- Transport on Line - hiltunen.htm

Рассмотрев на заседании секции СОРОССа по техническим вопросам проблему
координации бункерной политики, представители российских судоходных компаний
пришли к нелицеприятному выводу: бункероваться за границей гораздо дешевле,
чем в отечестве. Общими для судовладельцев являются проблемы контроля за
расходом топлива и смазочных масел. И особенно - качества ГСМ.

О чем говорит анализ?

- Если с ценами на топливо мы кое-как уже разобрались и бункеруемся,
в основном, за границей, - говорит технический директор АО "Приморское
морское пароходство" З.Агаджанов, - то с качеством получаемого бункера
- проблем масса.

Так, анализ топлива обходится примерно в 300 долларов, поэтому стараемся
проводить его только в случае большой бункеровки - свыше тысячи тонн.

В Мурманском морском пароходстве пошли по другому пути: четыре года
назад заключили контракт с лабораторией по качеству Норвежского морского
регистра и теперь прибегают к услугам данной фирмы. Установили на всех
судах пробники-отборники и строго ввели в практику: забункеровались - пробы
топлива отсылают на анализ.

- Причем, в случае отрицательного заключения бункерная компания сразу
меняет топливо, - подчеркнул технический директор АО "Мурманское морское
пароходство" А.Буторин. - К мнению лаборатории поставщики топлива
прислушиваются и никаких "выяснений отношений" не возникает.

В настоящее время в АО "ММП" ставят вопрос о том, чтобы анализ
топлива проводился непосредственно в момент бункеровки судна. Норвежцы
готовы оказать и такие услуги.

Что касается российских лабораторий по анализу топлива и масел, то,
как сообщил главный инженер АО "Балтийское морское пароходство"
Р.Горячев, единственным сертифицированным предприятием, например, на северо-западе
России, которое может сегодня делать качественный анализ топлива для морских
судов, является компания "Маринтест": ее расценки колеблются
от 200 до 500 долларов за анализ. "Маринтест" оказывает услуги
судовладельцам согласно Правилам безопасности мореплавания и Международных
конвенций МАРПОЛ и СОЛАС. В своей деятельности лаборатория руководствуется
нормативной технической документацией таких международных классификационных
обществ, как DET NORSKE VERINAS, ISO, ASTM,API.

- Правильная организация технической эксплуатации судовых установок
значительно снижает расходы топлива и смазочных масел, сменно-запасных
деталей и механизмов, расходы на их внеплановый ремонт, оплату трудозатрат
на устранение аварийной ситуации и штрафов, вызываемых нарушениями Правил
безопасности мореплавания и защиты окружающей среды, - уточняет начальник
испытательной лаборатории В.Спировой.

- В Северо-Каспийском морском пароходстве анализ проб топлива делают
собственными силами, - говорит главный инженер В.Соболев. - Функционирует
центральная специализированная лаборатория, которая оперативно и качественно
проводит анализ топлива.

В порту Ванино иногда бункеруются суда Сахалинского морского пароходства.

- Всю бункерную политику в регионе, - уточняет главный инженер АО "СахМП"
А.Самар, - координирует "Трансбункер",

Он подчеркнул, что бункеруясь в отечественных портах, к сожалению, приходится
подчиняться тем обстоятельствам, которые сложились в стране в целом. Что
касается зарубежных портов, то мы имеем долгосрочные договоры с различными
фирмами в портах Южной Кореи и немного в Японии. В Японии, к слову сказать,
на сегодняшний день, пожалуй, самое дорогое, но и качественное топливо.

В основном же сотрудничаем с теми, с кем выгодно на данный момент. Не
пренебрегаем и качеством отечественных ГСМ. Например, выпускаемых заводом
имени Шаумяна в Санкт-Петербурге. Впрочем, за его ус луги, как и в большинстве
случаев, нужна предоплата. С зарубежными же компаниями работаем, как правило,
в кредит - там нам почему-то больше доверяют. Что касается качества топлива
и смазочных масел, то проблема эта очень актуальна. Проанализировать опыт
коллег в вопросах определения их качества, используя как местные возможности,
так и услуги зарубежных компаний, сегодня, разумеется, очень важно.

О высоком имидже лаборатории по качеству норвежского морского регистра,
а также о необходимости развития местных лабораторий по определению качества
топлива для судов говорил в выступлении на секции ВРИо вице-президент АО
"Новошип" В.Темежников:

- Сегодня только в одном Новороссийске работает почти сотня судоходных
компаний. Рано или поздно каждая из них сталкивается с необходимостью анализа
топлива, качество которого, естественно, важно для судоходства, а в техническом
аспекте, может, и первостепенно.

