- Transport on Line - hiltunen.htm

Министр транспорта РФ Николай Цах и член Европейской Комиссии г-н Нил
Киннок провели пресс-конференцию в Москве.

Предварила пресс-конференцию встреча г-на Киннока, курирующего в Европейской
Комиссии вопросы транспорта, с вице-премьером РФ г-ном О.Лобовым, министром
транспорта г-ном Н.Цахом и Министром путей сообщения г-ном А.Зайцевым.
В повестке дня были вопросы подготовки Третьей общеевропейской конференции
по транспорту (Хельсинки, 23-25 июня 1997 г.), Критский мультимодальный
транспортный коридор, сотрудничество в области транспорта в регионах Черного,
Баренцева и Балтийского морей, а также специфические вопросы, касающиеся
воздушного, железнодорожного и водного транспорта. Стороны также обсудили
вопросы модернизации российской системы управления воздушным движением
и Транссибирского воздушного коридора, сотрудничество в области развития
всеобщей системы спутниковой навигации, охватывающей Европу и Россию, взаимное
открытие внутренних водных путей, а также стандарты безопасности в области
международного морского транспорта. Было подтверждено создание Совместной
Рабочей группы для координации совместных действий и обмена научной исследовательской
документацией.

С удовлетворением было отмечено, что Правительство Российской Федерации
уже приняло решение открыть 14 речных портов для международных перевозок.

Член Европейской Комиссии г-н Нил Киннок приветствовал тот факт, что
Россия является членом и активным участником Парижского Меморандума о Взаимопонимании
по контролю за состоянием портов.

Стороны также рассмотрели возможность признания на уровне Европейского
Сообщества Российского Реестра морского судоходства, что позволит повысить
уровень безопасности на море. Стороны также обсудили результаты осуществления
программы Тасис, в рамках которой для России уже выделено 84 млн. экю (107
млн. долларов США) на различные проекты в области транспорта.

По окончании встречи Министр транспорта г-н Цах и член Европейской Комиссии
г-н Киннок подписали Меморандум о Взаимопонимании по Балтийским портам.
Меморандум является инициативой Европейского Союза и отражает ту важность,
которую ЕС придает развитию сотрудничества в Балтийском регионе и роли,
которую может играть морской транспорт, особенно ближние морские перевозки,
в поддержке растущей торговли и других связей. Министры транспорта Дании,
Эстонии, Финляндии, Германии, Латвии, Литвы, Польши и Швеции уже поставили
свои подписи под этим документом (Норвегия подпишет документ позднее).

Комментируя встречу, министр транспорта РФ Николай Цах сообщил, что
вторая часть Третьей общеевропейской конференции по транспорту, после Хельсинки,
будет проходить в С.Петербурге. В этой связи Россия уже взяла на себя организационные
обязательства.

Рассмотрены вопросы взаимоотношений России и ЕС по деятельности воздушного
транспорта и, в первую очередь, в отношении систем управления воздушным
сообщением на территории России в связи с их использованием иностранными
авиакомпаниями.

Обсужден комплекс проблем, связанный с работой морского и речного транспорта
России, а также совместных усилий России и ЕС для создания условий по строительству
и реконструкции портовых систем, открытию внутренних водных путей, обеспечению
портового контроля государства порта и государства флага.

Министр также подчеркнул, что есть договоренность с ЕС об увеличении
помощи транспорту России по программе "Тасис".

Кроме того, рассмотрены вопросы по НИОКРу, а также строительству дорог
в рамках транспортных коридоров.

- Мы информировали г-на Киннока о том, что российская сторона будет
поднимать на Конференции в Хельсинки тему создания так называемых 10 и
II транспортных коридоров как весьма представляющие интерес для России,
- подчеркнул Н.Цах. Речь идет о "линиях": Север - Центр - Юг,
проходящих через Хельсинки - С.Петербург - Москву - Ростов-на-Дону - Новороссийск;
и - Страны Скандинавии - Москва - бассейн Волги (включая все ее регионы)
- Туркменистан - Узбекистан - российское Закавказье - с выходом на Иран
- Пакистан - Индию. С условием обустройства и использования нашей инфраструктуры,
в т.ч. и водной системы транспортировки.

Вопрос г-ну Цаху: Что Россия, Прибалтика, Финляндия могут ожидать от
подписания Меморандума?

- Мы обустроим имеющиеся порты, построим новые, создавая тем самым рабочие
места. А вот средства от перевалки грузов в балтийских портах России останутся
в стране.

