- Transport on Line - hiltunen.htm

На фоне бедственного фактического положения флота сегодня, что очевидно
и не требует каких-либо доказательств (достаточно просмотреть материалы,
опубликованные в газете "Морские вести России" №№ 1-8), происходящая
шумиха вокруг даты празднования 300-летия Российского флота выглядит как
желание скрыть от широкой общественности реальные факты, а также неумение
или нежелание властных структур изменить сложившуюся ситуацию и принять
практические меры по действительному возрождению Российского флота.

В данной статье не будет анализироваться ситуация и причины, которые
привели к необходимости возрождения отечественного флота. Задача состоит
в том, чтобы определить пути выхода флота из бедственной ситуации, которые
можно найти, прилагая совместные усилия всех заинтересованных лиц и, в
первую очередь, судовладельцев, мнения которых можно и нужно публиковать
и объединять на страницах газеты "Морские вести России".

Во всем мире правительства принимают меры, направленные на поддержку
и развитие национальной транспортной сети, в том числе и водного транспорта.
Это включает предоставление кредитов на льготных условиях, налоговые льготы,
субсидии, инвестиции и т.п. В отечественной экономике политика властных
структур прямо противоположная. Если властные структуры делают все возможное
для подрыва и разрушения системы водного транспорта и не видно желания
и возможности для изменения сложившейся ситуации, - то и ответный шаг должен
быть идентичен, т.е. судовладельцы и все связанные с ними структуры имеют
моральное право искать альтернативные пути, не рассчитывая на поддержку
действующего в настоящее время в России правительства. Однако объективная
реальность такова, что в ближайшие годы придется действовать в обстановке,
резко отличающейся от той, в которой работают зарубежные предприниматели,
т.е. при полном отсутствии поддержки правительственных органов и возможного
ухудшения условий деятельности за счет увеличения налогового пресса, давления
бюрократического аппарата и т.п. Можно рассчитывать только на собственные
ресурсы и возможности. Это объективная реальность нашей жизни.

Как действовать в условиях полного отсутствия государственной поддержки,
а также при срыве платежей за оказанные услуги? Кроме того, флот катастрофически
стареет и наиболее современные суда продаются зарубежным компаниям, в связи
с чем требуются средства для обновления и пополнения флота. На чей опыт
и на кого можно опереться в подобной ситуации? Кто поможет отечественным
судовладельцам?

Коммерческие отечественные банки или заграничные партнеры-конкуренты?
На заграницу надеяться не приходится - у них налаженные грузопотоки, где
российских судовладельцев не особенно ждут и не пустят. Это подтверждается
и жестким отношением к отечественным судовладельцам со стороны зарубежных
компаний - вспомните об арестах отечественных судов в зарубежных портах,
продажу их с аукциона в счет долгов за бесценок.

Надежды на участие в возрождении флота коммерческих отечественных банков,
которые выделяют долгосрочные кредиты неохотно и под высокий процент, также
маловероятны.

Таким образом, судовладельцам нужно и можно самостоятельно продержаться
в течение 4-5 лет, когда в России появятся новые лидеры, которые смогут
проводить разумную государственную политику в области транспорта, в т.ч.
и водного. Какую линию повеления следует выбрать в сложившейся ситуации?
Очевидно, что в одиночку каждый судовладелец не вытянет такой груз затрат
по возрождению флота. Как получить необходимый капитал и финансирование?

Необходимо начинать с каботажных линий и речных перевозок по рекам Сибири,
где водный транспорт для грузопотоков незаменим.

Судовладельцам нужно объединиться с предпринимателями, которым необходим
вывоз продукции на отечественный и зарубежный рынок, причем на условиях,
когда водный транспорт становится неотъемлемой частью технологической цепочки
по производству и доставке продукции. Эту продукцию можно выпускать в труднодоступных
регионах, где нет конкуренции со стороны других транспортных систем, а
участие в технологической производственной цепочке позволит избежать конкуренции
со стороны других компаний. Несколько примеров: такой продукцией могут
быть торф, строительные и отделочные материалы, лесоматериалы и т.п. В
регионах, откуда вывозятся эти материалы, потребуется установить современное
оборудование для погрузки на суда, обработки этих материалов для получения
товарного вида и упаковки и другие затраты.

Для разрешения финансовых проблем можно предложить получение ссуды под
залог имущества объединенного предприятия. Залоговые операции осуществляются
на основе независимой экспертной оценки, что является гарантией надежности
финансовых операций. Организационную работу следует выполнять при поддержке
Союза российских судовладельцев и Союза промышленников и предпринимателей,
в состав которых входят как судовладельцы, так и владельцы предприятий,
заинтересованные в вывозе продукции из труднодоступных регионов.

Предлагаемый путь позволит судовладельцам неразрывно включиться в деловой
бизнес по производству и транспортировке продукции, накопить необходимые
средства для развития производственной базы и заказа судов.

На последующих этапах в состав соучастников предприятий могут быть включены
и судостроители, которые имеют производственные мощности, освободившиеся
в результате конверсии, богатый опыт, но не имеют устойчивых заказов. Таким
образом, может быть организована загрузка предприятий и дополнительные
рабочие места, сделан шаг по выводу экономики из кризиса.

Если сегодня не принимать никаких мер, то флот продолжит деградировать,
распродаваться, устаревать и через короткое время дойдет до состояния,
когда не сможет решать стоящих перед ним транспортных задач.

Константин Суворов, Генеральный директор фирмы "Морская техническая
экспертиза ".