Обсуждение проблемы бункерной политики затронуло также вопросы контроля
за расходом топлива и смазочных масел, их экономии, а также Акционерное
общество активно, например, работает с московскими аэропортами, переработчиками
нефти в Белоруссии. "Совбункер" открыл там дочернюю компанию
для поставки топлива в Калининград и Мурманск. - Решить проблему с бункеровкой
российских судов по приемлемым ценам можно и должно, но только сообща с
пароходствами, - подчеркнул В.Осетров. Что касается помощи в заправке топливом
по более выгодным ценам за границей, то тут "Совбункер" связан
договором с компанией "Коминфлот", которая является его главным
акционером. Согласно договору, "Совбункер" не может самостоятельно
организовывать бункеровку за границей - только через данную компанию. Сегодня
многие российские пароходства организации эффективной работы технических
служб.

Нужна обоюдная выгода

Своим взглядом на ситуацию вокруг бункеровки российских судов поделил
ся заместитель генерального директора акционерного общества "Совбункер"
В.Осетров:

- То, что внутри страны цены на топливо гораздо выше, чем за границей,
известно сегодня всем. Единственное в связи с этим, что может предложить
"Совбункер" российским судовладельцам, - большие партии топлива.
Только так цены окажутся более привлекательными.

Ведь "Совбункер" - посредник, ибо сам топлива не производит
и не перерабатывает.

- Если у пароходств возникнет необходимость взять грузовую партию топлива
в российском порту, но не менее 2,5-6 тысяч тонн, "Совбункер"
может организовать такую поставку по более низким ценам, чем на местном
рынке. Такой опыт у компании уже был с Мурманским морским пароходством,
куда "Совбункер" поставил дизельное топливо по ценам, более низким,
чем предлагал "Лукойл". Более того, после данной сделки "Лукойл"
сразу же снизил отпускные цены на топливо. Выходит, при желании можно оказывать
понижающее влияние на рынок стоимости топлива - была бы взаимная выгода.

Пока же потребность российских пароходств в отечественном топливе, увы,
незначительна. Для того, чтобы элементарно выжить, "Совбункеру"
пришлось переключиться на работу с другими отраслями.

- Акционерное общество активно, например, работает с московскими аэропортами,
переработчиками нефти в Белоруссии. "Совбункер" открыл там дочернюю
компанию для поставки топлива в Калининград и Мурманск. - Решить проблему
с бункеровкой российских судов по приемлемым ценам можно и должно, но только
сообща с пароходствами, - подчеркнул В. Осетров. Что касается помощи в
заправке топливом по более выгодным ценам за границей, то тут "Совбункер"
связан договором с компанией "Коминфлот", которая является его
главным акционером. Согласно договору, "Совбункер" не может самостоятельно
организовывать бункеровку за границей - только через данную компанию. Сегодня
многие российские пароходства считают несколько завышенными цены на топливо
"Коминфлота". Объяснения же просты: компания "Коминфлот"
сама очень тяжело переживала перестроечные экономические трудности и только
сейчас, начав работать самостоятельно, постепенно становится на ноги. Объем
ее бункеровок вернулся к прежнему - порядка четырех миллионов тонн по всему
миру. Ее клиенты - на 99 процентов иностранные судовладельцы.

В целом "Совбункер" готов к тому, чтобы полностью подключиться
к проблеме координации бункерной политики для российских судовладельцев,
вести переговоры как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В случае, если
у отечественных пароходств будет заинтересованность в больших количествах
бункеровок в российских портах, "Совбункер" готов даже пойти
на то, чтобы закупать необходимое количество нефти и перерабатывать ее
для судовладельца на удобно располагаемых нефтеперерабатывающих заводах.
"Совбункер" готов также взять на себя реализацию побочных продуктов,
которые образуются при данной переработке. По крайней мере "выход"
на потребителей авиационного топлива, а также бензина у "Совбункера"
есть. При этом пароходствам следует только учесть, что минимальная партия
нефти, которую согласны принять на предприятии для переработки, - не менее
20 тысяч тонн.

Одним словом, во всем нужен четкий стратегический расчет, нормальные
партнерские отношения и... обоюдная выгода.

Вера Никитина