- Transport on Line - hiltunen.htm

Вторая мировая война, развал колониальной системы и появление многих
независимых, но крайне бедных государств в Азии, Африке, Латинской Америке
с множеством голодающих людей породили огромные потоки спасающихся от безнадежной
нищеты и голодной смерти людей в США, Канаду, благополучные страны Европы.

Чтобы как-то справиться с этим бедствием, в Брюсселе 10 октября 1957
г. была принята Международная конвенция, регулирующая отношения к безбилетным
пассажирам на борту судов. При обнаружении нелегала в порту или в море,
- говорится в ней, - он должен быть передан властям первого порта захода
с заявлением о порте его посадки и дате, национальности проникшего на судно,
порте отправки судна и последующих его заходах. При отказе властей этого
порта и последующих портов захода принять нелегала он может быть направлен
в государство, под флагом которого плавает судно. Причем судовладелец обязан
нести расходы на содержание нелегала.

Конечно, капитан и члены экипажа стали более строго относиться к появлению
посторонних людей на борту судна. Но остановить полностью поток беженцев
пока не удается, хотя к этому теперь привлекаются опытные специалисты из
спецорганов. Так, с 1 октября 1994 г. по 31 сентября 1995 г. было перехвачено
100 судов с беженцами, направлявшимися в Канаду. А в намибийском порту
Уолфиш-Бей на российском военном корабле, направлявшемся в Бомбей для сдачи
на металлолом, были обнаружены 20 либерийских юношей в возрасте от 15 до
18 лет. Но они ошиблись судном: их мечта была попасть в Португалию.

Нелегалы, мечтающие о сытой жизни, готовы плыть на любом судне, в любом
его месте. И этим пользуются мафиозные группы в портовых городах.

Наиболее широко в качестве укрытий используются контейнеры. Но это часто
приводит к довольно трагическим последствиям, ибо в них набивается несколько
человек, создается тяжелая обстановка с дыханием, с исполнением человеческих
потребностей и т.д. Это может выдержать и не всякий здоровый человек. А
труп или умирающий может быть обнаружен только в порту выгрузки или в море
по пути следования в результате трупного запаха или запаха человеческих
экскремен- тов. Используются и другие укрытия.

Так, на сухогрузе "Остфрислэнд" дедвейтом 17,8 тыс. т. под
сингапурским флагом, под палубой морской пехотой США были найдены три трупа
неизвестных, погибших от отравления газом, четвертый, еще живой, умирал
на палубе. Предполагали, что это были скорее всего беженцы из Кот-д'Ивуар.

Обнаружение нелегалов на судне доставляет массу хлопот для капитана
и судовладельцев. На их ответственности лежит стоимость содержания и безопасность
нелегала. В каждом порту захода они уговаривают власти принять беженцев,
но в большинстве стран отказываются признавать их, не разрешают принять.
Свой отказ они пытаются объяснить тем, что трудно выяснить национальность
нелегалов, их социальное и моральное лицо. Это особенно характерно для
африканских портов, где переход границ не представляет каких-либо трудностей.
В таких случаях дела о нелегалах ; нередко доходят до разбирательства в
международном суде.

Вот почему, чтобы избежать бюрократическую канитель, связанную с разбирательством
дел нелегалов, их после обнаружения нередко просто выбрасывают в море,
физически расправившись.

Так поступил, например, капитан и некоторые члены украинского экипажа
судна "М.С. Руби", расправившись и выбросив в море восемь ганских
докеров, пробравшихся на борт в порту Такоради (Гана). Так поступили с
чернокожим человеком, задумавшим было проехать "зайцем" из Сьерра-Леоне
в Европу на датском судне "Карен Клиппер". Датчане не стали церемониться
с безбилетником и выбросили его в море на съедение акулам. А тайванцы из
командного состава контейнеровоза "Мерск Дубай" емкостью 2138
контейнеров, зафрахтованного тайваньской компанией "Янгминь"
у датской компании "Мерск лайн" для перевозки грузов с Ближнего
Востока в США и Канаду, убили и выбросили в море трех "зайцев"
- румын, проникших на судно вероятно в испанском порту Альхесирас. По прибытии
в канадский порт Галифакс филиппинцы - члены экипажа "Мерск Дубай"
в знак протеста против убийства безбилетников сошли с судна и передали
канадской полиции четвертого спасенного ими румына. Теперь этим делом занимаются
канадские следственные органы.

Безбилетные пассажиры дорого обходятся мировому сообществу и в первую
очередь флоту. По сообщению журнала "Мотор шип", ежегодные затраты
на них составляют 5 - 8 млрд. долларов.

Как решить эту проблему?

ИМО рекомендует капитанам, что надо предпринять при обнаружении "зайца"
на борту судна:

- Постарайтесь точно узнать, в каком порту он проник на судно.

- Приложите максимум усилий для определения его личности и гражданства.

- Подготовьте заявление для вручения портовым властям со всей имеющейся
у вас информацией о безбилетнике,

- Доведите о случившемся до сведения судовладельца, властей, в каком
порту "заяц" проник на судно, какой следующий порт захода и флаг
вашего судна.

- Не отклоняйтесь от запланированного курса, чтобы высадить "зайца".
за исключением того, когда с этим согласны соответствующие власти, а также,
если есть убедительные причины для обеспечения безопасности мореплавания.

- Принять соответствующие меры для обеспечения безопасности, здоровья
и содержания безбилетника.

Я. Сергеев.