм амортизации на 1997 год, то для Сахалинского пароходства
даже без переоценки они окажутся неподъемными. Рост амортизации при указанных
нормативах составит 3,3-3,5 раза. Исходя из вышеназванных причин амортизация
в таких размерах начислена не будет.
По нашему мнению, новая переоценка фонда и применение высоких норм амортизационных
отчислений не даст возможности стабилизировать производство, а рост его
себестоимости может привести к отказу грузовладельцев от услуг отечественного
морского транспорта.
В случае принятия переоценки желательно установить повышающие коэффициенты
в пределах 1,2- 1,3, а по нормам амортизации предоставить право предприятиям
в зависимости от их финансовых возможностей и по согласованию с местными
налоговыми органами устанавливать размер амортизации в пределах от ныне
существующих, но не более установленных Указом без изменений в течение
финансового года.