- Transport on Line - hiltunen.htm

ЦБ МОРЛИЦЕНЗИЯ ИНФОРМИРУЕТ

Владимир Пилипенко начальник ЦБ "Морлицензия "

Из досье МБР: Начальник ЦБ "Морлицензия" Владимир Пилипенко
родился в 1934 году в г. Владивосток. В 1957 году закончил судомеханический
факультет дальневосточной морской Академии имени адмирала Невельского.

Работал на судах Камчатского и Грузинского морских пароходств, Прошел
трудовой путь от судового механика до начальника Главка Минморфлота СССР.

"От имени нашего коллектива сердечно поздравляю с Новым Годом тружеников
отрасли, наших коллег из стран СНГ. Желаю здоровья, успехов, удачи в делах,
морякам - счастливого плавания!"

Лицензирование на морском транспорте введено Постановлением Правительства
РФ от 23.08.93 "О лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиторской,
брокерской и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного
процесса на морском и внутреннем водном транспорте в Российской Федерации".

На момент выхода данного Постановления такое решение Правительства базировалось
на требовании Закона Верховного Совета РСФСР от 1990 г. "О предприятиях
и предпринимательской деятельности".

Постановлением Правительства (приложение к указанному Постановлению)
было утверждено "Положение о лицензировании", в котором обоснованы
цели и задачи этого важного государственного мероприятия для обеспечения
безопасности судоходства, соблюдения установленных экологических норм при
эксплуатации судов, нормального функционирования рынка транспортных услуг,
защиты интересов потребителей этих услуг и реализации требований антимонопольного
законодательства.

Было регламентировано, что лицензированию подлежат осуществляемые на
коммерческой основе следующие виды деятельности на морском транспорте (всего
13 видов):

Перевозка грузов, пассажиров, бункеровка судов и иных плавучих средств,
работа (услуги) по обслуживанию судов во время стоянки в портах с целью
обеспечения перевозки грузов и пассажиров и жизнедеятельности экипажей
(агентское, снабженческое и обследовательское обслуживание), транспорно-экспедиторское
обслуживание, погрузо-разгрузочные работы и складские операции, обслуживание
пассажиров на территориях и акваториях морских портов и рейдов, брокерская
деятельность по всем видам фрахтования судов для перевозки грузов и пассажиров
в международных морских сообщениях, проводка судов лоцманами и береговыми
службами управления движения судов.

Было установлено, что предприятия и предприниматели могут иметь одновременно
лицензии на несколько видов деятельности. Но лицензия не освобождает их
от обязанностей иметь необходимые свидетельства, рабочие дипломы, сертификаты
и другие документы, предусмотренные действующими нормативными актами по
эксплуатации судов, зданий и сооружений, грузоподъемного и иного оборудования,
технических устройств и других объектов. Срок лицензии был установлен не
более 5 лет.

На основании регламентированных постановлением Правительства РФ требований
по лицензированию была разработана "Инструкция по лицензированию на
морском транспорте, которая утверждена приказом Минтранса РФ от 25.07.94
№ 61.

Данная инструкция была опубликована в газете "ВТ Панорама"
в декабре 1994 года в №№ 44-49, информация об опубликовании инструкции
и дополнительных требованиях при лицензировании по безопасности мореплавания
- в журнале "Морской Флот" № 7-8, 1995 г.

Первоначально практическая работа по рассмотрению заявлений и выдаче
лицензий была организована через отдел лицензирования ДМТ с июня 1994 года.
Первые лицензиаты - АО "Балтийское морское пароходство", АО "Соврахт"
и ТОО "Скат".

Ввиду значительного объема работы по рассмотрению и выдаче лицензий,
было принято решение о создании при ДМТ специального государственного учреждения
по лицензированию - Центральное морское лицензионное бюро (ЦБ "Морлицензия"),
которое было зарегистрировано и начало функционировать с ноября 1994 г.
на основе самофинансирования за счет лицензионных сборов. Отдел лицензирования
ДМТ, проведя основную работу по разработке нормативных документов по лицензированию
и их практическому внедрению, с начала нашей деятельности сосредоточил
внимание на координационной работе в отрасли по лицензированию.