Нередко приходится слышать вопрос о том, что если Россия займется развитием
своих портовых систем на Балтике, то тем самым резко ограничит поступления
грузов в порты Прибалтики и Финляндии. Это неверный взгляд. Речь идет о
том, чтобы направить усилия на создание российскому товаропроизводителю
в стране такого маршрута, который бы позволил получать наивысший экономический
результат. И уж выбирать тот или иной порт, конечно, ему. И это, думаю,
справедливый подход.

В рамках программы возрождения торгового флота России предусмотрено
строительство трех морских портов на Балтике. Уже начинаем строительство
в Усть-Луге. Первый комплекс порта будет по переработке угля. Второй порт
в бухте Батарейной для перевалки светлых нефтепродуктов. Мощность первой
очереди предусмотрена в 7,5 миллиона тонн, а в целом пропускная способ-
ность составит 17 миллионов тонн. Третий порт в Приморске для перевалки
нефти и газа. Объемы здесь такие: до 40 миллионов тонн нефти и 10 миллионов
кубометров газа.

Если говорить о финансировании проектов, то на первую очередь порта
Усть-Луга определены инвесторы как российские, так и зарубежные. По порту
в бухте Батарейная - имеем отработанный кредит Европейского Банка в пределах
50 миллионов долларов плюс средства российских нефтяных компаний. По Приморскому
порту уже суммы определены, идет уточнение финансовых потоков, но могу
сказать, что финансирование на себя возьмут также российские нефтяные компании.

Вопрос г-ну Кинноку: Как Вы в целом оцениваете транспортную систему
России?

Ответ: Даже поверхностное ознакомление позволило заметить улучшение
и я вижу, что существует большой потенциал для дальнейшего развития. Сейчас
предпринимаются усилия, чтобы добиться перемен в предстоящие годы. Мы полагаем,
что на основе сотрудничества всех видов транспорта сможем добиться преимуществ
для России и других Балтийских государств. Результатом будет обеспечение
более эффективной, конкурентоспособной торговли между Западной Европой,
Скандинавией и Россией. Сегодня мы делаем все возможное, чтобы будущее
характеризовалось эффективным сотрудничеством.

Я решил поехать в Нижний Новгород для того, чтобы познакомиться со всеми
аспектами транспортной системы в достаточно большом городе, обладающем
значительной промышленной базой, коммерческой активностью и не далекого
от Москвы.

Дело в том, что существует опасность того, что люди, приезжающие из
ЕС, пытаются разработать формы сотрудничества с Россией, ориентируясь исключительно
на столицу. Да и сама по себе железнодорожная поездка поучительна, когда
путешествуешь по России.

Кроме того, мы решили, что хотим посмотреть Балтийские порты, С. Петербург,
Мурманск, посетить Дальний Восток, озеро Байкал. Думаю, надо в России провести
не меньше трех месяцев, чтобы ориентироваться в проблемах транспорта.

Вопрос: Как вы оцениваете программу "Тасис" и возможность
создания скоростной железнодорожной магистрали Москва - С.Петербург?

Ответ: Такая магистраль сама по себе заслуживает большого внимания,
но мы ее рассматриваем как часть т.н. Критского мультимодального коридора,
который свяжет Хельсинки - С.Петерубрг - Москву и далее. Очевидно, что
тут есть преимущество для России, но этот проект имеет значение и для улучшения
транспортных потоков, и улучшения эффективности перевозок между Северной
Европой и Россией.

Что касается характера этой магистрали, то здесь интересна наша беседа
с г-ном Зайцевым. Поскольку это лишь часть в развитии системы смешанных
перевозок, которые мы хотели бы видеть в данном транспортном коридоре.

Сейчас рассматривается форма, в которой будет выражена эта связь. Во
многом мысли моих собеседников по встрече созвучны с европейским подходом:
должно быть высокоэффективное железнодорожное сообщение. Оно должно уменьшить
объем автоперевозок, быть удобным для людей, способствовать повышению общей
эффективности транспортной системы России. Естественно, мы в ЕС уже взяли
на себя обязательство поддержать эту работу и поддержка будет продолжена.

Не могу сказать, что программа «Тасис» носит постоянный характер. Дело
в том, что первые задачи её уже решены. А именно - добиться того, чтобы
наши средства способствовали торговым и транспортным связям между странами
ЕС и Россией. Но наша приоритетная задача в том, чтобы улучшить положение
на транспортных стыках между Союзом и Россией.

