- Transport on Line - hiltunen.htm

Романенко А., Шаров М. (ЦНИИМФ)

Авторитетная английская консультационная фирма Drewry Shipping Consultants,
существующая с 1970 г. и получившая международное признание, выступила
с оценкой положения в мировом морском судоходстве. Она подтвердила свои
ранее высказанные опасения, что после среднего уровня роста, наблюдавшегося
в 1995 г., появились классические симптомы вступления в фазу циклического
спада. Главная причина заключается в том, что идет на спад и вся экономика
ведущих индустриальных стран, из-за чего возникает застой в мировой торговле
и товарообмене. Между тем на фрахтовом рынке тревожные ожидания выражены
едва ли не сильнее, чем во всех транспортных секторах, поскольку происходят
сейчас и будут продолжаться в последующие два года крупные поставки сухогрузных
судов, заказанных в минувший период сравнительно высокой рыночной конъюнктуры.

Эти тревожные ожидания в первую очередь касаются сухогрузного балкерного
рынка, где излишек тоннажа флота уже стал реальностью во второй половине
прошлого года. В начале 1996 г. пополнение мирового балкерного флота новыми
высокопроизводительными судами примерно в 4 раза превосходило по числу
судов списание на слом устаревшего тоннажа. Рынок откликнулся обвальным
падением фрахтовых ставок: балкеры класса "Рапатах" дедвейтом
около 60-65 тыс.т в течение февраля имели ставки только в 14000 долл./сутки
на рейсах Мексиканский залив - Дальний Восток, а год назад в это время
ставки в 19000 долл./сутки рассматривались как норма. Почти такая же картина
и в классе балкеров "Handy": суда дедвейтом по 35-40 тыс.т постройки
80-х годов имели только 12000 долл./сутки на рейсах Континент - Дальний
Восток вместо 16000 долл./сутки в 1995 г. Фрахтовая секция крупнотоннажных
балкеров пока более стойко переносит удары. В целом характеризуя ситуацию
на балкерном рынке, отчет фирмы "Drewry" главной проблемой считает
чрезмерный портфель заказов новых судов этого типа, который назван "устрашающим".
Владельцы балкеров должны быть готовы к дальнейшему падению фрахтовых ставок.

Для танкерного рынка движение конъюнктуры происходит на "положительной
ноте". Полагают, что здесь наиболее тяжелый период остался позади
и танкерные компании вправе рассчитывать на повышение своих доходов. В
течение нескольких месяцев тайм-чартерные ставки для танкеров класса VLCC
заметно росли. Но это же явно затормозило разборку старых судов. Итогом
стала сильная изменчивость фрахтовых ставок, колебавшихся, например для
продуктовозов, от W160 в январе до W240 в марте. Кажется вероятным, что
позитивные прогнозы по поводу танкерного рынка и пришедшее оживление ставок
в течение нескольких месяцев подряд вызовут немалый интерес к строительству
новых танкеров, отвечающих всем стандартам безопасности и охраны окружающей
среды.