Система финансирования лицензионной работы была установлена по согласованию
с Минфином РФ на основе взимания платы за лицензирование в размере 0,0007%
от доходов лицензиата по лицензируемой деятельности. Эти сборы использовались
для финансирования органов лицензирования, экспертизы лицензионных документов
и долевого содержания контрольных органов по лицензированию Российской
транспортной инспекции.

В настоящее время изложенные выше нормативные документы являются действующими.
Однако за прошедший период по лицензированию в РФ проведен ряд существенных
уточнений и изменений, которые, соответственно, касаются и нашей отрасли.

Введением в РФ "Гражданского Кодекса" (часть 1 - Указ Президента
РФ от 30.11.94 № 52) изданные до введения в действие Кодекса нормативные
акты РФ применяются на территории РФ по вопросам, которые регулируются
Федеральными законами только до введения в действие соответствующих законов.
То есть перечисленные выше ныне действующие нормативные акты Правительства
РФ, которые на сегодня действуют по вопросам лицензирования на морском
транспорте, будут пересмотрены, когда появится соответствующий Закон.

По части лицензирования это уже близко к реальности, ибо подготовленный
Правительством проект Закона о лицензировании в РФ прошел первый этап рассмотрения
в Госдуме и до конца текущего года реален его официальный выход.

Что предусматривает данный Закон? Строго регламентирует для всех инстанций,
которым Правительство поручает лицензирование по видам деятельности, общие
требования и устанавливает четко виды деятельности, на которые требуется
лицензия, если какими-то другими законами это было установлено уже ранее.

В Законе будут зафиксированы цели, задачи лицензирования, регламентированы
основные понятия, используемые в Законе, принципы лицензирования, полномочия
в вопросах лицензирования Федеральных и других органов управления, сроки
действия лицензии. обязательные требования к лицензиату: система контроля
за деятельностью лицензиата, условия лишения и приостановления действия
лицензии, максимальный лицензионный сбор, порядок финансирования лицензионных
органов. ответственность за нарушения требовании к лицензиату, правила
оформления и выдачи лицензий.

С выходом Закона будут проинвентаризованы все нормативные акты по лицензированию
на предмет соответствия Закону, в т.ч. соответственно и по вопросам лицензирования
деятельности на морском транспорте, а именно - выходом по морскому транспорту
соответствующего нового постановления Правительства РФ, утверждением порядка
лицензирования и инструкции, Это, конечно, займет определенное время.

С марта 1996 г. приказом министра транспорта РФ М" 17 введен новый
по рядок лицензирования деятельности по судам смешанного "река-море"
плавания. Введены две лицензии соответственно для речной и морской деятельности.
Общие лицензии, выданные ФС "Росречфлот" до марта 1996 г.. остаются
действительными до окончания срока действия и затем подлежат переоформлению
в новом порядке.

Центральное бюро "Морлицензия" совместно с ЦНИИМФом выпустили
справочник "Лицензиаты морского транспорта РФ 1996 г.", где указаны
почтовые адреса, телефоны лицензиатов по видам деятельности и регионам.
Справочник будет ежегодно корректироваться. Приобрести его можно почтой
наложенным платежом в ЦНИИМФ (193015, г. С.-Петербург, ул. Кавалерградская,
6: тел.: (812) 271-81-37, 275-26-49 или в ЦБ "Морлицензия" за
наличный расчет по адресу: Москва, ул. Рождественка, 1/4 (ФС "Росморфлот").
Стоимость одного экземпляра 30 долларов.

Дальнейшая информация по деятельности ЦБ "Морлицензия" будет
регулярно публиковаться в газете "Морские вести России".