Средства "Тасис", может и небольшие, используются для осуществления
достаточно эффективных проектов: исследования, конкретика. Вместе с российским
правительством мы должны внимательно оценивать результаты этих проектов,
но ход событий уже сегодня показывает, что ситуация развивается удовлетворительно.

Вопрос г-ну Цаху: Хотелось бы узнать Ваше мнение о сотрудничестве России
с Польшей.

Ответ: Недавно премьер-министры двух стран подписали ряд соглашений,
в том числе в области спасания на море, в воздухе, других видов транспорта.
Кроме того, подписано соглашение о строительстве транспортных коридоров.
Например, автодорог Москва - Минск - Брест - Варшава - Берлин, а также
соглашение по связи воеводств Польши с Калининградской областью. Россия
уже почти полностью выполнила принятые на себя обязательства, польская
сторона заверила, что в 1997 году также примет все меры для строительства
дороги и пограничных переходов.

Сказал бы, что у нас отношения с Польшей в области транспорта развиваются
довольно неплохо.

Вопрос гг. Цаху, Кинноку: Прошу вернуться к вопросу строительства российских
портов на Балтике. Вы сказали, что три порта будут строиться. В чем здесь
роль ЕС и что более конкретно можно сказать о подписанном Меморандуме?

Ответ г-на Цаха: Меморандум о взаимопонимании будет способствовать выполнению
программ, определенных российской стороной. Если и была определенная сдержанность
в части способствования инвестиций в нашу программу строительства портов
по линии "Тасис", то теперь, надеюсь, все вопросы сняты. Отрадно,
что ЕС сейчас уже рассматривает эти вопросы комплексно: строительство и
развитие морских портов, хороших железных и автодорог с их инфраструктурой
в рамках упомянутых транспортных коридоров.

Ответ г-на Киннока: Внимание к Балтике обусловлено не только огромными
изменениями в связи с образованием РФ, но и тем, что Швеция и Финляндия
стали членами ЕС. И что, может .важнее - внимание вновь обращается к морским
грузоперевозкам, в отличие от океанских, так как сухопутный транспорт перенасыщен,
особенно автомобильный. По экономическим, экологическим соображениям, в
связи с этим, надо максимально использовать каботажные морские перевозки.
Вот почему произошло качественное изменение подходов к Балтике как со стороны
ЕС, так и со стороны России.

Что касается подписанного нами Меморандума, то на его основе мы можем
кооперироваться на стратегическом уровне с целью стимулировать развитие
в регионе. Конечно, никто не думает о каком-то национальном соперничестве.
Речь идет о море, где преимущества накапливаются для всех стран, имеющих
выход к его берегам. Это будет способствовать и повышению квалификации
экипажей судов, технического уровня плавсредств, эффективности работы портов
и т.д. Поэтому ЕС приветствует инициативу российского правительства по
реконструкции и строительству портов на Балтике.

В контексте намеченных преобразований возможно прогнозировать существенный
рост грузоперевозок через российские порты. А вот для их развития возможно
использование и частных инвестиций. Единая стратегическая политика ЕС и
России позволит сделать благоприятным инвестиционный климат, что, несомненно,
скажется на объемах капитальных вложений, готовности инвесторов вложить
деньги.

Меморандум позволяет создать рамки, в которых мы можем обеспечить приток
частных капиталов и комулятивное развитие всех стран Балтики.

Ответ г-на Цаха: Российский экспорт продается на условиях "порт-ФОБ",
а в последнее время вообще "Франко-Завод", при том, что импорт
закупается на условиях "СИФ". Поскольку условия на рынке грузоперевозок
диктует грузоотправитель, он-то и стал привлекать иностранные судоходные
компании вместо российских. Думаю, что это в ближайшее время пройдет, поскольку
уровень сервиса у наших судовладельцев не хуже. Так, в правительственную
комиссию по оперативным вопросам внесен ряд предложений по изменению российского
законодательства в части таможенных льгот, создания более благоприятных
условий для российских грузоперевозчиков, поскольку все участники этого
рынка должны иметь равные условия. Сегодня от экспортных грузов российский
судовладелец платит налог на добавленную стоимость (НДС), в то время как
с иностранного такового не берут.

Думаю, в ближайшее время эта и другие проблемы, связанные с созданием
благоприятных условий для российских грузоперевозчиков будут решены.

В НАСТУПАЮЩЕМ ГОДУ ЖЕЛАЮ ТРУЖЕНИКАМ ОТРАСЛИ ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ, МОРЯКАМ
- СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ.

На пресс-конференции работал Анатолий Кузнецов

Москва.